«После переноса аэропорта в Омске освободится земля, где можно расселить 110 тысяч человек».
Вчера, 29 марта, вечером были подведены итоги народного голосования в Telegram-канале губернатора Омской области за дизайн-проекты нового аэропорта «Омск-Федоровка». Выбирали из четырех проектов, предложенных компаниями «ЮНК ИНТЕРЬЕР», «АйЭндДи», Архитектурного бюро «ХВОЯ» и Архитектурного бюро «Студия 44». В результате голосования лучшим был признан проект под условным названием «Аэропорт как воздушные ворота» Архитектурного бюро «ХВОЯ». Об этом вчера и сообщил Виталий ХОЦЕНКО (в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 марта, которая сейчас продается в киосках, читайте мнение многолетнего директора АО «Омский аэропорт» Сергея КРУГЛОВА о том, что «Омск-Федорока» Омску не нужна).
Ну, а мы напомним, как проходило обсуждение этих проектов в областном Конгресс-холле, где 13 марта состоялось открытое заседание архитектурно-градостроительного совета Омской области. На обсуждались концепции проекта нового аэропортового комплекса «Омск-Федоровка». И их было больше, чем четыре.
Губернатор Омской области Виталий ХОЦЕНКО напомнил о многострадальной судьбе этого проекта, строительство которого стартовало еще в 1980-х, но так и не было доведено до ума.
Между тем объем перевозок действующего аэропорта «Омск-Центральный», по словам главы региона, стабильно увеличивается и в прошлом году превысил 1,7 млн человек, и только ограничения пропускной способности терминала существенно тормозят дальнейший рост. Разумеется, ХОЦЕНКО отметил опасное соседство Птичьей гавани и то, что наличие аэропорта в центре города мешает развитию областного центра и Левобережья в частности:
– После переноса аэропорта у нас освободится 651 гектар земли, где можно будет построить около 4 млн квадратных метров жилья, расселить более 110 тысяч человек.
Правительство Омской области совместно с УК «Аэропорты Регионов» подготовило организационно-финансовую модель проекта «Омск-Федоровка». Президент РФ поддержал строительство объекта. В основу заложено концессионное соглашение.
Утверждается, что реализация проекта будет происходить в тесном сотрудничестве с УК «Аэропорты Регионов». Сейчас она участвует в управлении 14 региональными российскими аэропортами и ведет строительство новых терминалов и сопутствующей инфраструктуры в Петропавловске-Камчатском, Благовещенске и Оренбурге. Технические параметры омского проекта одобрены Минтрансом России, Росавиацией: это поток 3,5 млн пассажиров, посадочная полоса 3 200 метров, 25 стоянок для самолетов с перспективой их увеличения, 7 телетрапов, 1000 мест на автопарковках. Предварительная смета проекта – 42,5 млрд рублей.
В генеральный план заложены привокзальная площадь в 2,5 га, вышка контрольно-диспетчерского пункта и аварийно-спасательной службы, тоннель между багажным и пассажирским отделениями, железнодорожная станция с крытым пешеходным переходом и 3-4-звездочная гостиница на 150-200 номеров. ХОЦЕНКО обмолвился, что инвестором последней готов выступить омский «Основа Холдинг» Александра АНТРОПЕНКО. Более того, в еще несуществующую «Омск-Федоровку» ведется поиск базового перевозчика.
Директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты Регионов» Евгений КРАСИКОВ подчеркнул, что возведение аэропорта с чистого листа позволит применить самые современные технологии и решения при проектировании и строительстве, «без оглядки на ограничения существующей инфраструктуры». Он полностью одобрил воплощение проекта за чертой Омска, потому что, по его словам, нахождение воздушной гавани в городе – патовая ситуация для его развития:
– Наш большой опыт управления региональными аэропортами подсказывает нам, что помимо утилитарности и качества инфраструктуры, не стоит забывать и об эргономике, эстетической составляющей объекта. Аэропорт, извините за избитое выражение, визитная карточка региона – первое здание, которое человек видит, приезжая. Отсюда и начинается формирование впечатления о регионе, передача его духа.
На конкурс концепций откликнулись 14 ведущих архитектурных бюро страны. Эксперты отобрали семь вариантов, которые и обсудили на заседании.
