Все рубрики
В Омске четверг, 19 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,7763    € 108,5083

Андрей ШПИЛЕНКО: «Надо гордиться тем, что ни один субъект РФ, помимо нас, не смог запустить механизм по ППРФ №1325, который обеспечивает возврат средств инвесторов до 75%»

8 сентября 2024 12:30
15
4043

«В рейтинге узнаваемости центров субъектов Российской Федерации Омск не входит даже в двадцатку». 

Ровно год назад о своих амбициозных планах по развитию региона на всех уровнях на кухне  «Коммерческих Вестей» рассказывал заместитель председателя правительства Омской области, представитель Омской области при федеральном правительстве Андрей ШПИЛЕНКО, в конце июня 2024-го переизбранный председателем совета директоров омской особой экономической зоны «Авангард». Мы снова пригласили Андрея Викторовича на «кухонные посиделки» и поговорили о предстоящих планах и о результатах уже проведенной работы. Беседу записала обозреватель издания Анастасия ПАВЛОВА.

– Андрей Викторович, в мае на очередной инвестсессии – я слышала это лично! – вы пообещали, что в августе наконец-то заработает личный кабинет на Инвестиционном портале Омской области. Также было объявлено о создании единого окна инвестора в регионе. Как система себя чувствует?

– Абсолютно верно, нами было принято решение о создании единого окна инвестора, направленное на улучшение деятельности Агентства развития и инвестиций Омской области – чтобы максимально снизить временные издержки бизнеса и предоставить ему возможность отслеживать реализацию своих запросов. Система, как вы понимаете, потребовала определенного финансирования, которое было найдено. Она находится сейчас в разработке, будет запущена в сентябре. Да, планировали это сделать в августе, но, думаю, разница в плюс-минус неделю не критична. И уже тогда, в сентябре, можно будет говорить о том, что система единого окна инвестора официально запущена.

– Какие ожидания от ее работы?

– Вы знаете, нельзя рассматривать личный кабинет инвестора как палочку-выручалочку, это всего лишь один из механизмов, все работает в комплексе. Цель личного кабинета абсолютно прагматична: чтобы любой инвестор не бегал по кабинетам, а сформировал заявку в электронном виде, которую уже будет сопровождать агентство. Прежде всего инвестор сможет видеть, на какой стадии рассмотрения находится его заявка без непосредственного участия в процессе и оббегания министерств.

– Опять же, частью этой системы должен был стать институт инвеступолномоченных в каждом районе. Он заработал?

– Да, в каждом муниципалитете уже определен инвеступолномоченный – эта работа проведена примерно месяца два назад. После того как я удостоверился, что все есть, есть живые люди, я поставил задачу перед Министерством экономического развития региона разработать план подготовки специалистов. 29 августа состоится первое установочное совещание. Я оставлю за скобками обязательные требования регионального инвестстандарта, согласно которым у нас должны быть инвеступолномоченные. Мы не стремимся делать что-то для галочки. И этот установочный семинар призван объяснить всем, что инвеступолномоченный – это человек на местах, владеющий всеми инструментами поддержки. Чтобы когда пришел инвестор в любой район Омской области и сказал, что ему нужна земля для реализации проекта, его встретил профессионал, который объяснил, какие механизмы существуют для снижения бизнес-издержек. Если мы этого не сделаем, инвестор просто уйдет в другой регион – туда, где ему смогут предложить более комфортные условия работы. После установочного семинара инвеступолномоченных ждет серия мероприятий по изучению механизмов поддержки: что такое специальный инвестиционный контракт, что такое соглашение о защите и поощрении капиталовложений и так далее. Думаю, будет безболезненно, если мы потратим три месяца на их подготовку. Опять же, я считаю особенно важным не просто обучить специалистов, но и поставить ключевые показатели эффективности: к примеру, абсолютно условно говорю, помочь реализовать пять проектов в год. Они обязаны выстроить бесшовное взаимодействие с Агентством развития и инвестиций.

– Это как?

