«Будем производить в Омске электронные компоненты для автомобилестроения, самолетостроения и бытовой техники».
В июле Федерацию спортивной борьбы Омской области возглавил генеральный директор ООО «Банковские и Финансовые Системы» Артем ЖИЛОНОВ. Тогда же было объявлено и о планах компании построить в Омске технопарк по разработке и производству российской радиоэлектронной продукции. О подробностях проекта из первых уст узнала обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ПАВЛОВА.
– Артем Александрович, в июле на кухне «Коммерческих Вестей» побывал президент Омского землячества, председатель совета директоров торгово-производственного холдинга «Русклимат» Михаил ТИМОШЕНКО, который собирается построить в Омской особой экономической зоне «Авангард» два завода по производству климатической техники. Он обмолвился, что хотел бы сотрудничать с другим резидентом – московской компанией, которая производит банкоматы. Это случайно не ваше предприятие?
– Именно, наши площадки в Омске расположены по соседству. Мы производим устройства самообслуживания для банковской, транспортной и городской инфраструктуры. Например, банкоматы, цифровые офисы, устройства для продажи и пополнения транспортных карт, криптобиокабины. В Омске планируем производить комплектующие, а готовый продукт собирать на нашем действующем производстве в Индустриальном парке «Руднево» особой экономической зоны «Технополис Москва». Страна сейчас переживает виток возрождения промышленности, фактически меняется структура экономики – с сырьевой на индустриальную, промышленную. На данный момент мы уже используем преимущественно российские комплектующие.
– Какая это доля от общего объема?
– Порядка 80%, остальная часть комплектующих пока китайского производства, но мы планируем к концу 2026 года локализовать производство всей компонентной базы, которая есть в банкомате. Изначально мы планировали локализовать в Омске производство комплектующих только для собственных устройств, но в итоге решили пойти дальше и создать в особой экономической зоне «Авангард» уникальный технопарк по разработке и производству российской радиоэлектронной продукции. Таким образом, мы сможем обеспечить необходимой компонентной базой не только себя, но также будем производить электронные компоненты для разных отраслей промышленности: автомобилестроения, самолетостроения, машиностроения, производства бытовой техники и многих других.
– И в том числе для климатического оборудования?
– Да. Откровенно говоря, мы еще не общались с господином ТИМОШЕНКО, я только знаю о его намерении сотрудничать. Наша первая встреча назначена на сентябрь, и мы обязательно обсудим возможные направления для совместной работы. Мы планируем привлекать в наш технопарк и другие компании, которые на сегодняшний день проходят схожий с нашим путь развития российской радиоэлектронной промышленности, производства российской продукции.
– Ваш путь – это какой?
– Мы 20 лет занимались импортом банковского оборудования. Начали меняться в 2014 году, после первых санкций – замещать американские устройства на китайские. А в 2020 году начали проект по созданию первого российского банкомата. В том числе приступили к разработке собственного программного обеспечения. И когда в 2022 году западные вендоры покинули российский рынок, мы оказались к этому готовы, имея на руках актуальные продукты. Фактически наша компании поменяла сферу деятельности. Сейчас у нас зрелая компания, 20 лет стабильные, хорошие финансовые показатели (согласно официальной финансовой отчетности, выручка ООО «Банковские и Финансовые Системы» за 2023 год составила 6,1 млрд рублей, чистая прибыль – 1,1 млрд; помимо Артема ЖИЛОНОВА совладельцем компании является Роман РИС, а также 25% долей с июня 2024 года владеет бывший заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей УЧЕНОВ. – Прим. авт.). Очевидно, что когда компания начинает новый проект, особенно в сфере высоких технологий, это требует существенных инвестиций. Необходимо отдать должное государству, оно предоставляет эффективные инструменты поддержки. Один из которых – особые экономические зоны. Говоря об «Авангарде», отмечу актуальное для нас снижение налоговой нагрузки на время инвестиционного цикла и готовую инфраструктуру. Как еще один аргумент для размещения новой производственной площадки в Омске могу отметить сильные позиции Омского государственного технического университета. Насколько мне известно, он выпускает более 2000 студентов ежегодно.
– Кто именно вам нужен?
– В первую очередь необходимы технические специалисты, начиная от высококвалифицированного инженерного штата и заканчивая слесарями–сборщиками. Сейчас многие российские компании активно развивают свои производства, спрос на кадры просто колоссальный. Поэтому мы активно взаимодействуем с техническими вузами страны, например, с ОмГТУ в части подготовки кадров для нашего производства и совместной научно-исследовательской работы.
– Какие компании вы пригласите в свой технопарк?
– Любых производителей в сфере радиоэлектронной промышленности. Конечно, резидентам будут доступны налоговые льготы и преимущества особой экономической зоны, мы же непосредственно обеспечим готовую инфраструктуру.
