«Для начала нужно провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности АО «Омскэлектро» и МП «Тепловая компания»
— Мне довелось в той или иной степени общаться со всеми мэрами Омска за последние 25 лет, начиная с Юрия ШОЙХЕТА. Единственный мэр, на мой взгляд, который чего-то хотел и делал для города и омичей – РОЩУПКИН Валерий Павлович. Он дважды делал мне предложение стать его заместителем, и когда я получил предложение в первый раз, то, перед тем как принять предложение о возможном поступлении на государственную службу вновь, изучил достаточно большой объем внутренних документов мэрии. Из них следовало, что система управления администрацией города Омска уже в то время очень сильно напоминала трест Паркинсона.
Сотрудниками создавалось огромное количество, на мой взгляд, ненужных городу и омичам документов, значительное количество из них были просто вредны для становления новой рыночной экономики. Совершенно отсутствовала обратная связь, абсолютно необходимая для любой системы управления. Далеко не все решения и указания исполнялись, а многие годами просто отодвигались по срокам. После ухода РОЩУПКИНА все стало еще хуже и работа мэрии превратилась в какую-то криминально-коррупционную фантасмагорию. А сама мэрия для большого количества чиновников – весьма доходным местом.
У мэра Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО, по-моему, полностью провалена кадровая работа. Что творили и творят его заместители – просто не укладывается в рамки здравого смысла. Это просто сон разума. К примеру, зам. мэра, отвечающий за экономический блок, Инна ПАРЫГИНА раз за разом демонстрирует дилетантский подход и полное непонимание экономических процессов. На последней пресс-конференции она вдруг заявила, что земля в Омске недооценена. Мол, планировалось помочь малому бизнесу, но бизнес не расцвел, а город получил снижение земельного налога на два с лишним млрд рублей.
Неужели ПАРЫГИНА не знакома с данными УФНС России по Омской области, из которых следует, что в прошлом году Омская область собрала налогов на 20% больше? И это, кстати, в условиях кризиса. А непосредственно малый бизнес заплатил налогов 17 млрд рублей. Я уже даже не говорю о том, что малый бизнес во всем мире ценят не столько за налоговые отчисления, сколько за динамичность, способность переживать любые кризисы и за создание новых рабочих мест.
С землей в городе действительно нужно наводить порядок, но не так, как предлагает ПАРЫГИНА. В результате последней переоценки, как подсчитали потом омские оценщики, кадастровая стоимость квадратного метра земли в центре города стала в два раза ниже, чем стоимость земли в промзонах. Абсурд, но эту работу проводили привлеченные мэрией иногородние спецы, и обе стороны, видимо, остались полностью удовлетворены результатами. Думаю, было бы очень полезно городу и бизнесу, если бы сотрудники силовых структур проверяли подобные контракты на наличие коррупционной составляющей.
Например, наш земельный участок, за который мы платим налог, находится как раз в промзоне, и кадастровая стоимость этого участка сегодня превышает рыночную, по моим оценкам, в три-четыре раза. Хотя это тоже весьма условное сравнение, поскольку рыночная цена – это цена реальной сделки. Сужу по тому, что соседний с нами, аналогичный по площади, участок выставляется на продажу уже лет десять, по цене за гектар в четыре раза ниже, чем нынешняя кадастровая стоимость нашего участка. Покупателя нет.
А что происходит с омскими муниципальными предприятиями? АО «Омскэлектро», которое на 100% принадлежит городу, публично декларирует планы по привлечению почти миллиарда рублей из федерального бюджета для строительства никому не нужной подстанции «Садовая», и все делают вид, что так и нужно. В Москве не дураки сидят, денег не дали, но АО «Омскэлектро» успело потратить 48 млн рублей, собранных с населения и включенных в тариф, оплатив проект этой никому не нужной подстанции. Председатель Совета директоров этого АО – та же самая ПАРЫГИНА, а гендиректор – Манвел МАЖОНЦ.
Будучи членом общественного совета при РЭК Омской области, я регулярно обращаю внимание работников мэрии на тот бардак, который творится и в МП «Тепловая компания». О чем вообще можно говорить, если износ труб достигает уже 98%? Трубы сгнили, они же завтра могут рвануть в любом месте. И что тогда будем делать? Из 800 млн рублей необходимой валовой выручки предприятия 500 млн рублей – компенсация потерь, а руководители предприятия спокойно просят РЭК включить в тариф многомиллионную оплату консультационных услуг московской консалтинговой компании, которая якобы помогала МП «Тепловая компания» судиться с таможней. Разве у предприятия нет своих юристов? В крайнем случае можно было обратиться за помощью к продвинутым работникам правового департамента мэрии. Может, хоть это заставило бы их заняться полезным для горожан делом, а не искать правовые лазейки в законодательстве для получения огромных доплат к пенсиям для себя любимых из убыточного городского бюджета.
