Все рубрики
В Омске воскресенье, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Юрий БАХМУТСКИЙ, вице-президент НП «ИТ-Кластер Сибири»: «Вот уже пять лет омичи – абсолютные чемпионы страны по цифровой трансформации. Но кто в Омске об этом знает?»

17 декабря 2023 10:30
2
4395

Омск один из ярких примеров городов с сильным аутсорсом. 

Руководитель ГК «Сатори Консалтинг» Юрий БАХМУТСКИЙ однажды отправился в Омский государственный технический университет ковать себе кадры самостоятельно. Увлечение выросло в полноценную вторую профессию: предприниматель заведует кафедрой «Математические методы и информационные технологии в экономике» ОмГТУ, курирует федеральный проект «Цифровая кафедра» и занимает должность вице-президента НП «ИТ-Кластер Сибири» по ИТ-образованию. Новое руководство Омского региона с воодушевлением отнеслось к идее позиционировать Омскую область как кузницу, или как больше нравится говорить чиновникам, фабрику кадров. Каковы перспективы воплощения этих амбиций, Юрий Андреевич рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.

– Юрий Андреевич, на недавних посиделках на кухне «Коммерческих Вестей» вы рассказывали, что «Цифровая кафедра» призвана переподготовить не айтишников в айтишники. При этом вы же подтверждали, что талантливых айтишников разбирают буквально со школьной скамьи, то есть развиваться и осознавать свое кредо приходится очень рано. Так не поздновато ли переучиваться?

– Вопрос ставится несколько иначе. Рынку остро не хватает именно профессиональных айтишников – так называемых мидлов. Анализ различных сервисов по поиску сотрудников вроде HeadHunter это подтверждает. Образовательные организации выпускают в лучшем случае джунов, их на рынке даже переизбыток. Работать с ними опасаются, но не брать их не могут – больше просто некого. Есть другая сторона медали: использование цифровых технологий в машиностроении, нефтехимии и прочих сферах. Требования здесь выходят далеко за рамки использования стандартного пакета офисных программ: где-то требуется умение работать с системами виртуальной реальности, где-то анализировать большие данные и так далее. Проект переподготовки айтишников из не айтишников в первую очередь направлен на то, чтобы подтянуть цифровые компетенции российских предприятий в целом. Например, выпускник кафедры туризма может работать непосредственно в туристическом бизнесе, но при этом создавать сайты – тогда его компании не придется нанимать для этого стороннюю организацию.

– Это что-то вроде бакалавриата и магистратуры?

– Бакалавриат и магистратура – уровни, которые идут друг за другом. А это скорее параллельные истории. Но можно уверенно говорить, что у тебя две специальности, допустим, по туризму и по разработке сайтов. Надо понимать, что переподготовка ведется лишь второй год, поэтому пока статистических данных не очень много. Из набора в 750 человек в 2023 году выпустилось порядка 200 человек, остальные студенты «Цифровой кафедры» еще учатся.

– Но какие-то конкретные примеры, как это работает, вы можете привести?

– Один молодой человек, не айтишник, а вполне себе обычный выпускник технического направления третий год изучает проект электронного документооборота, который внедряет «Сатори Консалтинг» в Омсководоканале. Мальчик аккуратно вписался в тему, изучает соответствующие технологии и теперь у него возникает выбор: продолжать быть инженером
со знанием ИТ-технологий или переориентироваться и стать айтишником со знанием инженерных технологий. Современный айтишник – прикладной специалист, который понимает, что уметь, допустим, только программировать недостаточно. Ему необходимо разбираться в той предметной области, для которой он пишет решение – будь то сельское хозяйство, промышленность или, опять же, работа коммунальных служб. Стереотип об айтишнике, который, как типичный интроверт, тихо сидит в уголочке и что-то делает сам по себе, становится неактуальным. Такие ребята должны понимать, что и для кого они делают, а для этого приходится разбираться в бизнес-процессах.

– То есть условный 60-летний инженер может прийти и поучиться на айтишника?

– К сожалению, у этой федеральной программы довольно жесткие ограничения. В первую очередь она рассчитана на студентов – не на молодежь, а именно на получающих высшее образование. Но студентами, конечно, могут быть и состоявшиеся, возрастные люди.

– Но это должны быть омичи?

