«PROАвто» — новая колонка «Коммерческих вестей».
— Пожалуй, 2022-й был самым богатым на события для авторынка в истории современной России, обогнав в этом плане и 2020, и 2014, и 2012-й. Начало года ознаменовалось резким ростом цен на машины и продолжающимися ограничениями складов некоторых брендов из-за недопоставок полупроводников. Но весной об этом уже все забыли, поскольку стартовало стремительное сокращение ассортимента в связи с уходом автопроизводителей с российского рынка после усиления санкций. С другой стороны, к нам зашло много китайских и иных марок. Дилеры поспешно меняли вывески и запускали рекламу, выстраиваясь в очередь к китайским дистрибьюторам.
Санкции привели также к приостановке деятельности российских заводов по сборке автомобилей, в частности завод в Калуге, где собирали Opel и Peugeot, во Владивостоке (Mazda), в Подмосковье (Mercedes), в Санкт-Петербурге (Nissan, Toyota). Но зато возобновилось производство (сборка) нового «Москвича», можно сказать, мы находимся на пороге ренессанса отечественного автопрома. В предыдущей колонке мы это подробно разбирали.
На конец 2022-го мы фиксируем уход с российского рынка 12 брендов: Toyota, Nissan, Lexus, Mercedes, Volvo, Range Rover, Mazda, Jaguar, Ford и прочие. Они полностью распустили местные подразделения, сервисная поддержка сохранилась частично. 14 марок продолжают свою работу: три российских (Lada, ГАЗ, УАЗ), китайцы (Changang, Chery, Geely, Haval), Kia, Hyundai и другие. Итого: из 60 брендов у нас осталось 14. Активы большинства компаний реализованы: Nissan продал их с реальной стоимостью 700 млн долларов за беспрецедентный 1 евро нашему государству, Renault поступил точно так же, но оба сохранили за собой право обратного выкупа.
Продажи новых автомобилей упали на 61%: дефицит резко отразился на цене, четвертый раз поднявшейся для россиян за последние три года. Только весной китайская группа, например, выросла в цене на 50%, некоторые из них стоят уже как корейцы. Минимальные продажи на рынке зафиксированы в мае-июне 2022-го, в октябре-декабре – падение на уровне лета. Средняя стоимость автомобиля – 3,4 млн рублей, на 11% выше, чем год назад, уже без учета продаж более дорогих европейцев. Средняя цена на вторичке подскочила на 35% – до 1,3 млн рублей. Наиболее сильно подорожали свежие машины, находящиеся на гарантии, их ценник близок к новым, которых почти не осталось.
Практически исчезли со вторичного рынка самые востребованные бренды вроде Toyota. С другой стороны, объявлений о продаже стало больше примерно на 20%, многие владельцы решили продать своего коня подороже в 1,5 раза, используя отсутствие предложения. Автокредитование снизилось за год на 40% (546 млрд рублей), средний заем – 1 млн рублей (ранее 1,4 млн) – сыграли свою роль дефицит машин и ухудшение благосостояния. Цифры для игроков рынка ужасающие. Однако мы не услышали за год о громких банкротствах ведущих дилерских сетей, а значит, автобизнес уже стал очень конкурентным, мобильным и профессиональным. Устойчивость к кризисам на высоте.
На рынок вышли 23 абсолютно новые китайские модели, включая электрокары. Мощные экспансии запустили Byd, Omoda (cубренд Chery). Появились российский электрокар Evolute, а также коммерческий «Солерс». На текущий момент 46% (ранее 25%) нашего рынка занимает АвтоВАЗ. Востребованность немецких машин упала с 20 до 7%, японцев с 18 до 15%, французов с 12 до 3%, электрокаров выросла до 37% (лидеры – Tesla, Audi, Porsche, Nissan, Hyundai, Honda). Лидер роста по продажам – Haval, а падения – Skoda. Продажи Lada снизились на 48%, Toyota – на 70%. Остальные данные приведены в таблице.
В ТОП-10 впервые в России вошли три китайца. Если в 2021 году продажи составляли 1,5 млн новых автомобилей, то в 2022-м – 620 тысяч – это антирекорд рынка. Страшно представить, куда нас отбросило, потому что даже в 2006 году было продано 1,8 млн. Среди моделей в продажах пока лидируют Lada Granta и Lada Vesta, Kia Rio.
Спрос на автомобили остается невысоким, растет количество центров автомобилей с пробегом и сервисное обслуживание. Рынок, однако, продолжает жить, посмотрим, что будет дальше. Прогнозировать на 2023 год не взялось ни одно рейтинговое или аналитическое агентство. Хотя очевидно, что подстройка к новым реалиям произошла и маленький, но рост, конечно, будет.
Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 1 февраля 2023 года.