– Допустим, инвестор приходит в любое из профильных министерств Омской области. У министерства лишь одна задача – дать оценку проекту, насколько проект нужен региону, насколько он востребован. Как только министерство дает заключение, что проект нужен, он автоматически передается в агентство, а оно заключает соглашение на сопровождение: подбирает меры поддержки, водит по министерствам и так далее – от самого начала до реализации проекта. То же самое происходит, если инвестор приходит непосредственно в агентство: оно не принимает никаких решений, а направляет запрос в профильное министерство. Мы вновь получаем заключение о целесообразности проекта – только после этого агентство начинает его сопровождать. Инвеступолномоченный же находится на земле. К нему приходит любой фермер, промышленник, говорит, что хочет что-то построить или расширить, модернизировать. Инвеступолномоченный отвечает, что можно это сделать с таким-то инструментом, то есть предлагает некое меню. После того как потенциальный инвестор заинтересуется, задача инвеступолномоченного отвести его в агентство. Ставлю себе это в личную ответственность: это будет моя вина, если этот институт не заработает.

– В сентябре прошлого года была инвестсессия, на которой вы поставили KPI Агентству развития и инвестиций, мол, даже контракт с его главой Евгением КОВТУНОМ заключен всего лишь на год. Так он справляется с ключевыми показателями? Месяц остался до конца обговоренного года.

– Конечно, я осознаю, что просто дождаться год и подвести итоги, сказать «ну не шмогла я, не шмогла» это не очень красиво, некорректно. Точно могу вам сказать, что нигде на уменьшение ключевых показателей мы не пошли. Буквально неделю назад у нас было заседание совета директоров, на котором я заслушивал исполнение планов за второй квартал. Мы, кстати, с советом директоров вписали в одно из решений недопустимость генеральным директором агентства невыполнения ключевых показателей эффективности. Но действительно, по ряду ключевых показателей эффективности у нас пока есть отставание.

– Например?

– Мы взяли на себя обязательство сформировать не менее 50 инвестиционных предложений для бизнеса. Данный показатель не выполнен, но повторю, я прекрасно осознаю, что это целая цепочка действий: Фонд развития промышленности Омской области должен был сформулировать инвестиционные ниши, а КОВТУН их посчитать. Мы сейчас лидеры в стране – я этим горжусь – по созданию промышленных кластеров: у нас уже создано 12 кластеров, причем не просто на бумаге, а внесены в реестр Минпромторга РФ. Ведется титаническая работа сейчас Фондом развития промышленности, чтобы передать данные КОВТУНУ. Чуть-чуть забегая вперед, скажу, что 12 сентября будет очень, на мой взгляд, знаковое мероприятие для Омска: в Москве состоится презентация инвестиционного потенциала Омской области, на котором мы представим революционные, как мне кажется, подходы к инвестированию. Именно там и будут обнародованы проекты, о которых мы говорим. Соответственно, все мои слова в силе и, надеюсь, джентльменский договор с Евгением тоже. Все очень по-честному, справедливо: ключевые показатели эффективности не выдуманы, они были поддержаны генеральным директором агентства, он понимал, что будет за них отвечать. Вместе с вами к концу года мы увидим, насколько выполнены поставленные задачи.

– В национальном рейтинге инвестиционной привлекательности по итогу 2022 года Омская область была 19-й, по итогу 2023 года мы поднялись лишь на одну ступень. Разговор же шел, что в следующем рейтинге мы вообще войдем в первый десяток.

– Да, вы были живыми свидетелями того, что мы погружались в каждый показатель и по абсолютно каждому из них у нас есть дорожная карта. Я по-прежнему обещаю, что мы будем из кожи вон лезть, чтобы войти в десятку. Это очень амбициозная и крайне тяжелая задача. Наизусть знаю показатели, в которых мы проседаем, и точно могу сказать, где мы рванем вверх. Например, мы были худшими в стране по количеству созданной инфраструктуры: промышленные, индустриальные, технопарки. Понимаю, что в следующем рейтинге по этому показателю скакнем вверх. Но есть показатели, по которым нам действительно будет очень-очень тяжело подняться: например, по разработке электронной платформы, на которой расположены не просто земельные участки, а показаны ограничения, наличие водопроводов и прочей инженерной инфраструктуры.

– Это инвесткарта?

