Как бы ни мешали коронавирусные ограничения, кинотеатры Омска все же воспряли духом.
Фонд кино отчитался о том, как поживали в прошлом году российские кинотеатры. Кассовые сборы отечественного проката в 2021-м достигли 40,7 млрд рублей – на 78% больше, чем в непредсказуемом 2020-м. Однако допандемийного уровня достигнуть не удалось – сборы снизились по сравнению с 2019-м на 26%. Как отмечает вице-президент Омского областного союза предпринимателей Денис КОШЕЛЬ, без учета колоссального роста современных цен подобные сравнения некорректны, так что, видимо, разрыв еще значительнее, чем даже кажется на первый взгляд.
По данным того же Фонда кино, в России было продано 145,7 млн билетов в кино, что на 64,1% больше, чем в 2020-м. Кассовые сборы российского проката составили 10,4 млрд рублей, иностранных фильмов – 30,3 млрд рублей. По оценкам омских экспертов, 80-90% указанного заработка приходится на две столицы нашей Родины – Москву и Санкт-Петербург. Введение QR-кодов (в Омске это произошло 30 октября) и временное приостановление деятельности московских и санкт-петербургских кинотеатров на ноябрьские праздники (Омск эта мера предосторожности, к счастью, обошла стороной) подорвало восстановление рынка. Правительство РФ даже анонсировало дополнительную финансовую помощь в 5,5 млрд рублей – итого на кинорынок вольется рекордная сумма господдержки в 11,63 млрд рублей. Впрочем речь по большей части именно о производстве фильмов. Фонд кино прошлый год также активно выделял субсидии региональным кинотеатрам – по несколько миллионов рублей получали (омские в том числе) те их них, что не имели долгов по налогам и крутили необходимый процент отечественных произведений.
Каким ты был?
Очередной год мы закрыли без присутствия в Омске федеральных киносетей, грозящего переделом рынка. Ранее «Коммерческие Вести» писали о потенциальном открытии кинотеатра в ТЦ «МЕГА»: судя по всему, пандемия испортила планы мастодонту торговли. Не появилось у нас и кинотеатра с технологией IMAX – эксперты уверили меня, что омичи не готовы к билетам по 700-1000 рублей. До сих пор не открылся после реконструкции «Космос», горевший в январе. Сменились управляющие в кинотеатрах «Атриум», «Галактика», «Рубин», «Континент». В тройке лидеров по посещаемости остались «Слава», «Первомайский», «Атриум»/«Вавилон».
– Напомню, что в 2020-м в некоторых регионах России кинотеатры не работали с марта по сентябрь, а то и декабрь. Естественно, что на фоне таких событий 2021-й был куда плодотворней для нашей отрасли, – объяснил Дмитрий САВЕЛЬЕВ, директор ООО «Кинопрокат Омск» (кинотеатры «Первомайский», «Слава»). – В январе 2021-го нам на руку сыграли 30-40-градусные морозы, когда уличные развлечения оказались недоступны, а походы в кинотеатр стали актуальными. Казалось, что индустрия начинает поднимать голову, но ближе к лету опять произошел спад – кинотеатрам особо нечего было предложить интересного зрителю, многие разъехались в отпуска, а на сцене появились новые штаммы коронавируса. Это был один из худших летних сезонов в индустрии. Сентябрь-октябрь был удачным периодом. Выстрелили «Дюна», очередная сага о Джеймсе Бонде, анимации «Семейка Аддамс: Горящий тур» и «Неисправимый Рон» и, конечно, мегаблокбастер «Веном 2».
Борис СОБКО, директор кинотеатра «Вавилон» назвал ушедший год сложным:
– В 2020-м были понятны правила игры, а в 2021-м нам пришлось буквально войти в режим выживания – ситуация менялась едва ли не ежедневно. Атмосфера оказалась чрезывайно накаленной и я не преувеличу, если скажу, что кинотеатры прошли буквально по лезвию ножа. Конец прошлого года, впрочем, вышел неплохим – было много новогодних релизов, образовалась критическая масса привитых, публика постепенно привыкла к проверке QR-кодов, как она привыкла ранее к ношению масок. Хотя поначалу протестные настроения были столь сильны, что, казалось, кинобизнес находится на грани вымирания. Уже в 2022-м в кинотеатры ходило куда больше омичей, чем в аналогичный период в 2021-м. Этим же, к слову, не могут похвастать Екатеринбург, Хабаровск и другие города, где ограничения остались достаточно жесткими. Москва – лидер рынка – отработала январские праздники на 44% лучше, чем в прошлом году, «Вавилон» – на 16%. Кстати, на мой взгляд, репертуар 2022 года намного привлекательней 2021-го. Чего только стоит «Аватар 2»! Хотя, конечно, движение новых штаммов коронавируса пугают...
