Театр «Студия» Любови Ермолаевой» открыл сезон масштабной постановкой.
Первой премьерой 32-го сезона в Городском драматическом театре «Студия» Любови Ермолаевой» стал спектакль «Добрый человек из Сычуани» по пьесе Бертольда Брехта. В разгар Второй мировой войны немецкий драматург сочинил притчу о поисках добра, и она актуальна по сей день, считает режиссер-постановщик спектакля Лариса МИХАЙЛОВА.
Китайская провинция Сычуань стала у автора неким условным местом. В принципе, действие могло происходить в любой точке планеты. Боги – этакие представители небесного чиновничества – явились на Землю с инспекцией. Слишком много жалоб на недостойную жизнь поступает наверх. Им необходимо найти добрых людей, которые живут в соответствии с заповедями, чтобы не пришлось ничего менять в этом мире. А менять что-либо ленивым богам ой как не хочется.
Единственным отзывчивым человеком, встретившимся им, стала симпатичная девушка Шен Де, да и та оказалась представительницей древнейшей профессии. Чтобы она смогла начать добропорядочную жизнь, боги субсидируют ее денежной суммой, на которую Шен Де покупает небольшую лавку. Но слишком многие спешат воспользоваться ее добротой: бывшие владельцы лавки, соседи, даже любимый мужчина. Безработный летчик вообще начинает отношения, чтобы выманить деньги у доверчивой Шен Де, заплатить взятку и вернуться к полетам. И тогда появляется Шой Да – двоюродный брат, расчетливый и жестокий, придуманный Шен Де и воплощенный ею. От лица другого легче отказывать в помощи, ставить жесткие условия, не стесняясь при этом смотреть людям в глаза. Екатерина РОМАНИВ потрясающе играет буквальное раздвоение личности своей героини. Она «рассечена на две половины», как сама говорит.
Спектакль «ермолаевцев» масштабен по составу, в нем занята практически вся труппа театра, включая двух актеров вспомогательного состава – студентов Омского областного колледжа культуры и искусства.
Дмитрий РАУШ играет одного из богов, и органично вписывается в трио рядом с опытными партнерами – Дмитрием ТРУБКИНЫМ и Дмитрием ЖАЛНОВЫМ.
Ярким, запоминающимся получается Ян Сун (возлюбленный Шен Де) у Расима РАЕНБАГИНА. Сочетание внешнего мужского обаяния и стремления к личной выгоде любым путем, объясняемое, может быть, тем, что герой привык зубами вгрызаться в каждый шанс, чтобы поспорить с судьбой, передано молодым актером убедительно и очень эмоционально.
Сценография Сергея ФЕДОРИЧЕВА не перегружена, сдержанна по колориту, лишь отдельные детали помогают создавать неообходимую атмосферу. Пластические сцены, поставленные хореографом Ириной ГОРЭ, часто заменяют большой объем текста, который при современных ритмах мог бы восприниматься несколько тяжело.
Эпиграфом к спектаклю стало пятистишие БРЕХТА, написанное в жанре танка:
«На моей стене висит японская деревянная маска.
Личина злого демона золоченым покрыта лаком.
Сочувствуя, вижу я
Жилы, вздувшиеся на лбу, по ним видно,
Как трудно быть злым».
Но, оказывается, трудно быть и добрым, потому что окружающие эгоистичны, и готовы выпить тебя до последней капли. Помогая пропащему человеку, пропадаешь сам.
Как быть?! С отчаянным вопросом героиня спектакля обращается к богам, но те, удовлетворенные выполненной миссией (ведь добрый человек найден), спешно покидают Землю. И получается, что вопрос задан уже залу. Но вряд ли и мы знаем на него ответ.
Фото © Городской драматический театр «Студия» Любови Ермолаевой»