– Нет, инвесткарта – это немножко другое. На инвесткарте изображены промышленные площадки, куски земли, но на них нет других слоев, например, как проходит теплотрасса, как электричество подведено. Так вот, электронные платформы существуют в нескольких субъектах Российской Федерации. Они действительно потрясающие, потому что при выборе земельного участка можно сразу увидеть, какие у него обременения. Естественно, они достаточно дорогостоящие.

… Так мы будем в итоге браться за создание этой платформы?

– Нет, не будем. Будем искать другие механизмы, потому что такая платформа действительно очень дорогая – не менее 30 млн рублей. Возвращаясь к рейтингу инвестиционной привлекательности: губернатором задача поставлена, команды главы региона не обсуждаются, мы сделаем все, чтобы войти в десятку. Честно, у меня огромные опасения, но я лично буду делать все, чтобы мы там оказались.

– Вы говорили, что за каждым показателем будет закреплен конкретный министр.

– В этом месяце у нас состоится расширенное заседание инвестиционного совета Омской области, где я буду докладывать губернатору как раз по этому поводу — о тех министерствах, о тех персоналиях, которые не выполнили показатели. Немножко поясню: каждый показатель делится на категории – A, B, C, D, E. Каждый министр закреплен за тем или иным показателем. Я размышлял, как я могу померить, насколько эффективно он отработал, выполнил дорожную карту. Вот был его показатель в группе B, там же он и остался. Хорошо это или плохо? Именно поэтому я как раз предложу губернатору изменить подход: если показатель был в  группе B, значит, нужно перейти в группу А. Тогда нам будет что измерять. Соответственно, в ближайшие дни я доложу аналитику по каждому показателю и могу уверить, что никого из министров защищать и оправдывать я не намерен. Но впервые, кстати, будучи одним из худших в стране по индексу административного давления, Омская область серьезно поднялась в рейтинге.

– В большинстве регионов, входящих в первую десятку рейтинга по инвестпривлекательности, объем финансирования агентств развития гораздо больше, чем у нашего. Может, секрет в этом?

– Отчасти, да. Но, знаете, с деньгами и дурак сможет. Я не ищу никаких отговорок. Вы абсолютно правильно замечаете про бюджет. И тем не менее это абсолютно не повод для отставания – всегда есть другие инструменты. Всегда!

– Давайте продолжим про технопарки. У нас на кухне был Денис ЦУКАНОВ, тоже зампред правительства. Как поживает «Омск-Диджитал»? Вы год назад говорили у нас, что по прошествию срока разрешаете прижать вас к стенке и спросить, где лучший технопарк в стране.

– Смело прижимайте! Давайте начнем с того, что до 2023 года в Омской области не было ни одной площадки индустриального, эко-, технопарка – ни одной! А на сегодняшний день мы ведем работу по 11 площадкам: уже три аккредитованы – «Флагман», «ТехноОмск», «Иртыш». Они все соответствуют требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, а значит, на эти площадки уже распространятся целый пул мер государственной поддержки, включая преференции по уплате налогов. Буквально на днях появилась четвертая площадка – парк «Т7». Она создана на базе бывшего Строительного управления № 7 Андрея Яковлевича КИПЕРВАРА. Процесс аккредитации был достаточно долгим: там довольно жесткие требования и по площади, и по подтверждению собственности земли, и инфраструктуры, и наличия управляющей компании и так далее – много всего. Предлагаю пройтись по технопаркам.

– Давайте.