САВЕЛЬЕВ уточнил, что введение QR-кодов в ноябре временно уронило выручку курируемых им кинотеатров на 90%:
– Линейному персоналу пришлось столкнуться с сильной агрессией в связи с введением этой системы проверки. Все утихло спустя три недели, когда начало прогрессивно расти количество привитых, а зритель стал адаптироваться к новым требованиям. Есть ряд релизов, которые однозначно не добрали свою кассу. Это «Вечные», «Последняя дуэль», «Король Ричард». На самом деле искренне обидно, что индустрия развлечений попала под более сильный контроль, в то время как на авиаперелетах те же коды не проверяют. Конец ноября и декабрь ознаменовались мощным набором премьер. Можно даже сказать, что такой репертуар – хороший и разноплановый – был впервые за несколько последних лет. Анимации «Энканто» и «Зверопой 2», блокбастеры «Охотники за приведениями: Наследники», «Человек-паук: Нет пути домой», «Матрица: Воскрешение», один из лучших игровых фильмов последнего времени «Дом Gucci». А в конце декабря в прокат вышли практически все новогодние релизы: «Последний богатырь: Посланник Тьмы», «Три богатыря и конь на троне», «Елки 8», «Чемпион мира». Что в «Славе», что в «Первомайском» лидером проката стал «Человек-паук: Нет пути домой». И нужно понимать, что такая мощная подборка в годы без коронавируса и ограничений, связанных с ним, могла сработать бы на 15-20% лучше. Если говорить в целом про год, то процентов 40-45 мы недополучили.
Новый эпизод «Человека-паука» стал безусловным лидером во всех кинотеатрах страны. Валерий КОСТЫЛЕВ, экс-директор киноцентра «Атриум», а ныне консультант в кинотеатре «Галактика» иронизирует: «По сути, сейчас во всех омских кинотеатрах один и тот же репертуар, поэтому они работают на рядом живущих людей». САВЕЛЬЕВ все же настаивает, что у каждого свои фишки:
– Мы по-прежнему показываем в «Славе» документальные фильмы, театральные постановки, музыкальные концерты, киноленты знаменитых фестивалей. Правда, в прошлом году не было так много контента, как хотелось бы. Расширение репертуара – это для нас косвенная реклама, как и обсуждения энтузиастов просмотренного кино до и после сеанса. Для крупных блокбастеров всегда есть показы на языке оригинала, проводим ретроспективу известных картин. В «Первомайском» же делаем ставку на детские фильмы, утренние показы собирают полные залы.
Бремя. Деньги
В преддверии Нового года, по словам САВЕЛЬЕВА, в «Славе» и «Первомайском» был проведен целый ряд внутренних мероприятий – устройства для безбланкового прохода заменены на более мощные, подключены дополнительные кассы, усилен сигнал Wi-Fi в зоне считывания QR-кодов. А СОБКО по-доброму похвастал залом повышенной комфортности, открывшемся как раз в прошлом году – новые кресла оснащены подголовником и подставкой под ноги, разъемом для подзарядки гаджетов, а также планшетом, с которого прямо к месту можно заказать еду и напитки. Это потребовало инвестиций в 2,5 млн рублей. Билет туда стоит в два раза дороже обычного – 400 рублей:
— Популярность этого зала превзошла самые смелые ожидания. Все сториз в инстаграме, которые выкладывают наши посетители, связаны либо с новогодней фотозоной, либо как раз с ним. Считаю это нашей маленькой победой за прошлый год. За подобными залами будущее. И цена их посещения невысока на самом деле. В Сургуте на новогодние праздники в Синема Парке билеты на обычные кресла стоили 650 рублей, все залы были битком. Также мы обновили мебель на более мягкую и удобную, установили детский лабиринт, отремонтировали второй зал, заменив там экран, кресла и обустроив более широкие проходы. В текущем году постараемся в том же духе модернизировать 7-й и 8-й залы.
«Ограниченность бюджета в этот тяжелый период пока не позволяет нам запустить новые предложения. Например, сделать залы повышенной комфортности, что является блестящей идеей. В последнее время набирают популярность корпоративные, семейные, индивидуальные просмотры, когда рабочий коллектив, компания друзей арендуют небольшие залы. Но если уж делать зал повышенной комфортности, то менять сразу все. А только одно хорошее кресло обойдется в 0,25 млн рублей. Еще нужно провести монтаж/демонтаж кресел, обновить звук и главное – имеет смысл поставить лазерный проектор (это совершенно новый уровень картинки и звука), а он стоит 4-5 млн рублей. В Омске пока ни в одном кинотеатре нет такого оборудования», – рассказал САВЕЛЬЕВ.
