Первые 12 стоек для хранения баз данных будут размещены в ИТ-парке на Комарова
29 июля в Москве в пресс-центре МИА "Россия сегодня" (РИА "Новости") состоялась пресс-конференция, посвященная планам строительства под Омском одного из крупнейших дата-центров России. Так, во всяком случае его презентовали генеральный директор ЦОД (Центра обработки данных) «Омский» Евгения АРЕСТОВА, технический директор Дмитрий БУЦИК и консультант проекта – исполнительный директор компании "Ди Си Квадрат" Александр МАРТЫНЮК. По их словам, общая площадь центра достигнет 10 тысяч квадратных метров (2 тысячи стоек). Окупаемость проекта составит в среднем пять лет с начала запуска, а инвестиции – 12 миллиардов рублей.
Как заявила в Москве Евгения АРЕСТОВА, подписано соглашение о намерениях с 4 якорными резидентами из топ-10 российских компаний «в основной своей части с госучастием». В ближайшие три месяца предполагаются более конкретные договоренности. До этого момента г-жа АРЕСТОВА категорически отказалась назвать компании-якоря, намекнув, что «если вы изучите историю Омска и его доходные части, вы поймете, какие предприятия у нас располагаются. Это все они же. Им надо хранить данные. Это и промышленность, и банковский сектор».
По возвращению Евгении АРЕСТОВОЙ (на фото) из столицы обозреватель «Коммерческих вестей» Лев АБАЛКИН встретился с ней и задал ряд вопросов.
– Евгения Александровна, управляющей организацией ЦОД «Омский» является ООО «Открытое бизнес-пространство», которое вы возглавляете. Что оно собой представляет?
– «Открытое бизнес-пространство» – специально созданный оператор проекта «ЦОД» Омский. В его рамках мы реализуем параллельно сразу несколько проектов. Помимо Центра обработки данных, это IТ -кластер с кампусом, офисами, гостиницей, конгресс-центром и другой инфраструктурой. Потому что тем, кто будет работать в ЦОД, понадобится соответствующая среда для жизни, возможность использовать высокие скорости. Провайдерство такого уровня возможно только вблизи ЦОД. Соответственно, мы понимали, что они захотят жить рядом с работой, чтобы встречаться, общаться, проводить конференции. И соответственно, вокруг ЦОДа должен вырасти небольшой поселок. Айтишники сказали, что они его заселят целиком. Таким образом, «Открытое бизнес-пространство» – это ЦОД «Омский», это IT-кластер рядом, это теплицы и логистический парк.
– БУЦИК возглавляет НП «IТ-кластер Сибири», вы собираетесь создавать какой-то еще кластер?
– Дмитрий БУЦИК – наш технический директор. «IТ-кластер Сибири» – один из сильнейших IТ-кластеров России – это первое СРО айтишников, у них огромный опыт, масса наработок. И когда у нас возникла необходимость мы, естественно, пришли к Дмитрию Васильевичу и попросили помочь. В результате он сказал: зачем я буду помогать со стороны, давайте работать вместе. Он у нас возглавляет все, что будет касаться технологий, самого ЦОДа, энергооборудования – в частности, у нас будет свой энергоцентр.
– Но это пока только «хотелки». Для того чтобы купить энергогенератор, построить какие-то здания, построить ЦОД – на это все нужны деньги. Называлась сумма 12 млрд рублей...
– Это только объем инвестиций в ЦОД и генерацию.
– Бюджет примерно такой же как бюджет города Омска. Откуда деньги?
– Это не самый дорогой ЦОД в России. Мы посетили несколько ЦОДов в Москве.
– Какие?
– Один из них – DataSpace. Мы хотим сделать центр уровня не ниже. Для подобного нашему объекта 12 миллиардов – это вполне нормальный объем инвестиций. То, что это соотносимо с бюджетом Омска, да, возможно. Но разве это плохо, что в город и область придет такой объем инвестиций.
– Пусть он столько стоит, но кто дает эти деньги?
– По условиям инвестиционных договоров мы не имеем права разглашать информацию об инвесторах. Это частая практика. Могу сказать, что инвесторов у нас три. Один из них, основной, ранее никогда не работал на этом рынке, но двое других хорошо знают этот сектор бизнеса. Эти две компании не сразу согласились, так как видели, что три аналогичных проекта в прошлом году сорвались, еще не родившись – не нашли заказчиков. Хотя деньги на проекты были, и немалые. Так что найти средства на ЦОД не проблема, но первый вопрос любого инвестора: кому вы будете продавать?
– Но вы их сейчас не готовы назвать?
– Возможно, когда мы в ноябре начнем лить бетон на площадке, тогда они раскроют себя. Но это не от нас зависит.
– Земельный участок уже есть?
– Сейчас идет процесс купли-продажи, оформление документов. Мы его покупаем у частных лиц.
– Какова его площадь?
– Около 400 га.
– Примерно в какой стороне от Омска этот участок?
– На север от Омска на расстоянии 15 – 20 км.
– Кто делает проект ЦОДа?
– По рекомендациям нашего московского консультанта Александра МАРТЫНЮКА будем проводить открытый конкурс, предполагаем нанять четыре организации. Мы не берем интеграторов – это очень дорого. При их участии проектирование стоило бы чуть ли не пятую часть всего ЦОДа. Но мы нанимаем непосредственно тех субподрядчиков, к которым бы обратились интеграторы.
– 16 мая омский губернатор подписал соглашение о сотрудничестве в области развития информационных технологий с группой компаний "Астерос", которая планирует инвестировать в проект создания регионального дата-центра. Это имеет к вам отношение?