– Первый технопарк – «Иртыш». Вторым мы запустим технопарк в сфере радиоэлектронной промышленности на базе особой экономической зоны «Авангард» Артема ЖИЛОНОВА (первополосный материал с его интервью вышел в предыдущем номере «Коммерческих Вестей». – Прим. авт.). Он у нас умничка! Помимо того что делает технопарк, президент Федерации спортивной борьбы Омской области, а также человек, который в Омском землячестве в Москве будет возглавлять спортивное направление. Третий промышленный технопарк – «Солнечный» Евгения ЕМЕЛЬЯНЦЕВА. Там уже размещается ряд резидентов, площадка будет оформляться как технопарк. Также у нас шесть индустриальных парков: первым зарегистрирован «Флагман». Я уверяю: надо гордиться тем, что ни один субъект России помимо нас не смог запустить механизм по ППРФ № 1325, который обеспечивает возврат средств инвесторов до 75%. В Татарстане воспользовались похожим – по № 1119, но № 1325 был всем не по зубам. Вторая наша гордость – индустриальный парк «ТехноОмск» на базе Омсктрансмаша. Почему гордость? Все теоретики рассуждают, что на предприятиях ОПК в Советском Союзе были огромные избыточные площади, которые только дают дополнительно накладные расходы на продукцию. Но все только об этом болтают, а мы – спасибо Уралвагонзаводу – выделили свободные площади, не задействованные под выпуск основной продукции, из охранного периметра, и там разместились первые резиденты. Две недели назад я был на форуме «Армия», и Омсктрансмаш приводился в качестве правильного примера снижения издержек оборонного предприятия. Про «Т7» я уже рассказал. Плюс мы прорабатываем индустриальный парк на заводе «Полет» – там очень много избыточных цехов, промышленных площадей, мы ведем консультации, диалог с собственниками, с потенциальными инвесторами. Совершенно не факт, что он там появится, но тем не менее сообщаю о переговорах. Также мы ведем диалог о создании двух экопромышленных парков по вовлечению отходов во вторичный оборот. Один, очень надеемся, будет инициирован группой «Магнит». Концептуально мы видим двух заинтересованных инвесторов, желающих построить два экопарка – конечно, это будет не быстро. Экопарки относятся к типу индустриальных парков, поэтому итого их шесть. Дальше идут два парка в сфере высоких технологий – «Омск-Диджитал» и «21 век» Святослава КАПУСТИНА. Насчет первого: своими глазами убедился, что ремонтные работы ведутся. В детали я не могу вдаваться, потому что это ответственность Дениса ЦУКАНОВА.

– Но дополнительные помещения будут приобретаться? А то назывались объемы площадей от 20  до 40 тыс. кв. м.

– Это зависит от готовности инвесторов вкладываться в инфраструктуру и возможности оформления градостроительной документации. Дело в том, что там есть памятники, и весь вопрос в том, можно ли их аккуратно перенести. В настоящий момент Денис ЦУКАНОВ вместе с городскими властями пытается снять эти ограничения.

– Хочу переадресовать вам вопрос от наших читателей. Каждый раз, когда появляется новость об открытии нового индустриального парка, комментаторы выражают беспокойство, что это скажется на состоянии омского воздуха. Существуют ли экологические требования к инвесторам?

– У Правительства РФ никаких требований относительно размещения предприятий с определенным классом выбросов пока не существует. Есть только требования к площади индустриального парка, его инженерной, коммунальной инфраструктуре, управляющей компании. Однако вы знаете, что весь мир стремится к целям устойчивого развития. Среди них в том числе снижение углеродных выбросов. Наша особая экономическая зона «Авангард» внедряет модель, направленную на достижение целей устойчивого развития: у нее будет резидентная политика. Требования к резидентам мы должны сами установить. Предположим, что в зоне не могут располагаться предприятия, выделяющие углекислоту, или, если они это делают, то, допустим, должны засадить определенный объем земель деревьями. Это первый документ. Второй – так называемое раскрытие нефинансовой отчетности, когда предприятие отчитывается по каждому параметру, например, сколько осуществляет выбросов. Опять же, можно обязать ходить учить экологической грамотности школьников и так далее. В дальнейшем мы будем способны тиражировать эти требования на индустриальные, техно- и экопарки. Поверьте, это не только решение экологического вопроса, но и механизм повышения инвестиционной привлекательности площадки. Уникальность ситуации в том, что губернатор закрепил за мной, как зампреда правительства, функцию по координации Омской области в достижении целей устойчивого развития. Но тема очень сложная, думаю, мы сможем поговорить о ней через год. В июне специальным представителем Президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития назначен Борис ТИТОВ, и я ожидаю новых подходов в этой части. Если раньше мы только смотрели на показатели, определенные ООН, на наши так называемые национальные показатели, то сейчас, думаю, положение изменится.