СОБКО иного мнения:
– Уверяю, что обыватель не заметит разницу между ламповым и лазерным проектором. Разумней готовиться к следующему технологическому прорыву, когда кино будут демонстрировать не при помощи проектора, а на невообразимо большом экране, который сам показывает, а не отражает картинку. Лазерный проектор – проходной вариант, он вряд ли надолго закрепится на рынке. Переход на экранную демонстрацию потребует не меньше пяти-семи лет.
Почему же бюджет ограничен? Все дело, уверили меня основные игроки рынка, в том, сколько омичи платят за просмотр фильмов. «Среди городов-миллионников Омск занимает последнее место по стоимости билетов в кинотеатры, – сетует САВЕЛЬЕВ. – Не думаю, что в этом повинна, как все любят говорить, низкая платежеспособность омичей. Посмотрите, какой бум в прошлом году у нас творился на рынке недвижимости, на авторынке! При этом поход в кинотеатр – это самый бюджетно доступный вид семейного отдыха. Мы не поднимаем значительно цены, несмотря на реальную инфляцию в 12-20%, хотя только стоимость вывоза мусора выросла в три раза. Сейчас стоимость билета составляет 260 рублей. Оптимальная же цена, на мой взгляд, 300-350 рублей. Невысокая стоимость билета, к сожалению, отражается и на сервисе».
— Поднять цены на билеты, конечно, можно, но это палка о двух концах: омичи активно ходят в кино как раз потому, что билеты им по карману, – считает СОБКО. –Кинотеатры зарабатывают не на билетах, а на продаже сопутствующих товаров, в первую очередь попкорна. 50% стоимости билета я все равно отдаю прокатчику, поэтому заинтересован в том, чтобы в «Вавилон» пришло как можно больше гостей. К счастью, поставки для нас не подорожали. Наш южноказахстанский поставщик зерна любезно не поднял цены в это кризисное время. Да, подорожали масло, сахар, стаканы, но стоимость ключевого товара осталась неизменной.
По идее, значительно сэкономить во всех смыслах можно было бы на комбо-кассах, но не всегда идея оправдывает себя. Так, САВЕЛЬЕВ поделился опытом:
– Поддавшись веяниям времени, мы ввели в «Первомайском» комбо-кассы, то есть кассы, где можно одновременно купить билеты и напитки/попкорн. Для нас это существенная оптимизация расходов не только в плане персонала, но и в техническом: ведь каждую кассу нужно поставить на учет, обслуживать, снимать фискальные накопители и так далее. Иметь две комбо-кассы выгоднее финансово, чем четыре классических. К сожалению, это привело к невероятным скоплениям наших гостей, учитывая, что многие не успевают определиться с выбором сеансов и снеков до покупки. Выходом стал безбланковый проход: купившие билеты онлайн проходят в зал, предъявив код о покупке администратору на своем смартфоне, ничего предварительно не распечатывая. Сейчас около 70% билетов приобретаются именно так. Примерно 20% зрителей рассчитываются за билеты банковской картой. Такой же подход работает и в «Славе». А вот для касс самообслуживания, популярных в США и Европе, мы, на мой взгляд, не готовы. Ни площадки, ни наш менталитет.
К слову, терминал самообслуживания – удовольствие не из дешевых. Аппарат с лентой, фискальным накопителем, купюро- и монетоприемником может обойтись 0,5 млн рублей.
— Комбо-кассы – не наш вариант, – признал СОБКО. – Они рассчитаны на большой поток людей, а у нас все-таки камерный кинотеатр. Сейчас у нас очень мобильная модель управления: если мы видим скопление людей, то открываем еще одну кассу или больше, если понадобится. Тем более что основная масса билетов реализуется онлайн: можно их не распечатывать, а сразу пройти с QR-кодом покупки к администратору зала. Мне проще усилиться живым человеком, чем тратиться на довольно дорогостоящее оборудование комбо-кассы.
Что болит у директоров кинотеатров
Кстати, о сотрудниках. САВЕЛЬЕВ назвал их нехватку главной проблемой нынешней повестки:
– Испытываем сумасшедший кадровый голод, столь острый впервые лет за 10. Некоторые вакансии линейного персонала не можем закрыть по полгода. Да, мы не можем предложить высокую зарплату, но это возвращает нас к теме стоимости билета. Также меня удивляет дичайшая безответственность сотрудников, которые могут без предупреждения не выйти на работу, соискателей, которые не приходят на собеседования. Такого раньше не было. В праздничные и выходные дни некоторые позиции закрывают сотрудники администрации кинотеатров. Я в январские каникулы поработал старшим администратором и кассиром. Это на самом деле очень хорошая практика для бизнеса.
