Пафосные проекты остались далеко в прошлом
Дмитрий ВИРЖЕ является автором многих заметный проектов в сфере развлечений и общепита, таких как: «Кочегарка», «Хибара», «Пеликан», «Ангар», Mishkin & Mishkin, Veranda by Bontempi, ПИТЕР@PAN. О том, какое значение имеет оформление предприятий общепита для успешного ведения бизнеса, корреспондент «КВ» Наталья ВИРКУНЕН беседовала с художником Дмитрием ВИРЖЕ и дизайнером студии Кирой ГАЗОВОЙ.
— Дмитрий, вы помните, когда получили первый заказ на дизайн-проект ресторана?
Дмитрий. Много лет назад. Это было небольшое кафе. Проект выполнялся почтичто огрызком чернильного карандаша на промокашке. А это была в то время хорошая альтернатива 3D-визуализации сегодняшних дней.
— Сегодня ваше имя часто упоминается в беседах с омскими рестораторами. Как часто к вам обращаются с заказами?
Дмитрий. В среднем в год наше предприятие выполняет 3-4 дизайн-проекта в Омске и других городах. Рестораны – товар штучный, требующий особого профессионального подхода и максимального погружения в тему. Приходится учитывать особенности социальной психофизиологии, потребительские традиции нашего и других регионов, уровень доходов, эстетические вкусы не подготовленных к смелым решениям в основной своей массе людей.
— С чего начинается каждый проект?
Дмитрий. С бизнес-идеи. Затем – концепция, рабочие эскизы, генеральная визуализация проекта, пакет рабочих чертежей. Иногда просто консультируем. В целом мы пытаемся представить себе общую картину того, что происходит на рынке в данный момент, и делаем именно то, что может здесь быть.
— Часто ли вам приходится бороться с идеями заказчика, переубеждать, спорить?
Дмитрий. Реализация любого проекта – это процесс коллективного творчества, предполагающий естественное столкновение мнений, бурные обсуждения с учетом субъективного опыта участников. Это, как правило, дает максимально конструктивный результат.
— Раз заговорили о стилях, поясните, почему в Омске так любят лофт?
Дмитрий. Согласен, в последнее время это часто используемое направление в дизайне интерьера, стиль, который можно назвать неким трендом сегодняшнего дня. Популярен лофт, потому что иногда позволяет сэкономить средства на применяемых отделочных материалах, ко всему прочему он вполне актуален, несмотря на то, что зародился довольно-таки давно. Наши омские лофты ничем не отличаются от лофтов в любой точке земного шара.
Кира. Все известные стили архитектуры и дизайна ресторанов и баров к сегодняшнему дню в основном материализованы в Омске. Понимаете, дизайн – это только одна из многих, а их более 12, не менее важных составляющих ресторанного бизнеса. Каждый из этих элементов имеет важное значение, и никакой из них нельзя поставить во главе.
— Какие ошибки в интерьерах кафе и ресторанов в Омске вы видите?
Дмитрий. «Квартирные решения». Человек ушел из квартиры и попал в квартиру – вряд ли это удачный дизайн для общественного места. Подобное происходит потому, что зачастую привлекаются дизайнеры, которые занимаются всем подряд. А это очень специфическая сфера, требующая экспертного узкопрофессионального подхода и большого опыта. Здесь бы я посоветовал предпринимателям: прежде чем привлекать кого-то в тему, надо задать вопрос дизайнеру: «Какие успешные проекты вами уже реализованы?». Именно успешные, и это я бы подчеркнул. Нам очень часто приходится переделывать на ходу почти полностью готовые рестораны, когда предприниматель вложил в проект ошибочно немало денег. Не следует экономить на проектной части, она помогает сэкономить миллионы.
— Как-то изменились пожелания ваших заказчиков в связи с кризисом?
Дмитрий. Пафосные проекты остались далеко в прошлом. Какие-то шокирующие (барочные с позолотой) и классические интерьеры ресторанов уже никто не заказывает. Да и волю фантазии никто не дает. Все делают только то, что точно быть должно.
Кира. Все работают в рамках сжатого бюджета. И точка. Проекты стали дороже, втрое выросли цены на материалы. Квадратный метр площади стоит многие тысячи рублей, а у заказчика таких метров могут быть сотни. Конечно, все стараются экономить. Выделенной суммы, как правило, не хватает на завершающий этап – декорирование, наполнение интерьера предметами искусства. Далеко не каждый доходит до этого пункта.
— Сейчас вы реализуете проект в историческом здании купчихи Шаниной, стиль итальянского побережья?
Кира. Этот стиль прекрасно вписывается в классическую архитектуру существующего здания.