– Вот это как раз не обязательно. В нашей стране 114 цифровых кафедр. В Омском регионе это не местечковый проект ОмГТУ, а именно проект региональный. В присутствии федерального министра цифры Максута ШАДАЕВА мы подписали соглашение о создании консорциума, в который пока вовлечено 9 из 16 вузов Омска (в том числе коммерческих). Рассчитываем, что остальные также войдут в проект к началу следующего учебного года. У цифровых кафедр разных регионов разные программы и студентам разрешено свободно перетекать из одной в другую. У нас уже учатся, например, студенты из Высшей школы экономики, которые поступили именно на нашу кафедру, потому что им приглянулся «Python для анализа данных». В целом у нас 20% студентов не из омского политеха, и около 5% не из Омска, причем заявки приходили со всей страны – от Калининграда до Владивостока.

– А всего, вы говорили, у вас 22 программы.

– Недавно мы пересчитали и поняли, что их все-таки 23. Но запустили 21, одну – по кибербезопасности – не смогли из-за требований ФСБ дополнительной сертификации. В следующем году она появится. У нас 9 программ для не айтишников и 14 для условных айтишников. Ко вторым, например, относятся математики, некоторые направления машиностроения, нефтехимии. У них есть небольшая база знаний информационных технологий. У первых же таких компетенций нет, поэтому у них почти нулевой уровень на входе – это туризм, экономика во всех видах, легкая промышленность, нефтехимия, энергетика. Самая популярная программа в этом году вообще для психологов – когнитивное моделирование. Это новое направление, очень востребованное, на нем учится больше всего студентов – из нашего педуниверситета, из Красноярска, Новосибирска. Закуплено современное оборудование, в том числе полиграф. Акцент сделан на предотвращении школьных терактов и прочих опасных ситуаций – оказалось, что поведенческие отклонения возможно изучать при помощи цифры.

– Какова глобальная цель проекта?

– К 2030 году цифровые кафедры страны должны подготовить порядка 380 тысяч «дополнительных» айтишников. Но, на мой взгляд, это изменение отношения к отрасли. По статистике прошлого года, около 40% учащихся на цифровой кафедре признавались, что боялись сдавать информатику. Еще со школы у многих ИТ ассоциируется с программированием, в то время как сейчас их в отрасли не более 20%. Современным предприятиям нужны дизайнеры интерфейсов, аналитики больших данных, специалисты по нейросетям и другие эксперты.

– В целом у вас сколько учатся цифровым технологиям в омском политехе?

– Около 1000 студентов, человек 150 выпускаем на рынок ежегодно. Причем 70% из них уже трудоустроены к окончанию обучения. У нас семь ключевых кафедр, которые образуют устойчивую систему. В других омских вузах тоже есть ИТ-направления, просто у них своя специфика: в СибАДИ учат работать с госсектором, в ОмГАУ, понятно, с аграриями. ОмГУ силен своим брендом программирования, свое айтишное направление есть даже в институте водного транспорта.

– А как вы видите Омск именно как «фабрику ИТ-кадров»?

– Мы бы хотели выйти за рамки соперничества между омскими вузами и создать именно региональную систему обучения айтишников. Как раз те направления, о которых мы только что говорили, идеально в нее ложатся. Сейчас мы проводим большое маркетинговое исследование подготовки айтишников в вузах, колледжах и частных школах нашего города.

Благодаря этим знаниям, мы можем пытаться совместно освоить свободные ниши, готовя специалистов нужного профиля, вместо того, чтобы ломиться на перегретый рынок, к примеру, веб-разработчиков. Могу уверенно заявить, что омские ребята лучшие в конкретных цифровых компетенциях. Например, они выигрывают крупные федеральные международные конкурсы по цифровой трансформации.

– Как это правильно понять?

– Госуслуги – идеальный пример оцифрованных государственных сервисов. В частной сфере это Яндекс.Такси, «Додо Пицца» – автоматизированные решения, оцифрованные бизнес-процессы. Так вот, наши ребята в этом году выиграли хакатон по цифровой трансформации правительства Москвы, получили миллион рублей на свои разработки.

Месяц назад они ездили на хакатон в Новосибирск – еще 300 тысяч рублей. Сейчас выиграли соревнования в Ставрополье. Вот уже пять лет омичи – абсолютные чемпионы страны по цифровой трансформации. Но кто в Омске об этом знает? И есть множество больших федеральных и международных проектов – банковских, промышленных, энергетических, транспортных – которым могут быть полезны наши местные «мозги».

– А как конкретно работает фабрика кадров?

– Мы договариваемся с заказчиком, что в рамках проекта в него заходит команда второкурсников-третьекурсников, которые прокачиваются во время решения реальных бизнес-кейсов. Разумеется, студенты работают не одни, а под руководством профессионалов. На выходе из наших подопечных формируется команда. Ребята получают опыт, плюс в портфолио и немножко денег. Партнер получает конкретное решение своих задач. Если хочет, он может забрать себе ребят на постоянную работу, закрыв тем самым для себя кадровый вопрос. Мы сейчас рассчитываем на плотное сотрудничество с 1С, с Росводоканалом, кое-какими заказами уже занимаемся для них. Ведем переговоры с сетью REAKTOR.