Аэропорт как танец ветра
Первым свои наработки представило ООО «АйЭндДи». Основатель и генеральный директор компании Амир ИДИАТУЛИН рассказал, что их проект вдохновлен ветром, и сам аэропорт поэтически представляет собой застывшие порывы ветра, которым знамениты сибирские степи. Весь комплекс выполнен в едином архитектурном стиле и отделан алюминиевыми панелями, красочно реагирующими на природные явления, будь то фирменный омский яркий закат или крепкий утренний мороз. Нестандартного вида кровлю ИДИАТУЛИН предложил оборудовать солнечными панелями, а обычно хаотичную, как он считает, парковку перед аэропортом уютно скрыть ландшафтными зонами, засеянными местными злаковыми. Через холл просматривается взлетная полоса, галереи к телетрапам отсутствуют, что по замыслу авторов облегчает навигацию и помогает пассажирам справиться с предполетным волнением. Конструкция поддерживается инновационными колоннами, а атриумное пространство, благодаря прозрачным элементам, кажется воздушным, легким и чистым.
Главного архитектора Омска Романа ВОРОБЬЕВА как раз и смутила главная изюминка проекта – волнистая крыша аэропорта. Он выразил предположение, что эти изломы будут обильно накапливать снег. ИДИАТУЛИН парировал: кровля спроектирована таким образом, что снег частично будет выдуваться ветром, частично таять под воздействием специальных тепловых датчиков.
ХОЦЕНКО концепция понравилась («потрясающе красивые решения»), но он выразил сомнение, что получится уложиться в намеченный объем средств. Директор мастер-планирования УК «Аэропорты Регионов» Алексей БОГАТЫРЕВ возразил: «Строить красиво – не обязательно строить дорого». Губернатор Омской области все равно подчеркнул: все сверх выделенного потраченного средства лягут непосредственно на потребителей в виде авиатарифов. Его снова уверили: на стадии проектирования может произойти оптимизация – вдруг, допустим, не понадобится столько фонарей?
Раскритиковали наличие злаковых, которые будут привлекать птиц, и обилие свободного пространства – зачем территории пропадать, если можно ее насытить торговлей и общепитом? Сенатор от Омской области Иван ЕВСТИФЕЕВ поддержал коллег:
– Какие прогулки, какие колоски? В Омске то снег, то дождь, то грязь. Приехал, схватил сумку и вбежал в аэропорт. Сейчас в Москву студенту, пенсионеру можно улететь эконом-классом тысяч за пять. Но не готовы будут наши люди летать за 10-12 тысяч. А судя по представленной красоте, билет будет стоить все 15-20 тысяч. Плюс еще ведь надо добраться до аэропорта.
Аэропорт как крепость
Генеральный директор ООО «НЕФА АРХИТЕКТС» Дарья ТУРКИНА с командой взяла за основу образ крепости на Иртыше, обильно использовав в концепции специальное стекло, похожее на лед, камень и непосредственно воду. В фасад здания вписаны огромные буквы ОМСК, в интерьере обыграны элементы крепости, бассейны зимой можно использовать как катки. Транспортный и человеческий потоки архитекторы развели по разным уровням: в здание аэропорта можно попасть с минус первого этажа, минуя выход на улицу – это была единственная концепция с подземным паркингом. Освобожденную от парковки привокзальную площадь украсили кубами, в которых можно обустроить точки ритейла, рестораны, а также использовать под проведение городских мероприятий.
Руководитель ИТП «Град» Илья БАЛЬЦЕР заметил, что «Омск-Федоровка» достаточно далеко расположена от города, чтобы омичи ездили туда участвовать в культурных событиях или кататься на коньках. По его словам, наши погодные условия вряд ли будут способствовать тому, что из сухого и чистого аэропорта захочется выбежать на площадь для покупки кофе. ВОРОБЬЕВА удивили огромные буквы на фасаде здания: всем и так понятно, что мы вылетаем из Омска, может, все-таки следовало их расположить, наоборот, в зоне для прибывающих? ХОЦЕНКО поддержал авторов: ему приглянулась красная и бордовая отделка в интерьере – цвета «Авангарда». Он уточнил, что ходил к Владимиру ПУТИНУ, Президенту РФ на одобрение проекта «Омск-Федоровки» именно с этой концепцией.
Аэропорт как воздушные ворота
Генеральный директор ООО «Архитектурное бюро «ХВОЯ» Георгий СНЕЖКИН сообщил, что позволил себе отклониться от жесткой концепции «разделения аэропорта на природную и городскую части», вдохновившись при этом Тарскими и Тобольскими воротами, символами Омска:
– Мы попытались переработать эту схему, сделать пространство максимально прозрачным, воздушным, чтобы эти два мира – мир неба, природы и мир города, земли – могли сообщаться. Чтобы город видел самолеты точно также, как видит их в окно – в обратную сторону это тоже работает. Мы добавили к ныне существующим четырем воротам Омской крепости пятые, которые, как нам кажется, отлично рифмуются с архитектурным кодом города. Преимущество такого решения в том, что у него абсолютно естественная, понятная, интуитивная логистика: пассажирам видна конечная цель маршрута и это дает им ощущение спокойного оптимизма.