– А вам не кажется, что это инструмент, который может вступить в противоречие с инвестиционной привлекательностью?

– Вы абсолютно правы, но это наш с вами выбор. Если смотреть на РФ в целом, то уже потихонечку начинают появляться особые финансовые инструменты, регулируемые банками: если они оценивают проект как «зеленый», то охотнее дают ему деньги. Ухудшат ли наши требования к резидентам инвестиционную привлекательность? Ухудшат. Но для кого? Для тех предприятий, которые выбрасывают опасные вещества. А тех, кто старается делать проекты более экологически чистыми, мы ждем, готовы обеспечить им выгодные условия размещения. Могу привести пример особой экономической зоны «Технополис Москва» – одной из лучших площадок в Российской Федерации. Там в основном сидят высокотехнологичные компании: медицинские предприятия, производители беспилотников и так далее. Достижение устойчивого развития – добровольный процесс. Это некий общественный договор между правительством, бизнесом и обществом. Мы же можем внедрять его постепенно, правда? Не сразу блокировать возможности, а постепенно их уменьшать, выдвигая резидентам свои условия.

– Недавно губернатор Омской области Виталий ХОЦЕНКО объявил о том, что некий столичный инвестор хочет построить в Омске центр серфинга. Почему именно у нас?!

– Поясню. Если вы посмотрите, рейтинг узнаваемости центров субъектов Российской Федерации, то Омск не входит даже в двадцатку. Вы ведь хотите жить в городе, который не путают с Томском? А узнаваемость города – это инструмент инвестиционной привлекательности в том числе. И в Омске должно быть огромное количество развлечений, досуга, чтобы молодежь не уезжала. Я почитал в прессе, как высмеивают открытие серфинг-центра, мол, можно, просто кататься на затопленных улицах. Знаете, это странно: в Омск приглашают достаточно продвинутые компании, которые формируют пространство для молодежи, а мы пытаемся это зарезать на корню. Инвестор – сколковская компания SurfBrothers, которые развивают в крупных городах сеть серфинговых центров, причем это не просто тренажер – большая комнатка с искусственными волнами, а целый большой комплекс с пляжем. Вложения – порядка 500 млн рублей. Проект сопровождает Агентство развития и инвестиций: я поставил задачу в самое короткое время сформировать финмодель, бизнес-план, определиться с земельным участком. Конечное решение может принять только инвестиционный комитет, возглавляемый губернатором. На сегодня мы видим наиболее предпочтительную локацию в районе «Континента». Уверен, что чем больше подобных инвесторов к нам будет заходить, тем скорее город расцветет. Обратите внимание, что у нас в городе нет, например, хороших бань, кроме «Чугун-Холла», когда в Новосибирске их с десяток. Для дискуссии вот что скажу: есть, допустим, Абхазия – потрясающее место с буйной природой. Но туда едут только малообеспеченные люди, которым не нужны удобства – только море. Очень важно, чтобы Омск не превратился в Абхазию! Мы не строим дорогие рестораны. Почему? Нам говорят, что у омичей низкая платежеспособность. Та же история с гостиницами. А как же гости? В итоге бизнес идет по пути наименьшего сопротивления, внедряя проекты исключительно эконом-класса. Вот и получается, что мы с вами, друзья, постепенно скатываемся в заколдованный круг: богатые люди не приезжают к нам тратить деньги. А им нужны хорошие отели, хороший сервис. Нам же важно, чтобы отсюда не уезжали, а, наоборот, ехали к нам!

– Год назад у нас вы анонсировали расширение территории ОЭЗ «Авангард».

