История о том, как остаться сытым по горло доставкой еды айтишникам.
В конце прошлого года в областном Конгресс-холле прошла конференция для предпринимателей и самозанятых «Как закалялась сталь». В ее рамках опытные бизнесмены делились историями своих ошибок и вариантами их преодоления.
Представляем читателям выступление владельца ресторанов «Хуторок» и создателя арт-пространства Kemerovsky Сергея ПОРОТИКОВА:
— В 2018 году напротив моего ресторана располагалась крупная ИТ-компания, у которой тогда было более 170 сотрудников, они очень часто ходили к нам на обед. В какой-то момент мы заметили, что посадка неполная: предприятие переехало в другой офис. Через несколько дней мне позвонил руководитель этой ИТ-фирмы и попросил на постоянной основе кормить его коллектив. Так как программисты, как правило, интроверты и не любят разговаривать по телефону, решено было разработать специальное мобильное приложение. Заказали мы его компании из Тольятти.
Задумка была такой: абстрагироваться от ресторана и создать полноценное приложение «Сытный офис». Туда нужно было зайти до 11 утра – список блюд ежедневно менялся – оплатить заказ, а с 12.00 до 14.00 мы обязались его привезти. Столкнулись, естественно, с кучей проблем. Курьеров не хватало, упаковывали заказы буквально всей командой.
Технически мы могли накормить 60 человек. А в какой-то день у нас оказалось 160 заказов! Помимо курьера, я сам сел за руль, посадил еще двоих сотрудников, шеф-повара. На следующий день прием заказов через приложение пришлось поставить на паузу. Надо же сначала разобраться, как работать!
Подводило отсутствие курьеров на смену. В чате вроде 30 человек, спрашиваешь, кто завтра выйдет. Все говорят, что придут, а завтра – никого. Мне было нужно с 12.00 до 14.00 семь человек. А работал порой один – наш гость, который у нас регулярно обедал. Сам предложил подработать в доставке: давайте, мол, я поезжу час, а вы меня за это накормите.
С логистикой тоже была беда. Этим занималась, условно говоря, вчерашняя официантка. И город она знала плохо. Распределит два заказа по пути в центре, а третий – в Нефтяниках. А представьте 160 заказов – целая гряда пакетов, в которых уже и без направлений легко запутаться. Еще и люди перезванивают – а замените то-то тем-то. И все это на трех наших сотрудниках-фасовщиках. Как найти теперь нужный пакет?! Косяки, конечно, были – тому курицу положили вместо рыбы, тому привезли лишнее, и клиент съел предназначавшееся другому. А извиняться как-то за все это надо. Мы так почти полгода бесплатно кормили людей, будто благотворительная организация.
Только мы более-менее наладили сервис, та ИТ-компания, в основном под которую все и затевалось, выдвигает новое условие: заказ должен быть обезличенным – ни ФИО, ни электронной почты, ни телефона, ни данных банковской карты. Пришлось создать под них 150 e-mailов. Мой сотрудник шлепал адреса на мэйле, его регулярно блокировали, считая роботом. Установили всем пароли, раздали, построили в их компании стеллаж с контейнерами от А до Я. Обкатка заняла неделю – чтобы зашел курьер, потребовалось столько согласований со службой безопасности и другими отделами! Если приедет другой человек, то его с кучей пакетов уже никто не встретит.
В общем, нормально запустились мы только в феврале 2020 года. А дальше вы знаете: началась пандемия, и... сотрудники той компании на полтора года разъехались кто куда! В общем, перекрестились мы и забыли про историю с приложением. Сделали обычную доставку с обычным сайтом, работаем с агрегаторами. Зато поняли, как налаживать труд менеджеров, курьеров, кухни. Да и те разработчики из Тольятти тоже докрутили приложение до своеобразного агрегатора, сотрудничают с какими-то другими ресторанами.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 7 декабря 2022 года.