СНЕЖКИН отметил, что разделяет вкусы омичей, ценящих памятники советского модернизма (СКК имени Блинова, музыкальный театр и так далее), и посетовал, что в его родном Санкт-Петербурге к ним относятся поверхностно, а потому терпят утрату за утратой. Воодушевленный задачей архитектор постарался использовать свой любимый стиль, чтобы вписать образ «Омск-Федоровки» в уже существующий облик города:
– Главное предложение нашей концепции – в объединении в одну строчку пассажирского терминала с железнодорожным и грузовым. Второе новаторство – автомобильная эстакада, поднятая на уровень второго этажа, естественным образом зонирующая площадь перед вокзалом на парковку и главный пешеходный вход, на площадь перед гостиницей, административным зданием и парковку на тысячу мест. И поскольку структура линейна, нам кажется естественным дальнейшее продолжение застройки вдоль взлетно-посадочной полосы. Еще мы предлагаем разделить обслуживающие, технические, служебные помещения и пользовательские залы.
На потолке же этих гигантских арок предлагается делать тематические световые проекции, например звездного неба или символики команды «Авангард».
Спикер Законодательного собрания Омской области Александр АРТЕМОВ предложил задуматься об экономическом наполнении проекта – в противном случае наш регион никогда не окупит строительство нового терминала. Как вариант, можно присмотреться к опыту Гонконга и устроить детские парки. ХОЦЕНКО согласился: хоть парк аттракционов, хоть аутлет, но в аэропорт нужно стремиться завлечь людей. БАЛЬЦЕР предложил пойти еще дальше и выселить оптовые рынки близ аэропорта туда же – на прилегающие к «Омск-Федоровке» территории. Что касается самого объекта, то руководитель проектного института предположил, что тот в заснеженной степи будет выглядеть зимой чрезмерно брутально.
Аэропорт как крылья
Народный архитектор РФ, руководитель ООО «Архитектурное бюро «Студия 44» Никита ЯВЕЙН тоже объединил под одной кровлей пассажирский, багажный, грузовой терминал и администрацию аэропорта – в виде крыла. На втором этапе – опять же, в образе крыла появляются железнодорожная станция и гостиница. За счет компактности планировки архитекторы выделили больше места под парковку – до 1200 машиномест:
– Это зимняя архитектура во всех смыслах – и в смысле практичности (без снежных мешков), и в смысле образности. Я очень люблю многомерные образы. Можно подумать, что это изливы реки, плавные холмы степи, и, конечно, птичьи крылья – металлические каркасы, обшитые деревянным «пухом». С одной стороны это технологический образ, с другой – теплый, природный.
В отделке здания предполагается использовать дерево, стекло и алюминий. Внутри в протяженном и широком вестибюле на первом этаже планируется разместить торговые точки, на втором – предполетную зону с кафе. Система зенитных фонарей позволит освещать отраженным светом зону ожидания. Использование солнечных панелей авторы концепции сочли сомнительным в экономическом смысле.
Снова возникли вопросы к обслуживанию сложной в архитектурном плане кровли, а потолок и вовсе назвали «депрессивным». ЯВЕЙН рассмеялся и пообещал поразмышлять над новым дизайнерским решением, а насчет крыши уверил, что она специально сделана обтекаемой:
– 90% снега будет сдуваться, а 10% пусть лежит – у вас снег белый, не серый. Атриумы, полузасыпанные снегом, будут выглядеть романтично.
«У нас в этом году, наверное, самый романтичный город», – пошутил ХОЦЕНКО. ЯВЕЙН поддержал общий смех: «Точно скажу, что на плоской кровле снега скапливается гораздо больше». Основатель НПО «Мостовик» Олег ШИШОВ, работавший со «Студией 44» на олимпийских стройках в Сочи, оценил этот проект как наиболее перспективный:
– Из четырех уже рассмотренных нами концепций – она единственная, в которой коллеги, проектируя только первую стадию, рассмотрели и перспективы развития комплекса, и стадии создания таких транспортных объектов на многие десятилетия вперед. Да, я увидел мелкие недочеты, например, зона досмотра небольшая, но там оставлено место для ее расширения. Может быть это тоже этапность, что правильно для снижения вложений. Еще здесь разделены потоки прилетающих и улетающих, которые смешиваются в предыдущих концепциях.
