Мэр Омска должен выступить лоббистом интересов омичей и в перерасчёте нормативов накопления отходов.
Продолжаем цикл обсуждения темы будущего главы Омска. Каким должен быть руководитель города-миллионника? Решением каких проблем ему стоит заняться в первую очередь? Своим видением поделился с «Коммерческими вестями» профессор ОмГУПС, эколог Сергей КОСТАРЕВ.
– Современное природоохранное законодательство не позволяет мэру управлять всеми процессами, связанными с экологией города. Однако даже сейчас у него есть некоторые обязанности и возможности. Самое очевидное – озеленение. Тема для Омска вечная. 15 лет назад была разработана стратегия увеличения количества парков и скверов с ростом общей площади озеленения в полтора раза. Но прошло время, и мэрия снижает требования, предлагая стремиться к 12 кв.м на человека вместо 18. Так что градоначальнику необходимо, естественно, установить новые показатели и требовать от застройщиков и разных благоустроителей обязательного количества зелёных насаждений – минимум, на мой взгляд, 18 кв.м на человека, причём фактического озеленения, а не формального, когда в площадь скверов и парков включают строения и парковки.
Разумеется, необходимо срочно прекратить вырубку деревьев. Понимаю, что их нужно менять время от времени. Но это должно открыто согласовываться с омичами. Например, недавно губернатор Московской области призвал проводить обсуждения вырубок, вплоть до судьбы каждого дерева, с местными жителями, и это абсолютно здравая практика.
Особо охраняемых природных территорий всего 0,8% от территории Омска, ещё и одна из них (Дендросад им. Гензе) находится под угрозой застройки. Это катастрофически мало. В Екатеринбурге этот же показатель – 17%, нормальным в европейских городах считается 30–40%. Нужно создавать новые особо охраняемые природные территории, «зелёный каркас» города. Только это позволит создать стабильный баланс для здоровой жизни омичам. Когда я поднимал эту тему в беседах с региональным Минприроды, чиновники мне отвечали, что мэрия не проявляет на этот счёт никакой инициативы. Надеюсь, новый мэр обратит внимание на это важное направление деятельности. Кстати, года четыре назад велась речь о придании всем озеленённым территориям Омска защитного статуса, чтобы нельзя было их застраивать без общественного обсуждения. Администрация тогда выступила категорически против этой идеи, и мы видим последствия. Пора исправлять ситуацию.
К сожалению, мэр практически не имеет полномочий по защите воздуха от выбросов, но в интересах омичей он вправе требовать от министра экологии и природных ресурсов выполнения программы «Чистый воздух». Уже два года прошло с того момента, когда был произведён расчёт загрязнения воздуха в городе, но [министр природы Илья] ЛОБОВ до сих пор не показывает результаты. Тем самым введение новых ограничений на предприятия и транспорт тормозятся, а омичи продолжают жаловаться на плохой воздух. Мэру пора встать на защиту горожан.
Проблема, которой долгие годы практически не касается администрация, – поверхностные сточные воды, которые не очищаются. Пора остановить загрязнение наших рек. Да, строительство очистных сооружений потребует больших вложений, однако мы не получим для этого средств, допустим, от федерации, если мэр Омска не поднимет этот вопрос и не докажет его важность.
Беспокоит меня и расширение в Омске проезжей части в центре города в ущерб озеленению и пешеходам. Разумеется, это приведёт к увеличению трафика и, соответственно, автомобильных выхлопов. В Европе, да и в некоторых российских городах, например, в Москве, тенденция обратная: дороги сужают, озеленение увеличивают, а тротуары и велосипедные дорожки добавляют. При этом развивают общественный транспорт, и люди постепенно отказываются от частных автомобилей, город становится чище. Омску тоже стоит идти по этому пути, переходить на трамваи, троллейбусы, вместительные автобусы, отказываясь от архаичных «ГАЗелей» и «ПАЗиков», годящихся только для периферийных районов города и пригородов.
Градоначальник в принципе может и должен требовать от вышестоящей власти соблюдения наших интересов по всем проблемам. Строительство Красногорской плотины, например, убьёт город, хотя заявляется, что это не так. В конце концов, мэр способен инициировать публичное обсуждение этого вопроса с привлечением экспертов, общественности. До сих пор этого не было сделано.
Ещё одна важнейшая тема – мусор, буквально мина замедленного действия. Повлиять на систему со стороны отдельного горожанина в данном случае невозможно, одного активизма мало, а региональному оператору, конечно, невыгодно отдавать доходы в чужие руки. Потому мэр должен выступить лоббистом интересов омичей в перерасчёте нормативов накопления, а лучше – помочь организовать раздельный сбор отходов. Кстати, это поможет развиваться небольшому бизнесу, так нужному горожанам.
Фото © Максим КАРМАЕВ, из архива «Коммерческих вестей»