– Мы не имеем к ним никакого отношения. Мы частная организация, но мы, конечно, находимся в конструктивном диалоге с областным правительством по поводу нашего проекта.
– Как мне представляется, те корпорации, о которых мы говорим как о будущих арендаторах ЦОДа, без поддержки областного правительства вряд ли стали бы с вами даже разговаривать.
– Конечно, поддержка властей – и региональных, и федеральных – важна. Когда мы поняли, что процесс переноса объектов хранения данных на территорию России фактически создает огромный сегмент рынка, мы включились на полную скорость в разработку своей идеи. Она сейчас максимально своевременна. Госкорпорациям, которые работают на территории СФО, нужно будет хранить свои данные здесь, а не в Москве. Второй важный тренд: сегодня все госкорпорации оптимизируют свои затраты. Аренда стоек более выгодна, чем строительство и содержание своего ЦОДа. Две организации в нашей области уже собирались строить свои центры, но после разговора с нами притормозили эти проекты, решив полгода подождать и посмотреть, как пойдет наш проект. Поэтому, опять же, если мы заливаем бетон в ноябре, как мы им озвучивали, их решение о строительстве ЦОДов в 2017 году полностью отменяется. Они экономят огромные деньги. Мы, кстати, получили уведомление из Минэкономразвития РФ, что включены в создающуюся дорожную карту национальной технологической инициативы.
– ООО «Открытое бизнес-пространство» стало резидентом открывшегося на прошлой неделе IT-парка…
– Мы заключили там договор об аренде трех офисов и 12 стоек.
– 12 стоек – это много или мало?
– Нашему сегодняшнему заказчику необходимо 50 стоек.
– Когда эти стойки появятся в IT-парке?
– По договоренности с заказчиком мы должны их обеспечить ему в течение максимум трех месяцев. Еще в течение четырех месяцев мы должны предоставить другую площадь на 50 стоек. В центре города мы будем арендовать помещение и ставим там стойки.
– Что это за помещение?
– Арендуем у Ростелекома. У нас с ними есть договоренность, что Ростелеком проложит оптоволокно до ЦОДа из города.
– Несколько месяцев назад сообщалось, что Ростелеком в Омске открыл Центр обработки данных.
– Внутрикорпоративные ЦОДы в районе 200 стоек – это нормально для таких корпораций, как Ростелеком или РЖД. Но им не хватает этих ресурсов. Они успевают обслуживать только региональные отделения, а межрегиональные связи тоже должны где-то храниться. Для этого нужны дополнительные стойки.
– Какова ориентировочная стоимость установки первых 12 стоек в IT-парке?
– Это зависит от того, какое оборудование подберет наш технический консультант Александр МАРТЫНЮК. Он прилетает в среду и будет конкретно под эти два помещения подбирать начинку, в том числе климатику. На самом деле самое сложное в ЦОДе – подобрать правильное инженерное решение для охлаждения. От стоимости этого оборудования и генерации зависит цена всего ЦОДа. Ведь основную часть площадей у нас будет занимать охлаждение.
– То есть слова, что у нас в Омске только два месяца температура держится выше 20 градусов, – это только образ. Там все равно должно быть искусственное охлаждение.
– Нет, климат позволяет сэкономить на системах охлаждения, сделать проект эффективным. Но, конечно, без охлаждающего оборудования не обойтись хоть в Омске, хоть в Исландии. Нужны и спецполы, и спецпотолки, и антипылевое оборудование. Там должно быть стерильно, как в космосе. МАРТЫНЮК правильно сказал на пресс-конференции: это сравнимо либо с космическим кораблем, либо с подводной лодкой.
– Когда вы намереваетесь запустить первый этап большого ЦОДа?
– По договоренности с заказчиком – до ноября 2016 года. После этого мы должны оттестировать оборудование, и с 1 января 2017 года заказчик уже должен арендовать первые два зала по 250 стоек. Второй зал возьмет следующий заказчик – у него тоже горят сроки. А всего у нас уже есть предварительные договоренности на аренду 1700 стоек.
– Вы заявили на пресс-конференции, что избыток тепла от электрогенерации направите на обогрев теплиц. Тепличный бизнес очень дорогостоящ. Это будут чьи теплицы?
– Если делать генерацию только для теплиц, то они, конечно, будут дорогие. А если вы их отапливаете избыточным теплом, которое появляется от работы ЦОДа, то вы, наоборот, делаете весь проект более энергоэффективным и экономичным. Иначе тепло придется выбрасывать просто в воздух. Теплицы будут наши. Мы нашли партнеров в Израиле. Завозим полностью их технологию гидропоники сюда. Мы съездили, посмотрели по России, как работают такие теплицы. Эта модель начинает окупаться от 12 га, а у нас будет 40.
– Сколько человек штатно уже работает в вашем проекте?
– Двадцать.
– Но опять же встает вопрос хотя бы о первоначальных инвестициях: зарплата, 12, а потом еще 50 стоек, аренда, оборудование…
– Первые микроинвестиции составили 300 млн руб. Они уже выделены и перечисляются по мере необходимости. Сегодня, например, мы уже получили деньги на приобретение земли, оплату проектных работ, на те самые 12 стоек и на зарплату.
– Как скоро может окупиться ЦОД?
– Мы рассчитывали бизнес-план только на коллокейшн, только на железо. В этих условиях окупаемость составляет пять лет. А если учесть, что это будет еще и провайдерство, и облачные технологии, то окупаемость ЦОДа становится просто фантастической.
Первая публикация интервью была в газете "Коммерческие вести" 5 августа 2015 года