Омичи рады включиться в реформу обращения с ТКО, но не за свой счет.
4 февраля в Омске состоялось первое организационное заседание Общественного совета, созданного при региональном операторе по обращению с ТКО. Основу наблюдательного совета составили более трех десятков представителей бизнеса, КТОСов, старших по домам, членов различных экологических организаций, общественной палаты и неравнодушных граждан. Председателем организации избран общественный советник генерального директора ООО «Магнит» Александр ЛИХАЧЕВ. Он посетовал, что большинство омских поставщиков коммунальных ресурсов и управляющих компаний до сих пор не имеют общественных советов за исключением АО «Омскводоканал». Теперь к нему присоединился и «Магнит». ЛИХАЧЕВ подчеркнул, что каждый понедельник находится в офисе регоператора и готов принимать предложения от населения по улучшению работы обращения с ТКО. Собрания общественного совета будут проводиться раз в квартал. Председатель также озвучил намерение проводить экологические субботники и рейды по незаконным свалкам:
– Не будем забывать, что продажа электроэнергии, газа, воды организована еще в царские времена. Сфере обращения с твердыми коммунальными отходами всего три года, законодательство пока не проработано – до сих пор не признан ряд отходов твердыми коммунальными, например, с обустроенных мест сбора ТКО не вывозятся автомобильные покрышки. А общество во всем мире с каждым годом производит все больше мусора и вопрос его хранения, переработки стоит очень остро. Давайте не критиковать, а все вместе участвовать в реформе.
Доклад регионального оператора
Генеральный директор ООО «Магнит» Карен ЕГОЯН подвел итоги работы компании за три года, прошедших со старта реформы. В развитие новой отрасли региональный оператор привлек более 2 млрд. рублей инвестиций. В частности, построены два мусоросортировочных завода по 300 млн. рублей, с мощностью 200 000 тонн обработки в год. До реформы промышленная сортировка отходов в Омске не велась. Также за счет средств инвесторов, не закладывая расходы в тариф, как подчеркнул ЕГОЯН, регоператор установил около 20 000 контейнеров. Муниципалитеты в свою очередь построили более 5 000 новых контейнерных площадок.
Процент износа автопарка, работающего на вывозе мусора, в 2019 году достигал 90%:
– Мы провели очень много сложных переговоров, удалось достигнуть компромиссов с производителями мусоровозов: по достаточно льготным условиям транспортным компаниям были предоставлены кредиты, современная специализированная техника для вывоза ТКО, оснащенная ГЛОНАСС, взята в лизинг. Сейчас у нас 15 подрядчиков на территории региона, создано более 1000 новых рабочих мест, включая наши заводы.
За три года работы «Магнита», по словам его гендиректора, охват населения услугой по вывозу ТКО вырос с 46 до 98%, собираемость платежей в Омской области одна из самых высоких по стране и достигает 90%:
– Ранее в большинстве деревень услуга вывоза мусора не оказывалась как таковая. Мусор не вывозился даже на центральную свалку района, а сваливался на околицах. Ликвидация этих стихийных свалок – прямое достижение Министерства природных ресурсов и экологии Омской области. Уже ликвидированы свалки в Нижнеомском, Нововаршавском, Таврическом и Калачинском районах, начаты работы по ликвидации свалок на территориях Азовского, Кормиловского, Москаленского, Омского, Седельниковского и Тюкалинского районов. Очищенные от отходов территории используются для хозяйственных нужд. Например, в Нововаршавском районе на участке, очищенном от мусора, в рамках инвестпроекта «Солнечная электростанция» Нововаршавская СЭС установила солнечные батареи.