– Каковы основные параметры вашего проекта?
– Площадь нашего участка – 3,6 гектара. Мы планируем построить несколько производственных корпусов, центр коллективного пользования опытно-промышленным и научным оборудованием, инновационно-технологический центр и конгресс–центр. Сейчас наша команда занимается проектированием помещений, часть из которых займет наша компания, часть будет сдаваться в аренду. Переговоры с потенциальными резидентами уже ведутся.
– Потенциальные резиденты из других регионов?
– В том числе. Мы с моим партнером (Роман РИС) оба родом из Омска и, узнав о новых возможностях региона, с большой гордостью делимся информацией об этом с нашими коллегами из других регионов РФ. 20 лет наша компания работает в Москве, и сейчас пришло время отдать должное своему родному городу. Я вижу, как новое правительство активно привлекает в регион инвестиции, развивает инфраструктуру. Мы хотим участвовать в этом процессе и помочь Омской области занять одну из лидирующих позиций в развитии промышленности, особенно в сверхвостребованной отрасли – радиоэлектронике.
– Как оцениваете первоначальный объем инвестиций?
– В первый этап проекта планируем инвестировать 1,8 млрд рублей. Когда мы рассматривали Омск как потенциальную новую производственную площадку, то думали на тему его географических особенностей – это фактически середина нашей страны, центр Сибири и, безусловно, выход на рынок стран Центральной Азии. Мы видим, как происходит децентрализация мировой экономики, она распадается на своего рода региональные экономики. Экономика нашей компании как раз ориентирована на движение с севера на юг: из России в Центральную Азию, Ближний Восток, дальше в Африку и Южную Америку. В рамках этой новой глобальной экономики, безусловно, будут формироваться как новые логистические связи, так и новое устройство разделения труда. Я считаю, что при таком раскладе у России есть отличная возможность занять роль технологического лидера. Омский регион как стартовая точка выхода на эти новые зарубежные рынки имеет уникальное значение.
– А сейчас вы где-то представлены за границей?
– В этом году откроем наше первое иностранное представительство в Саудовской Аравии. В первой половине следующего года планируем открыть подразделение в Африке – пока определяемся с конкретной страной. Континент очень неоднородный, северная, южная, центральная Африки кардинально отличаются друг от друга. В этой работе нам очень помогают Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве России, Российский университет дружбы народов, который по нашему заказу проводит сейчас уникальные исследования указанных выше регионов. Набираем в компанию арабоговорящих специалистов, фактически занимаемся подготовкой плацдарма. В прошлом году мы с командой облетели почти весь Ближний Восток. В конце этого года отправимся в турне по африканским странам. Очень важно лично осмотреть эти места, пообщаться местными представителями бизнеса и властями, со всеми, от кого можем получить максимальное количество информации о специфике, конъюнктуре рынка, о национальных, этнических особенностях, подходах к ведению бизнеса. Уверен, что к тому времени, когда в Омске будет выпущена первая серийная партия нашей продукции, у нас уже будут готовы новые рынки сбыта. Причем не исключаем, что разместим в дружественных странах не только свои представительства, но и центры финальной сборки.
– Поясните мне. Банки сокращают банкоматные сети, сервисы переходят в онлайн. Насколько актуально сейчас производство банкоматов?
– Мы работаем со всеми крупнейшими банками страны, как частными, так и с государственным участием, собираем много аналитики на эту тему. И все прогнозы, которые презентует Банк России, говорят о том, что общий объем денежной массы в ближайшие годы будет увеличиваться. Плюс, по нашим оценкам, россияне не тот народ, который скоро откажется от наличных. К слову, наш финансовый рынок на сегодняшний день является одним из самых передовых в мире, если не самый – по функциональности, обилию сервисов как в розничном, так и в корпоративном секторе. Отмечу, что устройства банковского самообслуживания в России имеют наиболее широкий, я бы даже сказал, уникальный функционал, по сравнению с другими странами. Например, в Европе банкоматы по-прежнему используются в основном для выдачи наличных. Официальные исследования показали, что в Германии, экономику которой считают максимально стабильной в Европе, большинство граждан высказываются за сохранение возможности использования наличных для более удобного контроля расходов, возможности оплат небольших и повседневных покупок. По результатам наших исследований, скандинавские страны, которые первыми максимально активно, я бы даже сказал, агрессивно, пропагандировали уход от наличной формы расчетов, сейчас начинают обратный процесс, потому что оказалось, что жизнь людей без наличных денежных средств на данный момент невозможна. К примеру, в Швеции, правительство учитывает потребности пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, низким доходом, мигрантов и беженцев в легком доступе к денежным средствам. Это хороший пример разумного подхода к цифровизации.
– В плане продвинутости наших устройств вы имеете в виду сервисы оплаты штрафов, услуг ЖКХ, мобильной связи?