Проблем в городском хозяйстве накопилось огромное количество, но и не нужно хвататься одновременно за все. Давайте проведем для начала независимую ревизию финансово-хозяйственной деятельности АО «Омскэлектро» и МП «Тепловая компания». В энергетике, я уверен, скрыты огромные резервы. Все регулируемые предприятия не могут быть убыточны – они планово-прибыльны, потому как регулятор всегда плюсует к их защищенным затратам 5% прибыли. И чтобы эта прибыль не уходила непонятно куда, нужно навести порядок в финансах.
Впрочем, оценивая профессиональную ценность ПАРЫГИНОЙ, следует обязательно учесть, что ее, по сути, дважды привлекали к уголовной ответственности. В первом случае не осудили только потому, что истек срок давности по совершенному ею преступлению. Это хорошо известный и широко применяемый в России финт для увода обвиняемого по уголовному делу от реальных сроков. Во втором она погасила ущерб, нанесенный бюджету. В обоих случаях суды прекратили уголовное дело по нереабилитирующим обстоятельствам. Кроме того, феноменальную живучесть чиновницы, видимо, можно объяснить слухами о том, что в разговорах с оппонентами, особенно несогласными с ее мнением, она любит употреблять фразу: «…а вы знаете, кто у меня крыша?».
Единственное светлое пятно в деятельности нынешней мэрии — это позитивные изменения в работе департамента транспорта, который недавно возглавил Алексей МАРТЫНЕНКО. На мой взгляд, это единственный вменяемый руководитель, который появился там за много лет. Давно пора навести порядок в системе пассажирского транспорта. Если муниципальные пассажирские предприятия перевозят треть пассажиров, а налогов платят в бюджеты 500 млн рублей, то почему частные перевозчики, которые собирают с омичей большую часть денег, платят всего 20 млн рублей налогов?
Для сведения: в городе Красноярске, сопоставимом с Омском по населению, перевозчики платят около 4,5 млрд рублей налогов. Вот он – резерв для бюджета. Надо только власть употребить и собирать эти «теневые» деньги. Их хватит и на обновление муниципального подвижного состава, и на восстановление инфраструктуры электротранспорта. И МАРТЫНЕНКО, по-моему, делает все правильно, аналогичный путь уже прошли Казань и Красноярск, и ушло у них на реформу около года.
Давно назрела и поддержка массовых видов спорта, для развития которых нужны вообще минимальные усилия. Не нужны эти дворцы, которые строит Газпром, а потом вешает их обслуживание на тощий бюджет области. Скажите, кому понадобилась дорогущая беговая дорожка под окнами мэрии? Это же просто кто-то срубил деньги. Куда смотрели и о чем думали мэр и архитектор города? Я считаю, что в Омске нужно массово строить удобные в шаговой доступности дешевые спортивные объекты: велодорожки, которые не требуют больших капитальных вложений, но дают хороший эффект, мини-футбольные поля, а для развития зимних видов спорта было бы очень полезно и актуально построить нормальный цивилизованный лыжный стадион на базе Советского парка. Это все будет стоить не дороже подарочной беговой дорожки Газпрома.
Сейчас в СМИ упоминается как минимум шесть фамилий потенциальных кандидатов в омские мэры. Думаю, из этих шести всерьез говорят о двух: Игоре МЕРКУЛОВЕ и Станиславе ГРЕБЕНЩИКОВЕ. МЕРКУЛОВ не связан ни с одной из омских бизнес-групп, прошел хорошую школу управления большим коллективом в Сбербанке и достаточно молод, но, к сожалению, не «Дональд ТРАМП». Деятельность ГРЕБЕНЩИКОВА в прошлом и настоящем абсолютно понятна деловому сообществу и большинству граждан Омска, но он – это наша местечковая «Хиллари КЛИНТОН». И оба кандидата, на мой взгляд, могут стать проблемой для губернатора.
Первая публикация — в газете "Коммерческие вести" от 8 марта 2017 года. Другие предложения рубрики "Если бы мэром стал я..." читайте по этой гиперссылке.
Фото Алексея ОЗЕРОВА («Коммерческие вести»)