В Омске изготавливают Урал 4320 с короткой и длинной «мордой», Урал NEXT, КамАЗ 5350, КамАЗ Мастер 4326-9. Почти как настоящие, но радиоуправляемые.
29 октября 2021 года в Омске открылась компания по производству моделей грузовиков в масштабе 1:10 на радиоуправлении. Поклонников Уралов, КамАЗов, МАЗов много не только на постсоветском пространстве, но и за его пределами, даже за океаном. А раз есть спрос, то появилось и предложение. О дорогом во всех смыслах хобби мальчишек, живущих внутри состоявшихся мужчин, создатель и руководитель ООО «Радиоуправляемые модели грузовиков», владелец производства «Stopa RC models» Дмитрий СТОПА рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.
– Дима, это твой первый бизнес-проект?
– Да, причем он вырос из хобби. Учился я с неохотой, потому что мне было сложно чем-то по-настоящему увлечься, а вот мастерить всегда обожал. В 2013 году захотел купить себе машинку на радиоуправлении, но продавец меня отговорил…
– Почему?
– Несмотря на то, что модель стоила около девяти тысяч рублей (на тот момент) и ему было выгодно мне ее продать, видимо, продавец понял, что именно такая мне надоест за день-два. Я стал изучать форумы в интернете, оказалось, что у меня множество единомышленников – любителей радиоуправляемых автомобилей. По одному из чертежей собрал вручную джип, самостоятельно вытачивая каждую деталь. И получил неимоверное удовольствие. Примерно в 2017 году появилось желание построить свой первый грузовик. Во время службы в армии водил Урал 5557, очень его любил, он и стал моим вдохновением. Фотографии процесса постройки модели просто выкладывал в разные сообщества. Даже не успев опубликовать объявление, получил предложение продать автомобиль за 50 тысяч рублей. В тот момент я осознал, что такое хобби может приносить мне прибыль. Стали поступать новые заказы. Сначала это были только кабины. Постепенно по мере моего обучения, понял, что могу создавать более сложный товар. К кабинам добавились рамы, различные к ним дополнения (рессоры, крепления, балансиры, держатели запасного колеса и прочее), бамперы, кузовы.
– Какой материал ты использовал?
– Изначально обычный листовой ПВХ-пластик, который легко купить в любом рекламном агентстве. Я могу сделать модель даже по фотографии. Правда, процесс трудоемкий и долгий – только на изготовление одной кабины уходило два месяца.
– А это разве рентабельно?
– Как раз для того, чтобы производство было рентабельно, я озаботился его ускорением и оптимизацией. В 2018-м купил первый 3D-принтер. Сейчас у меня их уже несколько (два для крупных деталей, три для мелких и один печатающий жидкой смолой, из которой делаются фары и прочие мелочи). Это позволяет делать точные копии уже готовых деталей, ведь как старательно ни работай, все равно создать вручную две абсолютно одинаковые кабины не получится. Модели проектов мне помогает делать коллега из Питера, увлекающийся 3D-графикой. Рамы проектирую сам в «Компасе». Разрабатывая их, заранее продумываю универсальность, чтобы заказчик легко мог, например, переделать бортовую модель в кран и т. д. Потом отдаю чертежи в компанию по лазерной резке, там из металла вырезают, сгибают и получают готовые детали. Диски и мосты изготавливаю в компании у своего знакомого.
– Сколько тебе пришлось раскручиваться до стабильных продаж?
– Примерно года два. Сейчас работаю только по предзаказам, но, конечно, планирую выйти на уровень запаса готовых автомобилей. Заказов очень много, поэтому срочно нужно масштабироваться.
– Расскажи про свой ассортимент.
– Сформировалась ходовая линейка – Урал 4320 с короткой и длинной «мордой», Урал NEXT, КамАЗ 5350, КамАЗ Мастер 4326-9. Один клиент, работающий дальнобойщиком, заказал мне Урал NEXT сортиментовоз, и он абсолютно аутентичен: гидроусилители, гидроцилиндры, масляные насосы, манипулятор – все в точности как в реальной машине, просто в масштабе 1:10. Кто-то заказывает готовые автомобили, а кто-то предпочитает брать набором, чтобы собирать, красить самому. На каждую полную модель уходит около полугода работы. Причем печать занимает немного времени, больше уходит на обработку деталей наждачной бумагой, грунтовку, покраску, покрытие лаком и так далее. В идеале планирую выйти на то, чтобы производство одной модели занимало не больше двух недель, для этого уже сейчас изучаю другие технологии производства.
