«Пока боремся с коррупцией, можем ненароком загубить и какую-нибудь отрасль».
В апреле на заседании Омского городского совета депутаты рассмотрели 12 основных вопросов и один внеплановый.
Письмо Союза строителей Омской области
Среди принятых решений – переименование КТОСа «Амур-2» в «Новоамурский», реорганизация муниципального предприятия «Банное хозяйство» в акционерное общество, где все акции будут принадлежать городу.
Однако главным вопросом повестки был четвертый – проект решения «О порядке заключения соглашения об участии застройщика в развитии социальной инфраструктуры города Омска», целью которого, как указано в пояснительной записке, является развитие социальной инфраструктуры города при строительстве нового жилья.
Речь идет о возведении детских садов, начальных и средних школ за счет компаний-застройщиков многоквартирных домов. Им предложены две формы участия – безвозмездное финансирование данных мероприятий и строительство социальных объектов. Мэрия даже подготовила типовые соглашения для каждой формы. Также в документе указана методика расчета размера финансирования социальных объектов. В данный момент он составляет 11 117 рублей за квадратный метр жилых помещений, которые застройщик планирует ввести в эксплуатацию.
Председатель правления РООР «Союз строителей Омской области», заслуженный строитель РФ Юзеф МОСЕНКИС направил мэру Омска Сергею ШЕЛЕСТУ и председателю Омского городского совета Владимиру КОРБУТУ письмо, где предложил отложить принятие решения и доработать его.
В письме, в частности, отражено недоумение омских строителей тем фактом, что предложенный механизм не касается комплексного развития территорий Омска, деятельности по строительству, реконструкции муниципальных объектов:
— Основные проблемы с обеспечением объектами социальной инфраструктуры жителей города возникают как раз при застройке новых крупных микрорайонов». То есть складывается ситуация, когда обеспечение социальной инфраструктурой строящегося иногородними застройщиками жилья будет решаться за счет омских строителей. «Полагаю, что все застройщики без исключения должны работать в равных условиях, – отметил Юзеф МОСЕНКИС.
Он в письме также подчеркнул, что дефицит объектов социальной инфраструктуры в Омске возникает в отдельных районах – из-за перетока населения из одних микрорайонов в другие, когда жители ищут более комфортные условия. Сама же по себе численность омичей не возрастает, более того, в городе с 2017 по 2023 год число жителей сократилось на 68 тыс. человек.
— Точечная застройка осуществляется в районах города, где социальная структура уже сложившаяся. При этом в случае увеличения количества проживающих в районе свободные земельные участки, как правило, отсутствуют, и при возникновении необходимости в дополнительных местах в дошкольных учреждениях или общего образования разместить их на нормативном расстоянии от вновь строящегося МКД будет невозможно. Кроме того, проектом решения не рассматривается случай, когда объект точечной застройки обеспечен существующими объектами социальной инфраструктуры и создание дополнительных мест не требуется, – отметил заслуженный строитель РФ.
По мнению Союза строителей Омской области, доработки требует и статья проекта, где указано, что застройщик перечисляет в бюджет города 100% денежных средств на финансирование социальных объектов. Поскольку деньги необходимо перечислять до получения разрешения на строительство, речь будет идти о кредитных средствах, полученных под солидный банковский процент. А следовательно, на покупателей ложится не только цена возведения социальных объектов, но и стоимость кредитов.
— Бюджет формируется за счет налогов жителей города Омска и предприятий, предпринимателей, работающих на городской территории. Принятие данного проекта решения, по сути, означает дополнительное налогообложение жителей и предприятий города Омска, что противоречит налоговому законодательству РФ, – указано в письме.
Позиция строителей: данное решение приостановит жилищное строительство в Омске, которое осуществляется силами местных застройщиков.
Как политическая воля сталкивается с реальностью
Однако обращение строителей, по всей видимости, депутаты в расчет принимать не собирались. Это стало понятно из выступления депутата Анатолия КАНУННИКОВА, который первым решил высказаться:
— Мы сейчас находимся в конце дискуссии, которая ведется уже несколько дней. Я вижу, как сталкивается политическая воля с реальностью. Передо мной лежит документ, который мы собираемся принять, в нем политическая воля, и письмо Союза строителей, адресованное Сергею Николаевичу (ШЕЛЕСТУ) и Владимиру Валентиновичу (КОРБУТУ). И как голосовать, мне не очень понятно. Что есть в письме? Некий отсыл к демографии. Я поискал в открытых интернет-источниках и нашел цифру на образовательном портале Омской области: у нас 2 тыс. свободных мест в детских садах. Сделан вывод, что мы эту проблему во многих микрорайонах решили, но есть вопросы, связанные с шаговой доступностью. Я понимаю, что в проекте решения заложена и так называемая борьба с коррупцией, но пока боремся, можем ненароком загубить и какую-нибудь отрасль. В письме Союза строителей та реальность, которую мы должны учитывать. Я задавал на комитете, на фракции вопрос: а что все-таки показал публичный опрос, и не услышал ответа. Было сказано, что отдельные строители уже стоят в очереди. Но это отдельные, а вот Союз строителей не готов.
Позиция прокуратуры
В пояснительной записке к проекту решения указано, что по результатам антикоррупционной экспертизы проекта коррупциогенные факторы не выявлены. Однако у прокуратуры города на этот счет оказалось другое мнение. Владимир КОРБУТ проинформировал депутатов, что утром перед заседанием горсовета пришли замечания прокуратуры, и предоставил слово прокурору города Омска Павлу ПОПОВУ.
— В проекте решения органы прокуратуры выявили коррупциогенные факторы, – заявил прокурор города и пояснил: – В частности, для правоприменителя установлены необоснованно широкие пределы усмотрения. Предполагаем, что проект решения не содержит конкретного размера финансирования мероприятий в целях развития социальной инфраструктуры за счет средств застройщика. Предлагаемый порядок расчета допускает неоднозначное толкование. Положение проекта о принятии решения по вопросу заключения соглашения с учетом рекомендаций архитектурно-градостроительного совета Омской области создает правовую неопределенность в части органа, ответственного за принятие решения о заключении соглашения. Порядок контроля за целевым расходованием поступивших средств не конкретизирован. Ответственность застройщика за нарушение сроков получения разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию не предусмотрена. В проекте решения отсутствует порядок ведения реестра заключенных соглашений, не предусмотрена дальнейшая процедура развития сети социальной инфраструктуры, очередность и сроки застройки, не определены ответственные лица. Таким образом, по мнению органов прокуратуры, проект решения требует доработки.
Когда председатель горсовета спросил у директора департамента правового обеспечения и муниципальной службы Олега БАЛАНОВА, сколько понадобится времени на устранение перечисленных замечаний, тот пояснил, что впервые их услышал, и пообещал закрыть все вопросы в течение двух недель.
Комитет по финансово-бюджетным вопросам и фракция «Единой России» предложили принять проект к рассмотрению и дорабатывать, что и было сделано. Чтобы принять его во всех чтениях (как депутаты и собирались, до того как узнали о замечаниях прокуратуры), возможно, будет даже организовано внеочередное заседание Омского городского совета.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 апреля 2024 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