Дмитрий. Здесь наша главная задача – не нанести ущерб тому, что осталось от истории. Мы даже потолки красить не будем, немного отреставрируем только, оставим их в музейной нетронутости. Дело в том, что дом госпожи Шаниной изначально был коммерческим объектом, и вдоль фасада проектом предусмотрены места для размещения какой-либо полезной информации, есть специально отведенная площадь для вывески. И наша задача грамотно вписать туда рекламную информацию. Но если вы пройдете по ул. Ленина, то можете увидеть неудачные, на наш взгляд, решения размещения рекламы и вывесок на исторических фасадах. Видимо, это происходит от равнодушия и невежественного отношения к нашему общему наследию.
— В одном из ваших интервью прочитала, что дизайном гостей отвлекают от нерасторопного, плохого обслуживания заведения. Это так?
Дмитрий. Да, у нас в городе часто плохое обслуживание во многих ресторанах. От момента приема заказа до выдачи проходит по 40 — 60 минут. Это неприемлемо. В Китае посетитель ждет не более пяти минут. И в СССР так было, совсем в недавнем прошлом. Пока гостю готовили заказ, паузу заполняли, оперативно поставив на стол морс, булки какие-то. Помнится мне, в Москве в застойные времена был ресторан «Прага», так вот там официантка двигалась по залу с небольшой сервировочной тележкой, в которой были конвертики из семги, тарталетки, бутерброды с икрой, стопки с водкой и всякое другое. Это неплохо заполняло паузы между подачей блюд и смотрелось более чем изящно. Сегодня, мне кажется, такого нет нигде. В общем, существуют разные способы отвлечения, и это не только дизайн интерьера.
— А дизайн, что скажете о дизайне в те времена?
Дмитрий. В советских ресторанах был не столько дизайн, сколько художественное оформление пространства. И занимались этим специальные художественно-промышленные мастерские, которые обслуживали все объекты общественного городского назначения. Упор был на декоративные мозаики, резьбу по дереву и чеканку. Художники-оформители даже близко не занимались тем, чем занимаются нынешние проектировщики и дизайнеры. Мы просчитываем горячие и холодные трафики в помещении, планируем зонирование, работаем над архитектурными и пространственными решениями, световым оформлением, фасадом, занимаемся костюмами, полиграфией и пр.
Кира. В советское время рестораны по определению были успешными и заполняемыми. Это был вход в другую реальность, один из способов вырваться из привычных серых будней.
— Улице Ленина предрекают самое светлое будущее в общепите. Вы согласны?
Дмитрий. Процесс оживления пошел, но, как и все в нашей экономике, он будет идти достаточно непредсказуемо. Сейчас все настроены оптимистично, но мы живем в суровом климате, а будет ли такое оживление на улице Ленина в зимний период при отсутствии парковок?
— Куда, на ваш взгляд, мы придем в сегменте общепита?
Дмитрий. К сожалению, сегодня все стремятся заполучить клиента из сотен-двух омичей, которые могут себе позволить оставить средний чек в несколько тысяч рублей. Уже сам рынок говорит: ребята, будьте проще, начинайте качественно работать на массового клиента, чтобы человек мог питаться спокойно вне дома, потому что это целесообразно. Но, конечно, всему свое время. Пока это неактуально по многим причинам. Знаете, у меня даже идея на этом фоне появилась: открыть заведение с девизом «Осваивайте симплеливинг!» Назовем симпл-бар «Юность Чубаки». Наши бары, рестораны и в целом вся сфера обслуживания должны соответствовать общему уровню доходов населения и вкладу нашей страны в мировую культуру и экономику. Приношу свои извинения за избыточный пафос.
Кира. Это должны быть максимально демократичные предприятия, с доброжелательным персоналом. Не нужно изображать из себя то, чем ты не являешься.
— А почему складывается такая, почти пародийная ситуация?
Дмитрий. Почему пародийная? Мы в сегменте создания и оформления ресторанов, наверное, как раз вышли на мировой уровень, чего не скажешь о других сферах жизни. Просто вся культура и экономика остались за скобками. И население в этом не виновато, ведь благодаря долгому и насильственному насаждению советской идеологии, многие остались в системе противоречивых ценностей прошлого, они мыслят категориями советского квазиреализма во всех областях человеческой деятельности. Несмотря на пропаганду аскетизма и равенства во всем, все стремились как раз к обратному. Сейчас мы перевезли из-за границы все, что подлежит транспортировке, купили всего себе на 30 лет вперед, но вся наша культурная жизнь, после долгих лет недоедания, недополучения материальных благ нацелена на наращивание комфорта и чувственных удовольствий: культура и искусство оказались лишними. Именно искусство сделало человека человеком. Но это тема другого разговора.
— Провалы у вас случались?
Кира. Нет. Все наши предприятия успешны и живут долго.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 августа 2017 года