В музее Кондратия Белова состоялось открытие выставки «Pastello».
«Pastello» — совместный проект троих известных омских художников: Владимира СИДОРОВА, Владимира БЕЛОУСОВА и Романа НУРИЕВА. На выставке представлены работы, выполненные в технике пастели.
Среди гостей на церемонии открытия присутствовали известные художники, искусствоведы, литераторы, журналисты, студенты. Звучали слова поздравлений, дарились цветы и подарки.
Депутат Государственной думы Андрей ГОЛУШКО передал виновникам торжества приветственный адрес. В поздравлении, которое зачитали полностью, он подчеркнул:
— Этот творческий проект является ещё одним подтверждением таланта сибиряков. Пастель-самая хрупкая и пленительная из техник. Соединяя возможности живописи и рисунка, она отличается мягкостью, бархатистостью, свежестью красок, цветовым богатством. Убеждён, что выставка «Pastello» по праву станет важным событием в культурной жизни Омска.
Директор музея Кондратия Белова, Владимир БЕЛОВ, открывая выставку, подчеркнул, что основоположником так называемой школы сибирской пастели является Алексей Николаевич ЛИБЕРОВ. Именно этот Мастер воспитал целую плеяду талантливейших учеников, которые продолжили его традиции в своём творчестве и теперь уже эти знания, обогащённые собственным новым опытом, передают дальше — своим ученикам.
Куратор проекта Людмила ОЛЕЩЕНКО, говоря об искусстве пастели, добавила:
— Пастель художественная известна в живописи с XVI века. В технике пастели рисовали многие известные художники: Шарден, Ренуар, Врубель, Серов и другие. Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Каждый автор, работающий в этой технике, по-своему ощущает материал, который является меловой палочкой, состоящей из двух ингредиентов: цветного пигмента и специального связующего материала (камедь или смола). Свет, отражаясь от частичек пигмента, придает произведению живописи матовость, бархатистость и особую пастельную мягкость. Лучше всего такие рисунки смотрятся на специальной бумаге, картоне, холсте или листах, обработанных особым грунтом.
Пастели Владимира СИДОРОВА графичны и в то же время живописны. Его работы — это неизменно гармоничный дуэт линии и цвета. Очевидно, что графика доминирует в его пейзажах и натюрмортах, но вместе с тем щедрая колористика работ делает их живописными. Яркий пример этого — пейзажи мастера «Утро», «Солнечный берег Пачи», «Добрый домик со скворечником», «Травы у речки Пача» и другие.
Пастели Владимира БЕЛОУСОВА удивительно разнообразны по жанру. Зрителям он хорошо известен как пейзажист. Его пейзажи всегда узнаваемы, притягательны сиянием, внутренним свечением сквозь приглушенность цвета. Необыкновенно хороши ночные пейзажи — тихие и таинственные. На нынешней выставке зритель сможет увидеть БЕЛОУСОВА и как портретиста. Интересны жанровые портреты «Дачница», «Егор», а также «Автопортрет среди родных берёз», «Аким» и другие. Одну из своих графических работ в этот праздничный вечер Владимир БЕЛОУСОВ передал в дар музею Белова.
Роман НУРИЕВ — парадоксальный художник: его фантазии, воплощённые в работах, выглядят совершенно реалистично, а работы, написанные с натуры (например, пленерные пейзажи), могут в его творчестве обрести фантазийные образы. На этой выставке особое внимание зрителей привлекут такие его работы как «Натюрморт в стиле Возрождения», «Сон в летнюю ночь. Похищение Европы» и другие.
Делясь с присутствующими на выставке студентами секретами мастерства, НУРИЕВ заметил:
— Без общения с природой, без пленеров творчество невозможно. Не чурайтесь при этом увлечения фотографией. Это полезно как обретение зрительной опоры промелькнувшей эмоции. Как фиксация эмоциональности момента. Ведь тема пленера долго потом ещё присутствует в творчестве — и здесь просмотр фотоальбома освежает впечатления — эмоционально возвращает тебя в те моменты общения с природой. Действует как эмоциональный камертон.
В России искусство пастели получило распространение в XVIII веке и на протяжении трёхсот лет переживало разные этапы развития. Пик расцвета приходится на начало XIX и затем на начало XX веков. Вторая половина XIX века и и почти весь XX век характеризует угасший интерес к этому искусству. Новый пик интереса к пастели приходится на конец XX — начало XXI веков. Это нежное, рафинированное аристократическое искусство вызвало тогда новый виток интереса к себе и новый пик расцвета после проведения совместных советско-итальянских выставок пастели.
Нынешняя выставка необычна тем, что объединяет работы художников-пастелистов, каждый из которых уникален и самобытен, но вместе с тем является ярким представителем сибирской школы пастели.
Омский музей Кондратия Белова ждёт посетителей выставки по адресу ул. Валиханова 10
Фото © Алексей ОЗЕРОВ
Стихи © Ольга СМИРНОВА (Харьков), stihi.ru