– Чиновники включены в эту историю?

– Честно говоря, реальной поддержки мы пока не видим. Конечно, бизнес всегда справится сам, но если мы собираемся всерьез брендировать наш регион как ИТ-фабрику, то совместная работа необходима. Тем не менее отмечу, что наше Минцифры активно вникает в реализуемые проекты, даже приняло участие в DigitalSkills-2023 в Казани, став организацией для исследования в компетенции «Цифровая трансформация». Итого у нас есть мощный центр цифровой трансформации, центр разработки компьютерных игр, центр кибербезопасности, центр искусственного интеллекта, планируем создать пятый – центр цифрового маркетинга. Концепция та же: учимся и работаем одновременно.

– 2024-й станет годом ИТ. Что планируете делать?

– Планируем впервые провести региональный чемпионат по digital skills, идею уже поддержало Минцифры.

– Как в Казани?

– Да, но там проводится федеральный чемпионат, а мы хотим сделать что-то вроде отборочного турнира, пригласить команды представителей айтишного, отраслевого бизнеса, образовательных организаций. Лишний раз посмотрим на себя и подтвердим, что мы сильны в робототехнике и многом другом. Уже знаю, что приедут команды из Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени. Традиционно проведем – уже в девятый раз – международный ИТ-форум. Добавим туда секцию цифровой трансформации образовательных организаций. В августе задумываем ИТ-Казантип. Но подробности будут позже.

– Над чем еще работаете?

– Мы приступили к разработке единой цифровой платформы ИТ-образования в регионе, которую планируем воплотить за три года. Она объединит все образовательные организации и позволит визуализировать все учебные траектории. Допустим, пятиклассник впервые пришел на урок информатики, ему понравилось, он решил, что станет программистом, зашел на платформу и увидел три варианта пути, исходя из того места, на котором он находится. То есть он может поступить в проектную школу в Омском политехе, в проект Предуниверсарий, в школу программистов Савченко. В новой точке, в восьмом классе выстраивается другая траектория. Человек уже должен сделать выбор: пойдет он в веб-разработку, в бизнес-аналитику или робототехнику. Пошел по какой-то веточке, понял, что робототехника все-таки не его, вернулся в предыдущую точку, где находится разработка мобильных приложений. И так расклад на всю жизнь – для школьников, для студентов, для взрослых с вариантами трудоустройства.

– В омские компании?

– Нет, не только. У нас же много представительств федеральных компаний, иногородних партнеров. Делаем акцент на том, что если ты специалист, неважно, в каком регионе ты живешь, у тебя должны быть и возможности миграции, и возможности остаться физически в своем регионе, работая на другой. Это ведь очень распространено сейчас, Омск как раз один из ярких примеров городов с сильным аутсорсом. Мое личное мнение: если не можешь предотвратить, надо возглавить процесс. Пускай молодые айтишники уезжают под нашим присмотром, то есть мы будем сами управлять, куда они поедут, где трудоустроятся. Одни приедут, другие уедут. За счет развития бренда региона с крутой системой подготовки по конкретным цифровым компетенциям вырастет входной поток как из других регионов, так и из ближнего зарубежья.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 22 ноября 2023 года. 

Фото из личного архива Ю. БАХМУТСКОГО



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
читатель 18 декабря 2023 в 10:14:
Совсем недавно узнал, что у нас даже ДЛЯ АТОМНОЙ ИНФОРМАТИКИ нет своих стандартов — переведён АНГЛИЙСКИЙ(точнее американский). Но самое интересное в нём вырезано — ОН КАСТРИРОВАН. КАСТРАТЫ С ПОЛИТЕХА — хватит обманывать всю страну своими ПСЕВДОУСПЕХАМИ — нет их ( и не было никогда). Вы занимаетесь (все вместе) КАСТРИРОВАННОЙ ИНФОРМАТИКОЙ — и обрезана она у вас ПО САМЫЕ ЯЙЦА!
Ева 17 декабря 2023 в 18:13:
«выпускник кафедры туризма может работать непосредственно в туристическом бизнесе, но при этом создавать сайты – тогда его компании не придется нанимать для этого стороннюю организацию». — Каждый должен заниматься своим делом, иначе ни туризма ни сайтов нормальных не будет. Что и наблюдается.
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.