Что касается полигонов, до начала реформы в Омской области был всего один законный объект по приему ТКО – в Называевске, сегодня их 17. Туда направляются отходы из сельских районов и с городских мусоросортировочных заводов, кроме того их используют для вывоза несанкционированных свалок, 14 объектов обслуживаются специализированными организациями. По 303-ему Приказу Минприроды РФ в конце 2020 года они получили статус легальных полигонов и теперь могут участвовать в федеральных программах по рекультивации:
– Раньше о таком можно было только мечтать. Мы все понимаем, что главы районов никогда не смогли бы выделить из своих скудных бюджетов средства на эти цели – это сотни миллионов и даже миллиарды рублей. До появления операторов захоронения 14 свалок никто вообще не обслуживал, на них направлялась техника только в экстремальных случаях, например, при серьезных возгораниях или наводнениях. Компании работают по установленным тарифам, проводят все необходимые работы по просыпке грунтом, снегом, проливке, отслеживают пожарную ситуацию, чистят дороги и так далее. Это позволило уйти проблеме проездов регоператора к полигонам, площадкам временного накопления. Кроме того операторы осуществляют мониторинг окружающей среды – берут пробы грунтовых вод, атмосферного воздуха, почвы, шумового воздействия.
«Магнит» в том числе оплачивает разработку проектно-сметной документации рекультивации Кировской и Ленинской свалок и проведение государственной экологической экспертизы. Работы планируется завершить к концу текущего года, город, по словам ЕГОЯНА, получит в дар готовый пакет документов, сможет включиться в федеральную программу «Чистая страна» и получить финансирование рекультивации.
Гендиректор регоператора рассказал, что муниципалитет заканчивает организацию контейнерных площадок для раздельного сбора мусора в частном секторе. Первой из управляющих компаний, установивших подобные контейнеры, стала УК «На Волачаевской». 90% омских УК пока не изъявили желание включиться в раздельный сбор отходов. ЕГОЯН признался, что некоторые компании самостоятельно устанавливают желтые контейнеры для сухой фракции (стекло, пластик, металл, бумага), не известив окружную администрацию, а потом жильцы жалуются, что эти отходы не вывозятся отдельным мусоровозом. При этом там, где установлены баки для раздельного сбора, в желтый зачастую сваливают все подряд. Гендиректора «Магнита» такое, впрочем, не сердит, он уверен, что все заключается в недоинформированности населения о пользе подхода. Безусловно, регоператор занимается ликбезом, однако уверен, что эту работу обязаны взять на себя администрации округов.
Спикер также уточнил, что в Омске ежегодно генерируется около 500 тысяч тонн ТКО. Из этого объема на заводскую сортировку отправляется примерно 70%. Перерабатывается же пока всего 6% – Владимир ПУТИН обязывает всю страну довести эту цифру до 50%. Омское вторсырье закупают в том числе и местные переработчики, которые делают из него ведра, поддоны для рассады, мусорные пакеты, мешки, тротуарную плитку. В 2021 на мусоросортировочных заводах «Магнита» было отобрано около 200 тонн алюминиевых банок, почти 1000 тонн пластика, 772 тонны пластиковой тары из-под хозяйственных жидкостей, 2 500 тонн ветоши, 155 тонн алюминиевых банок, 2 197 тонн макулатуры, 1000 тонн жестяных банок и 2 600 тонн стекла.
Затем ЕГОЯН поднял тему тарифа на вывоз ТКО, который с января 2022 года снизился на 17%, что стало возможным за счет уменьшения транспортных расходов на 400 млн. рублей. К участию в торгах было привлечено большое количество перевозчиков, в том числе мелких, за счет разделения территории на 27 участков. Гендиректор объяснил, что тариф как для физических, так и для юридических лиц в любом случае устанавливает РЭК Омской области на основе данных, предоставленных регоператором о понесенных расходах:
– Мы не всегда согласны с Региональной энергетической комиссией. Случались и судебные разбирательства, предписания УФАС по Омской области. В 2019 году, как мы все помним, из Кировского округа дозвонились на прямую линию с руководством страны, после этого тариф снизился на 50% – со 133 рублей до 67 рублей с человека в месяц. При этом затраты регоператора остались прежними. И «Магнит», и РЭК Омской области судились с УФАС, дошли до Верховного суда, который встал на сторону закону – сторону регоператора, указав, что снижение тарифа было необоснованно. Мы недополучили прибыль в 1,2 млрд. рублей. Эта сумма перешла на следующий период, в новый тариф. По большому счету и мы, и вы расплачиваемся за ошибки 2019-го года.