– В том числе. Помимо этого есть: обмен валюты, инкассация для юридических лиц, оплата различного рода частных и государственных сервисов и услуг, оплата образовательных программ и многое другое. Мы постоянно думаем о том, какие новые услуги и сервисы могут быть актуальны для жителей нашей страны. Сейчас работаем над внедрением видеоконсультаций. Цифровые офисы БФС в небольших или отдаленных населенных пунктах могут помочь дистанционно получать актуальные банковские и государственные услуги. Мы считаем, что это очень перспективный формат дистанционного обслуживания. Для нашей компании принципиально важна возможность инвестировать в новые технологии, которые могут изменить жизнь к лучшему. 20 лет назад мы ездили за границу и считали, что там люди живут по-особенному, в будущем. Но теперь, смею вас уверить, а я очень много езжу по всему миру, ни один город на сегодняшний день, ни одна мировая столица не может сравниться с Москвой по уровню сервиса, качеству жизни, по развитию транспортной и городской инфраструктуры. Почему наша банковская система самая передовая? Потому что ее начали делать во многом с нуля, используя передовой мировой опыт, но при этом стараясь делать изначально лучше. Ровно то же самое мы сейчас переживаем и в промышленности, в развитии технологий. Нет смысла повторять то, что уже есть, нужно опережать конкурентов, чтобы занять достойное место на открытых для нас рынках.
– Про бизнес-планы понятно. В каком состоянии приняли Федерацию спортивной борьбы Омской области?
– На сегодняшний день у нас есть два успешных спортсмена и они, конечно, огромные молодцы: Адлет ТЮЛЮБАЕВ стал в этом году бронзовым призером чемпионата Европы, а Александр КРИКУХА завоевал тоже бронзовую медаль – только в молодежном чемпионате Европы. Подобного уровня достижений у нашей школы борьбы не было уже много лет. Я в детстве занимался греко-римской борьбой в Омске: этот вид спорта закалил мой характер и развил во мне качества, которые я до сих пор использую в бизнесе, – стойкость, способность держать удар, бороться до последней секунды, до последнего свистка, не бояться идти вперед, преодолевать любые трудности и справляться с нагрузками. Классическая борьба была включена в программу античных Олимпийских игр в 704 году до нашей эры. Этим видом спорта занимались Пифагор и Платон, борьба была обязательным элементом образования и воспитания юношей. И этот вид спорта сегодня как никогда нужен молодому поколению ребят в нашей стране, если мы хотим формировать традиционные ценности, растить здоровых, настоящих мужчин, желающих воспитывать детей, защищать свою Родину, выступать на мировой арене под флагом России. Безусловно, сейчас наши спортсмены находятся под беспрецедентным давлением, связанным с политической ситуацией, что на мой взгляд, возмутительно и недопустимо, ведь спорт – вне политики. Олимпийское движение утратило свои базовые принципы и ценности, то, что сейчас происходит, грубо нарушает Олимпийскую хартию. Радует, что международная Федерация спортивной борьбы трезво смотрит на эту ситуацию, и наши спортсмены участвуют в чемпионатах мира и Европы.
– Что в ваших планах?
– Основной приоритет – возрождать наши великие традиции спортивной борьбы. В Омске воспитывались призеры и Олимпийских игр, и чемпионы мира, и чемпионы Европы, и неоднократные чемпионы Советского Союза. Будем привлекать молодежь, увлекать, мотивировать их своим примером, повышать престиж статуса спортсмена, тренера. Сейчас разрабатываем целую программу совместно с техническим университетом, планируем заняться возрождением кафедры борьбы и тяжелой атлетики в рамках Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. Насколько я знаю, туда поступают единицы, а ведь раньше там учились десятки спортсменов, в том числе прославленный борец Александр Александрович КАРЕЛИН, президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Геразиевич МАМИАШВИЛИ. Уже разработана стратегия по привлечению в Омск передовых молодых специалистов из других регионов, тренеров, обеспечения молодых и взрослых спортсменов условиями для тренировок, включая медицинскую поддержку, планирование сборов, модернизацию спортивных площадок. В этом году нам удалось провести в Омске юношеское первенство России, что привлекло внимание всей профессиональной среды. В ноябре на «G-Drive Арене» пройдет знаменательный турнир на приз Александра Карелина. Я сам в детстве дважды участвовал в нем – в Омске в 2000 году, и в Новосибирске в 2001-м: колоссальное событие для спортсмена возрастной категории 15-17 лет. А летом 2025 года планируем провести в Омске взрослый чемпионат России – тоже на «G-Drive Арене». Есть желание если не сделать Омск столицей спортивной борьбы, то хотя бы одной из столиц. Обещаю, что приложу к этому все усилия, результат не заставит себя долго ждать.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 21 августа 2024 года.