Аэропорт как пятое озеро
Руководитель ООО «Архитектурное бюро «ГОРА» Станислав ГОРШУНОВ предложил свою разгадку пятого – потаенного – озера Омска. Им станет фасад нового аэропорта. Насытив территорию водными объектами, архитектор показал аэропорт со стеклянным низом и парящим, несимметричным, лапидарным верхом:
– Изящные опоры и консоли расположены хаотично, но при этом формируют удобные пешеходные маршруты. На главном фасаде у нас применено волнообразное молированное стекло, поддерживающее тему воды. В гостиничном объекте мы продолжили авиационную тему и сделали окна в виде иллюминаторов. Все инженерные коммуникации поместили в технический этаж.
Именно он и насторожил Олега ШИШОВА: в мировом и общероссийском тренде все-таки двухэтажные аэропорты. Заинтересовало опытного строителя и где ГОРШУНОВ собирается брать такое молированное стекло, тот заявил, что его производят как раз в Омске. Иван ЕВСТИФЕЕВ посетовал на беззащитность парковок: очень высока вероятность, что омичи предпочтут ездить в аэропорт на своих машинах и на такие случаи должен быть крытый паркинг, отсутствующий в концепции.
Аэропорт как жемчужина
Концепцию аэропорта под видом жемчужины Сибири, отсылающую к картине родившегося в Омске художника Михаила Врубеля, представило ООО «ЮНК Интерьер». По словам главного архитектора проекта Дмитрия ИКОННИКОВА, в качестве основного элемента проекта выбран речной жемчуг как неотъемлемый элемент украшений народов Сибири, а также реки Иртыш с Омью как главные природные сокровища региона. Фасад здания предложено выполнить в виде 36-метровой арки с жемчужиной в центре – наслоение алюминиевых панелей, по-разному отражающих свет, создаст эффект перламутра.
Иван ЕВСТИФЕЕВ похвалил авторов концепции за то, что и даже диспетчерскую вышку архитектурно вписали в ансамбль. Высоко оценили и жемчужную арку. Олег ШИШОВ пояснил, что аналогичный объект – запроектированный и смонтированный, кстати, в Омске – установлен перед Сбербанк-Сити в Москве на Кутузовском проспекте. «Очень красиво, мне очень нравится. Но я знаю, сколько это стоит, – многозначительно добавил эксперт. – Сбербанк может себе это позволить, а у нас строительство такой арки может быть по стоимости соизмеримо со строительством самого аэровокзала».
Аэропорт как инновационный портал
Последнюю концепцию представило ООО «Архитектурная группа «ДНК». Ее основательница Наталья СИДОРОВА вплела в проект авиа– и космическую промышленность региона, обилие солнечных дней в году, определив в качестве главной темы аллегорический пространственный портал, проявленный как на фасаде, так и образующий центральное многосветное пространство здания. Центральный красный цвет одновременно отсылает как непосредственно к солнцу, так и к вездесущему «Авангарду», а инсталляции посвящены солнцестоянию, которое омичи празднуют фестивалем в Окунево. Гербом Омска вдохновлялись авторы при создании пересечения транспортных потоков и пешеходного бульвара. Площадь украшают флюгеры.
Члены совета пожурили авторов за дизайн – им показалось, что проект скорее напоминает торговый центр, чем аэропорт. Иван ЕВСТИФЕЕВ подхватил мысль и напомнил об удаленности «Омск-Федоровки» – в случае задержки рейса на несколько часов никто не будет возвращаться в город, поэтому там должны быть и кинотеатр, и фудкорт и много чего еще:
– А еще я ни у кого не увидел видеоэкрана. Входная группа должна светиться. 30 километров в темноте по трассе и ты должен въехать в Лас-Вегас! Чтобы получилось прямо вау! Всех, кто пройдет в финал, прошу учесть все эти бизнес-фишечки.
Итог
Любопытно, что при этом компанию-концессионера руководство региона так публично и не называет. Не совсем понятно, что и в какие сроки планируется делать с уже существующими объектами на территории «Омск-Федоровки», пришедшими в негодность, и какая все-таки конкретно судьба ждет действующий аэропорт «Омск-Центральный».
Тем не менее пока можно повыбирать приглянувшиеся картинки: в финал вышли концепции «ЮНК ИНТЕРЬЕР», «АйЭндДи», Архитектурного бюро «ХВОЯ» и Архитектурного бюро «Студия 44». Последний проект, который Олег ШИШОВ выделил как наиболее реальный в воплощении, набрал наибольшее количество баллов. Концепции выставлены на публичное голосование в телеграм-канале губернатора Омской области «Хоценко о важном» – оно закончится 29 марта.
По словам главы региона, проект согласован всеми ответственными ведомствами, пока кроме Минфина РФ. Видимо, после этого и будет объявлено о подписании договора концессии с инвестором.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 20 марта 2024 года.