ЕГОЯН уточнил, что сортировщики на заводах «Магнита» получают 27 тысяч рублей в месяц, хотя эксперты уверяют: работникам хватило бы и 18 тысяч. Однако снижение тарифа за счет сокращения зарплат сотрудников регоператора гендиректор считает несправедливым.
Напоследок спикер отчитался о легализации коммерческих отходов. До реформы многие предприниматели либо вообще не платили за мусор, так как выбрасывали его в контейнеры многоквартирных домов, особенно если магазин или офис находились в здании жилого дома, либо нанимали возчика, который увозил отходы в неизвестном направлении. С 2019 года по закону юрлица должны заключать договор с региональным оператором на вывоз мусора, и работа в этом направлении ведется постоянно. Теперь около 70% городских предпринимателей утилизируют отходы законно. Однако с остальными приходится судиться:
– В лучшем случае мусор сваливается на площадки ИЖС или МКД, откуда регоператор его заберет, но в худшем – в лесополосу. А ликвидация несанкционированных свалок ложится на городской бюджет. То есть за действия нерадивых предпринимателей отвечают налогоплательщики. Нам приходится вести колоссальную претензионную работу. Отмечу, что 98% решений судов выносится в пользу регоператора. Мы в двух-трех инстанциях вынуждены доказывать, что предприниматель должен заплатить за вывоз ТКО, заключить договор. Очень много находим нарушителей, снимаем видео, как они выбрасывают мусор. Проводится расследование, а потом выясняется, что собственник транспортного средства – физическое лицо, которое можно привлечь к ответственности штрафом 1500 рублей. А за час работы он заработал 10000 рублей… Конечно, он готов хоть каждый месяц такой штраф оплачивать! Некоторые кафе, супермаркеты хитро заключают договор на минимальный объем обслуживания с вывозом, допустим, пяти контейнеров раз в неделю и большую часть отходов все равно транспортируют серыми возчиками. Надо работать с теми, кто заказывает вывоз раз в месяц, а то и в квартал – физически невозможно за такой срок образовать так мало отходов.
Обратная связь
Позже перешли к этапу вопросов и ответов. Депутат Законодательного собрания Омской области Владимир КАЗАНИН передал возмущение своих избирателей о невывозе крупногабаритного мусора. В зале раздались голоса в защиту «Магнита». Поддержал компанию и ЛИХАЧЕВ, который объяснил, что оборудовать специальную площадку для сбора крупногобаритного мусора — обязанность жильцов: «Все площадки, внесенные в реестр, обслуживаются регоператором. А незаконные – конечно, нет».
Заместитель министра природных ресурсов и экологии Омской области Александр СЕРДЮКОВ оценил ход проведения реформы обращения с ТКО как «позитивный» по сравнению с другими, более обеспеченными финансами регионами, назвав общую картину «благостной», даже несмотря на проблему с полигонами:
– Это касается и работы с несанкционированными свалками, и вывоза отходов, и площадок временного накопления. У нас нет мусорных войн, как в других регионах. Поверьте мне, как человеку, который на федеральному уровне занимался запуском этой реформы. Многие говорят, что раньше было лучше, проще, когда тариф был «нулевой». Знаете, можно накормить страну методом продразверстки, но только один раз. Мы говорим о становлении отрасли обращения с ТКО, рост болезненный, но она создается с нуля, отношения постепенно приходят в удобоваримый вид. Регоператор несет имиджевые, репутационные риски, но в конечном итоге делает доброе дело. От этого зависит качество жизни омичей.