«Проблема с персоналом велика, и мне сложно представить, что будет через пять лет, – переживает СОБКО. – Выбирая сейчас между молодежью и людьми зрелого возраста, отдаю предпочтение вторым, поскольку они куда более ответственны и трудолюбивы. Тем не менее нам удалось сформировать кадровый резерв, нам есть кого вызвать на подмогу в случае чего».
Но этим все проблемы сферы не заканчиваются. Игроков рынка тяготят порой отношения с начальством, которым, по сути, выступают компании, поставляющие фильмы кинотеатрам. Это распространенная проблема для всех заведений России, и Омск здесь не исключение. Прокатчик, по сути, полностью манипулирует киношниками: определяет количество сеансов конкретного фильма в неделю (в итоге афиша может полностью состоять всего из четырех-пяти вариантов, если не говорить о ведущих кинотеатрах города), может добавить в нагрузку к потенциальному хиту проходной фильм, требует отчета за каждую копейку – и это не фигура речи, если потерялось буквально полрубля, можно попасть под суд, буквально как с налоговой. «Мы самое нижнее звено в цепочке киноиндустрии. По большому счету, у нас нет права голоса. Киностудии привлекают к реализации проектов кредиты, инвестиции, а затем пытаются их окупить через сеть прокатчиков и дистрибьюторов», – подтвердил САВЕЛЬЕВ.
САВЕЛЬЕВ же озвучил сокровенную надежду на то, что «Слава» наконец-то заработает в полную силу:
– За пандемийный кризис с нашего этажа в «Миллениуме» съехали суши-бар «Зебры», ресторан «Рио», еще раньше ушла кофейня Berlin Kaffee. В итоге в пространстве семейного отдыха остались мы одни, а это очень сильно влияет на трафик. Конечно, можно вложить средства в организацию фудкорта, но для нас это не профильный бизнес. На данный момент ситуация немного сдвинулась – в соседи к нам подселился коворкинг-центр Names молодого миллиардера Аяза ШАБУТДИНОВА. Это не коворкинг в классическом его понимании, когда сдаются в аренду рабочие места, а некий микромир, где проходит обсуждение стартапов, выступают коучи, проводятся круглые столы. 27 декабря он открылся, и мы надеемся, что с появлением Names на нашем этаже возобновится движение. Что касается «Первомайского», оттуда в начале 2021-го съехал магазин настольных игр Hobby Games. Сейчас это пространство арендуют под организации детских праздников. В текущем году на первом этаже появится отделение ВТБ, который является нашим партнером и очень сильно поддержал нас во время локдауна.
Кина не будет! Электричество кончилось!
Игроки рынка смотрят на будущее своего бизнеса, мягко говоря, по-разному. Валерий КОСТЫЛЕВ никакими иллюзиями ни себя ни других не тешит:
– Я думаю, что к 2026 году большие кинотеатры сменят небольшие кафе и клубы по интересам, как в Турции. Если ранее кинопрокатчик вкладывал средства в производство копий киноленты, их доставку и утилизацию, то с развитием цифровых технологий все эти манипуляции отпали за ненадобностью, но он продожает собирать с кинотеатров 50% от стоимости каждого билета, а также ставить жесткие условия по количеству сеансов. Тем временем наши расходы растут – налог на земельный участок под кинотеатром, аренда здания, коммунальные услуги, зарплата и налог на нее, обновление киноламп и так далее. Кинобизнес сейчас убыточен.
«Загадывать, как сложится положение нашей отрасли в этом году, очень сложно, учитывая появление новых штаммов. Если под угрозой оказывается даже проведение Олимпийских игр!» – восклицает САВЕЛЬЕВ.
А вот Борис СОБКО настроен оптимистично:
– Популярность онлайн-сервисов обусловлена как раз неоднозначностью обстановки. Уверен, как только она стабилизируется, кинотеатры снова станут востребованы клиентами. Но, безусловно, этот бизнес исключительно для фанатов, потому что он низкомаржинальный. Однако так стало буквально недавно. В 2000-х кинобизнес нес буквально золотые яйца, и его собственники ждали громких премьер, потирая в предвкушении руки. Это было благородное, спокойное и интеллигентное дело жизни. Я уверен, что эти времена обязательно вернутся, только, конечно, придется усиленно и качественно для того поработать.
Ранее обзор был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 января 2022 года.