– А что конкретно у тебя в планах?
– Пока не готов раскрывать все секреты. В планах продавать готовую продукцию уже с электроникой, а не только на заказ. Ищу специалистов, веду переговоры с партнерами. У меня работает первоклассный мастер, который собирает коллекционные модели в масштабе 1:43, у него золотые руки. Мне бы еще таких парней. Сейчас у меня две мастерских – в одной принтеры и сборка, в другой фрезерный и токарный станки. В России эта бизнес-ниша свободна и только сейчас начинает слабо заполняться силами энтузиастов. Да, продаются радиоуправляемые внедорожники, самолеты, вертолеты, корабли, а вот грузовики пока не очень популяризированы. В Европе же масса выставок, соревнований, когда любители снимают огромные ангары, строят трассы с препятствиями и разными видами покрытий и там катают свои модели. Мне бы очень хотелось видеть нечто подобное и в нашей стране. В Омске с этим отдельная беда, у меня почти нет друзей в теме. В Парке 30 лет ВЛКСМ раньше была трасса, на которой катали радиоуправляемые машины, сейчас за ней никто не ухаживает.
– А кружки моделирования тебе младших товарищей и будущих заказчиков не воспитывают?
– Они есть, но там учат уж больно архаичным вещам, уместным в советское время – что-то паять с проволокой… Это тоже интересно и полезно, не спорю, просто современные технологии ушли далеко вперед. Актуальная тема – робототехника. Во многом тоже самое, но с использованием компьютера, я даже сам проводил для ребятишек экскурсию на своем производстве. У них просто горели глаза!
– Понимаю. Так кто, в итоге, твоя нынешняя аудитория?
– Судя по Вконтакте и Инстаграму, это в основном мужчины от 25 до 55. Для многих это жизненная ассоциация с чем-то близким, как для меня Урал 5557. Некоторые мужчины ностальгируют по глобальным советским стройкам… Я и сам все детство прожил в Казахстане рядом с доломитовым карьером, поэтому мне понятны их чувства, тоже любовался грузовиками. Мой отец был дальнобойщиком, так что тема тяжелого транспорта мне хорошо знакома. Мои проекты также заказывают коллеги из Санкт-Петербурга для участия в соревнованиях среди радиоуправляемых моделей «Формула Дакар». Все модели предварительно тщательно тестируются. Так, один из моих КамАЗОВ непрерывно катали по гравию, по песку, по камням на протяжении 13,5 км. И подвеска, узлы выдержали это! По идее модель может развивать скорость вплоть до 25 км в час.
– Тебе не кажется, что с учетом твоих вложений цена моделей довольно низкая – немногим более 100 тысяч рублей?
– Мне все об этом говорят. Но я только выхожу на рынок и хочу заявить о себе. Цены, конечно, придется повышать – минимум в два раза. Поскольку как раз в два раза подорожали металл, пластик. Как видишь, заказы у меня есть, люди не экономят на реально важных для себя хобби.
– Кстати, ты принципиально занимаешься только отечественными грузовиками? Иномарки вообще тебя не привлекают?
– Советскую технику, мне кажется, любят все! Она надежная, качественная. Причем ее обожают не только на просторах СНГ, но и за рубежом. Очень много запросов из Германии. Один грузовик скоро отправлю в Сан-Франциско. Элемент патриотизма присутствует, не отрицаю, я горжусь нашей промышленностью. А производителей иномарок – кранов, шоссейных грузовиков – довольно много в Китае, в США. Но есть нюанс – все они выполняются в масштабе 1:12 или того меньше – 1:14. Очень заметно, что это именно игрушка, она даже трясется при езде. У меня же машина может достигать 10 кг веса, она передвигается солидно, вальяжно, переваливаясь, как настоящий грузовик. Если снять это на видео с правильного ракурса, может показаться, что это и есть реальный КамАЗ, например. А два Урала в сцепке сдвинут с места легковой автомобиль. Кстати, я ни разу не катал готовую свою модель.
– А как же ты их продаешь, не тестируя?!
– Тестируется каждый узел в отдельности и в собранной модели в целом. Полная обкатка производится уже заказчиком после установки им своей электроники. Во время проектирования я четко вижу, как будет работать каждый узел уже в реальности. Не знаю, как это объяснить, просто понимаю это. Даже когда еду по городу и вижу грузовик, мысленно раскладываю его на детали и автоматически представляю в масштабе 1:10. Есть еще множество моделей, которые бы хотелось воплотить в уменьшенном размере, осталось только найти на все это время…
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 ноября 2021 года.