КАЗАНИН поднял вопрос про легальные полигоны. СЕРДЮКОВ ответил, что временные площадки будут использоваться не только в текущем году, но и скорее всего ближайшие пару лет. Загвоздка в том, что в федеральном Минприроды сумасшедшая текучка кадров, свежесозданные договоренности нередко срываются из-за ухода специалистов. Замминистра признался, что и сам дважды отказывался от должности «главного по ТКО в стране», «прекрасно понимая пласт работы». По его словам, в начале следующего квартала будет готова экологическая экспертиза первой площадки – проекта мусоросортировочного комплекса в Тавричанке на 400 тысяч тонн. Всего же в год в регионе образуется 820 тысяч тонн отходов. Строительство двух других объектов – в Омском и Тарском районах – запланировано на 2024 год. СЕРДЮКОВ добавил, что появления мусоросжигательных заводов в регионе не предусмотрено.
Исполнительный директор регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Омской области Мария ЗАЗДРАВНЫХ предложила чиновникам включиться в пиар компостирования листвы. Это позволило бы решить проблему вывоза мешков с листьями, не относящихся к ТБО, после весенних и осенних субботников. Звучала от участников общественного совета также идея узаконить мешочный сбор в небольших сельских поселениях. ЕГОЯН ответил, что он не против, однако это невозможно в силу запрета федеральным законодательством – оказание подобных услуг не закладывается в тариф, а за свой счет заниматься этим регоператору, естественно, экономически бессмысленно и к тому же опасно – тема находится под надзором прокуратуры:
– Складировать отходы на открытый грунт запрещено. К нам обращались главы некоторых поселений с предложением утвердить конкретную точку вывоза сбора мусора. Но у меня возникает встречный вопрос: а чем это отличается от контейнерной площадки?
ЗАЗДРАВНЫХ высказалась, что мешочный сбор подходит не каждому поселению в силу неудовлетворительного состояния дорожного полотна. ЛИХАЧЕВ объявил, что такой метод сбора сохраняется в Любинском и Нижнеомском районах, в которых администрация согласилась дотировать перевозчика.
Даниил ТЕРЕНТЬЕВ, член регионального штаба ОНФ в Омской области, предложил включить в размер оплаты вывоза ТКО приобретение и обслуживание контейнеров: «Получается, все происходит по полулегальной схеме, когда, например, формально управляющие компании (а не жильцы) за счет своих средств приобретают контейнеры. В итоге если конкретная УК уйдет из дома, то она заберет баки с собой». ЕГОЯН согласился, что просто поставить контейнеры действительно мало – их нужно мыть, дезинцифировать, менять колеса, чинить, а еще они горят, их часто воруют, крышки от них используются детьми для катания с горки… ТСЖ и УК же не изъявляют желание брать на себя ответственность за содержание баков, даже если им предлагают их безвозмездно.
Обсуждение вернулось к судебным процессам. АО «Полигон» подало 23 жалобы на торги ООО «Магнит» по сбору и транспортированию ТКО в 2022 году, подозревая регоператора в нарушении закона о защите конкуренции. 22 жалобы в омском УФАС были оставлены без рассмотрения, поскольку никаких нарушений при оформлении документации обнаружены не были, одна будет рассматриваться в Москве. Как отметил ЕГОЯН, «Полигон» при всем желании не мог бы стать участником торгов, поскольку не имеет лицензию на транспортировку ТКО: «Это очередная провокация в адрес регоператора».
ЗАЗДРАВНЫХ подняла вопрос о деятельности нескольких регоператоров на территории региона. Однако пока это невозможно – контракт с единственным «Магнитом» у региона подписан на 10 лет. Также общественница пожаловалась, что взимали плату за вывоз ТКО у простаивающих на время каникул школ и детских садов. ЕГОЯН парировал – руководство образовательных учреждений обязано информировать регоператора о том, что те не нуждаются в услуге, несмотря на утвержденный график. В конце концов «Магнит» обязан исполнить заключенный договор, а вхолостую гонять перевозчиков чревато убытками.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 9 февраля 2022 года.
Фото @ Максим КАРМАЕВ ("Коммерческие вести").