Метавселенные, вязаные погремушки и обучение керамике.
В конце прошлого года прошла конференция для предпринимателей и самозанятых «Как закалялась сталь. Шоу стартапов». Мероприятие состояло из трех блоков по направлениям деятельности – бьюти-сфера, общественное питание, свободная сфера. В каждом блоке три омских стартапера представляли свои проекты и получали обратную связь от жюри из трех экспертов (о стартапах в бьюти-сфере читайте здесь, а стартапах в общественном питании — здесь).
Оставшиеся кейсы были из разных направлений бизнеса. Самозанятая Юлия НИКИФОРОВА, например, основала три месяца назад керамическую мастерскую «Свой круг» и получила социальный контракт. Спикер индивидуально учит ручной лепке и работе за гончарным кругом, проводит семейные, дружеские и романтические мастер-классы, тематические и свободные от темы (лепка по соблаговолению души). В планах, как и у всех, продвижение и масштабирование:
– В наше время все очень спешат, суетятся, вокруг нас чересчур много информации, которую приходится систематизировать. Керамика замедляет, успокаивает, расслабляет и позволяет создавать памятные вещи.
Член жюри Виталий ДЕПЕРШМИДТ, собственник дистрибьюторской компании по продаже профессиональной косметики для волос и тела Vitaproff, посоветовал сотрудничать с ресторанами с чеком выше среднего, которые теоретически могут заказывать у НИКИФОРОВОЙ эксклюзивную, необычную посуду. Владелица семейной школы «Династия» и центра иностранных языков «Альтер Эго» Ольга ЕМЦЕВА заявила, что на текущем этапе спикеру и не нужно беспокоиться об оцифровке бизнеса, лучше посвятить свои силы и время совершенствованию услуг и поиску единомышленников-сотрудников.
Второй кейс из свободной сферы принадлежал Ирине ЛЯШЕВОЙ, которая вместе с супругом создала Baby Rutta, семейную мастерскую подарков ручной работы для малышей – на проводы беременной в декрет, на гендер-пати, на рождение ребенка, на выписку из роддома, на крещение (муслиновые пеленки, вязаные погремушки, деревянные игрушки, прорезыватели и прочее). Первыми клиентами стали родственники, затем заработало сарафанное радио. ЛЯШЕВА развивала аккаунты в соцсетях, параллельно участвуя в конкурсах проектов молодых мам и обучаясь ведению бизнеса. В дальнейшем она получила социальный контракт, закупила оптовые партии товара для оформления подарочных наборов, арендовала отдельное помещение под мастерскую, стала участвовать в различных ярмарках и деловых мероприятиях. В Baby Rutta также снимают родителей и малышей с приобретенными товарами, а затем отдают клиентам профессиональные фотографии.
Запрос у ЛЯШЕВОЙ и мужа также был не уникальный – как начать формировать команду и перестать бояться делегировать свои обязанности нанятым людям. Виталий ДЕПЕРШМИДТ признался, что понимает боль спикера: уйдя из найма, в первый год работы на себя он опасался доверять кому-то стороннему и в итоге потерял свежесозданную компанию. Сейчас, спустя четыре года после того опыта, в его другом проекте – Vitaproff – работают 15 человек, которыми собственник очень доволен. Рост объема производства и продаж невозможен без коллектива, подчеркнул эксперт.
ЕМЦЕВА порекомендовала заранее прописать все должностные инструкции и регламенты для каждой должности – во избежание недоразумений и недовольства с обеих сторон, продумать политику компании. Владелица центра развития детей «Вершина» Любовь ТРУБАЧЕВА сделала акцент на мотивации сотрудников – далеко не все завязаны только на заработной плате, как принято думать.
Третий кейс был из мира современных технологий: концепцию клуба виртуальной реальности VR house представил его создатель и владелец Дмитрий РЯБОВ (на фото). Погружение в метавселенные происходит при помощи специального шлема. В арсенале «VR house» почти четыре десятка игр, в которых можно пострелять из лука, пистолета, погулять по фантастическим мирам не только поодиночке, но и в компании до 10 человек. Открытие клуба состоялось 1 октября текущего года.
27-летний РЯБОВ добавил со значением: не стоит обращать внимание на небольшой стаж существования проекта, предпринимательством спикер занимался с 19 лет – ставил детские батуты, торговал тюльпанами, наклейками и всем чем придется, открывал кафе вместе с другом, которое в итоге продал как готовый бизнес, магазин одежды; занимался таргетированной рекламой и SMM, проживая во Вьетнаме, потерял кучу денег на неудачном NFT-проекте, но в итоге пришел к мысли, что стоит заняться тем, что по душе. По душе спикеру были как раз игры и он открыл VR-клуб:
– Я фанат Skuratov Сoffee и решил взять с них пример – предлагать все только самое качественное. Лучшие на рынке шлемы виртуальной реальности, лучшие крепления, которые в шесть раз дороже, чем в клубах конкурентов, лучшие камеры, лучшие игры и прочее. В том числе это подразумевает высочайшую клиентоориентированность. Один из гостей во время игры просто снес нам телевизор. Но я не только не взял с него денег, а дал купон на бесплатное повторное посещение, чтобы он не чувствовал себя неловко.
РЯБОВ считает, что визит в его клуб – отличная идея для времяпрепровождения друзей, родителя с ребенком, празднования дня рождения или корпоратива. В виртуальной реальности можно даже проводить деловые совещания, конференции, спортивные турниры и так далее. По словам предпринимателя, почти 99% его клиентов остаются под огромным впечатлением от приключений и неизменно возвращаются в клуб вновь. Весь его вопрос в том, как привлекать новых гостей, – за удержание он уже не переживает.
Эксперты жюри посоветовали пытаться обаять не потенциальных игроков, а их родителей, желательно еще не злоупотребляя предложением игр, замешанных на насилии. ДЕПЕРШМИДТ обратил внимание на то, что себестоимость игр у РЯБОВА невысока, поэтому предприниматель вполне может себе позволить заманивать бесплатными тестами целевую аудиторию – в том числе через крупные предприятия. Их сотрудники, проведя так корпоратив, затем начнут приводить в клуб своих детей, друзей и родственников. С тестами можно зайти в семейные рестораны и прочие места массового скопления платежеспособного народа. ТРУБАЧЕВА же вернула спикера с небес на землю – игры играми, а бизнес требует серьезного расчета: так что снимаем VR-шлем и садимся составлять таблицы своих трат и доходов.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 декабря 2022 года.