– Когда была создана особая экономическая зона, ее площадь была порядка 500 гектаров. Из них примерно половина попадала в санитарную зону, то есть земля не была пригодна для реализации инвестпроектов. Из оставшихся 250 гектаров немалая часть была зарезервирована. По экономическим и санкционным причинам было принято решение на уровне Правительства РФ об уменьшении зоны до 164 га и выводе земель под создание «Флагмана». Полезная площадь составила 124 га. При этом, напомню, «Авангард» окружен нефтехимическим комплексом, что делает невозможным реализацию проектов, связанных с пищевкой и фармацевтикой. Губернатором была поставлена задача сделать либо еще одну особую экономическую зону, либо расширить существующую на территории, которая бы не попадала под ограничения. Мы выбрали второй путь, но для этого нужно сперва заполнить 50% существующих площадей резидентами. На сегодняшний день у нас семь резидентов и, наверное, свободной земли уже не останется, потому что есть еще пять потенциальных резидентов с суммарной стоимостью инвестиций 3,5 млрд рублей, которые сейчас готовят документы для рассмотрения министерством экономического развития. Это «Русклимат» Михаила ТИМОШЕНКО, производство пластиковой упаковочной тары «ЗТИ Сибирь», производство изоляционных материалов «Батиз», «АРТ Ремстрой», «Рускран» плюс упомянутый технопарк радиоэлектроники. В настоящее время создана рабочая группа, которая уже определила потенциальные земельные участки для расширения «Авангарда», но я намеренно не буду раскрывать подробности, чтобы туда не рванули нечистые на руку дельцы для того, чтобы выкупить эти земли. Чтобы расшириться, нам понадобится примерно год.

– Вопрос Омск-Федоровки не ваш?

– Нет, Дмитрия УШАКОВА. Из зампредов я отвечаю за инвестиции и международные отношения. Для нас приоритетны взаимоотношения с Республикой Беларусь, Казахстаном. В планах с Белоруссией создание нефтехимического кластера, открытие в Омске двух мультибрендовых центров техники, огромный перечень конкретных мероприятий. Мы договорились с ними о нескольких вещах: чтобы и омский, и белорусский бизнес показали по всей длине своих производственных цепочек инвестиционные ниши. Мы уже замещаем иностранные присадки белорусскими в производстве масел. Белнефтехим поставляет нам продукцию. В итоге мы совместно с белорусами решили максимально удлинять переделы, формируя нефтехимический кластер с союзным государством. Сейчас у нас созданы кластеры по каждому из направлений, определенных Минэкономразвития РФ. Первоначально кластеры создавались как исключительно инструмент импортозамещения: описывалась производственная цепочка, выявлялись объемы недостающего сырья и материалов, государство давало инструменты, чтобы их заместить. Мы же достаточно радикально изменили подход: позиционируем кластеры еще и как механизм, направленный на выпуск конкурентоспособной продукции. Ведь что сдерживает рост промышленного производства в Омске и в стране в целом? У бизнеса не хватает денег, не хватает оборотки, зато есть огромное количество административных барьеров – например, трудно получить землю в аренду, долго получать разрешительные документы. Третий фактор – наличие устаревших технологий. Четвертый фактор – недостаток рабочей силы. Пятый – нехватка ресурсов для продвижения своего товара на рынке. На сегодняшний день в России только два субъекта – Башкортостан и мы, где на базе Фондов развития промышленности создана специализированная организация кластера. Ее руководитель приезжает на каждое предприятие, узнает о его задачах, планах, факторах, сдерживающих рост промышленного производства, описывает эти проекты. Задает вопросы, каких специалистов не хватает, какие технологии устарели, на какие рынки хотелось бы выйти. Я настаиваю: такого нет нигде ни в одном регионе! После этого составляется паспорт каждого промышленного предприятия, а за каждой его проблемой закрепляется профильный институт развития. Сформирована рабочая группа под моим руководством, куда входит министерство экономического развития, министерство промышленности, фонд развития промышленности, научно-образовательный центр и прочие институты: им выдается паспорт и ставится задача проработать дорожную карту снятия барьера. Они готовят предложения и согласовывают с представителем бизнеса, затем мы собираем весь кластер и докладываем по каждому предприятию. На предыдущем инвестиционном комитете представили шесть совместных кластерных проектов. Сегодня мы являемся законодателями нового подхода в стимулировании промышленного производства.

– А чем эта помощь отличается от помощи конкретным предприятиям?

– Своей системностью. Эффект совсем не тот. Здесь зная, что это общая цепочка, помогая предприятию на любом этапе, мы стимулируем остальных участников кластера, как тех, кто стоит перед тем, кому помогают, так и после. А если это будет отдельное производство, неизвестно, какой будет результат. Может, оно просто станет активнее закупаться в другом регионе, принося ему деньги. Вы знаете, когда мы приезжаем на предприятия, бизнес делает такие глаза! Первый раз видят живого зампреда. Допустим, были мы на «Акриле», хорошая компания. Они не ожидали, что мы протянем руку помощи: поможем выйти на концерн «Калашников», чтобы те испытывали жидкости «Акрила». Или «Кванту» – на «Титан». Одной из компаний помогли правильно все посчитать и тем самым снизить стоимость подключения к инженерным сетям. Другой – приобрести у города небольшой земельный участок: изначально город предлагал избыточно крупный. Из таких маленьких побед и складывается общий успех. Я очень рад видеть, что бизнес начинает верить правительству Омской области – дороже этого ничего нет. Часть совместных кластерных проектов уже получило финансирование от Фонда развития промышленности Омской области. Его глава Светлана БАЖЕНОВА сейчас делится нашим обширным опытом создания кластерной методологии с другими регионами. В дальнейшем моя задача не увеличивать количество – 13-м кластером будет пищевой промышленности – а удлинять производственные цепочки за счет предприятий, которые пока не попали под наш взор, и новых инвестиционных проектов.

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 августа 2024 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Магнат 26 ноября 2024 в 18:13:
Ковтун этот еще чудило
Омич 25 сентября 2024 в 16:36:
Господин говорит об инвестициях, умалчивая об инфляции. Ему сначала нужно научиться управлять инфляцией, а затем переходить к инвестициям и говорить о будущем Омской области. Человек не соответствует занимаемой должности, у него нет необходимых знаний.
Гость 24 сентября 2024 в 18:14:
Складывается впечатление, что господин Шпиленко выдаёт кооперацию за кластеры. Если бы он знал механизм работы кластера 3-го поколения из 4-х известных, то глупостей бы не наговорил. В ответах Шпиленко нет будущего региона, он не владеет теорией «ВРЕМЯ».
Сергей 11 сентября 2024 в 08:26:
Это известно. Замечание было в сторону редакции, которая ссылается на недействующие документы. Вопрос был в уточнении, где те компании, которые получили льготы в рамках реализованного механизма? Почему мы о них не слышим?
Сергею 11 сентября 2024 в 07:09:
Но его сменило постановление 853, которое расширило механизмы поддержки
Сергей 10 сентября 2024 в 10:44:
ППРФ № 1325 утратил силу 25 июня 2024 г. Можно узнать, кто из инвесторов в Омске, возместил затраты в рамках запущенного механизма?
Марина 10 сентября 2024 в 06:08:
Правда пишут в интернете про его судимость?
Ad 9 сентября 2024 в 18:54:
Весь дым наш от переработки нефти и сжигания угля. Гордимся. Дышится легко от этой гордости.
Бывалый 9 сентября 2024 в 15:58:
Изменилось! Безграмотность в СМИ стало нормой, я уже молчу про комментарии читателей, где 98% пишут с ошибками. Знание родного языка и есть показатель любви к Родине, а не лозунги, крики и поправки в Конституцию.
Бывалому 9 сентября 2024 в 14:52:
Запятые поставили — и что теперь: все кардинально изменилось?
qwer 9 сентября 2024 в 12:37:
Гордимся.
Бывалый 9 сентября 2024 в 10:48:
Уважаемая редакция КВ, что происходит с вами? В заголовке слова «помимо нас» должны выделяться запятыми! Сам текст даже обсуждать нечего — рассказ Остапа о Нью-Васюках.
Олег Лизгунов 9 сентября 2024 в 10:19:
Приплыли. Мы приплыли. Омичи. Вот этот бред читать...да. Однако. КВ. Вам то самим как это?
Пупсик 9 сентября 2024 в 04:37:
Шпиленко-наш ты патриот. БК55 про него лихо писали, когда он парня обругал за шрифт на кофте, а сам стоит в найке и т.д.
Аналитик 8 сентября 2024 в 16:08:
Интервьюеру надо было задать вопрос Шпиленко: — В чем преимущества омкой области перед другими регионами? Кто потенциальный инвестор в омский регион, в вашем понимании???
Показать все комментарии (15)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.