Исполнение еще одного Национального проекта в Омске оказалось с прорехами.
УФСБ России по Омской области совместно с Управлением Федерального казначейства по Омской области проверили департамент строительства администрации города Омска. Речь шла о том, как были потрачены средства, выделенные из федерального бюджета в рамках Национального проекта «Жилье и городская среда». Под этой маркой Омская область получила субсидию на строительство и реконструкцию автомобильной дороги от моста им. 60-летия Победы по ул. 3-я Островская и ул. Крупской до ул. Перелета. Она как дублер должна разгрузить основную магистраль по ул. 70 лет Октября. Ее стоимость составила 903,34 млн руб., из которых 768 млн перечислено из федерального бюджета.
Правительство Омской области подписало 21 декабря 2019 года соглашение с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, взяв на себя определенные обязательства. Регион в свою очередь перебросил субсидию в администрацию города Омска как заказчику работ. 30 декабря 2020 года дорога была торжественно, с шампанским, открыта (см. фото). А в марте ревизоры вышли на проверку, которая продолжалась до 10 июня.
Дорога
Как пояснила пресс-секретарь УФСБ России по Омской области Ирина РУСНАК, проверка дала результаты. В частности, ревизоры не прошли мимо зауженного участка от моста им. 60-летия Победы до ул. 3-я Островская. Согласно заданию на проектирование это должна была быть «магистральная улица районного значения (транспортно-пешеходная)» с 2 или 4 полосами движения шириной 3,5 м. Однако в мэрии, похоже, решили применить маленькую хитрость, поиграв с терминами, и изменили наименование (категорию) дороги на «основной проезд», где свод правил «СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» позволяет две полосы по 2,75 м.
Однако в том же СП есть расшифровка понятия «проезд» – «подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов». Даже неспециалисту понятно, что таким проездом дорога от моста им. 60-летия Победы не является.
И это не просто разница названий. За ней кроются иные требования к пропускной способности, интенсивности и безопасности движения. И совсем другая расчетная скорость движения по этому отрезку дороги. А значит, все это не соответствует планируемому развитию левобережной территории Омска.
К тому же даже нынешняя ширина противоречит п. 11.5 и п. 11.7 СП 42.13330.2016, включенным в перечень нормативов, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно этим нормативам, улица местного значения (основной проезд) должен иметь 2-4 полосы движения шириной 3-3,5 м каждая вместо предусмотренной ширины 2,75 м. Нормативы вступили в силу задолго до того, как дорогу начали строить (в своих возражениях от 1 июля на акт проверки департамент строительства заявил, что новый СП вступил в силу после того, как экспертиза утвердила проект).
Понятно, что первоочередной причиной изменения категории дороги стали два резких поворота на данном участке, потребовавшие другой расчетной скорости движения. Но они не должны были быть столь крутыми. В акте проверки отмечено, что первоначально в документах указывалось, что для реализации проекта необходимо «произвести резервирование с последующим выкупом земельных участков, относящихся к частной и государственной формам собственности». В дальнейшем это требование сошло на нет.
Впрочем помимо размера базовой ширины полосы в акте проверки по дороге-дублеру отмечены 38 других нарушений СП, ГОСТов, федеральных законов и норм пожарной безопасности. Например, «пропускная способность дороги на участке пересечение ул. 3-я Островская – ул. 3-я Енисейская (канализированного типа) не отвечает нормативным требованиям по уровню загрузки».
Финансы
Не обошлось и без финансовых потерь. В акте проверки указано, что «департаментом строительства были неправомерно приняты и оплачены работы, содержащие завышенную стоимость щебня» на 43,2 млн руб., 37,1 млн из которых – за счет средств федерального бюджета.
Департамент в своем возражении заявил, что в утвержденных расценках предусмотрен завоз щебня автомобильным транспортом на расстояние меньше 30 км, тогда как его привозили железнодорожным издалека. Впрочем обоснованность оного проверить нетрудно: в области строится много дорог, и нетрудно узнать, откуда туда и по каким расценкам завозят щебень. С учетом того, что прямые расценки на него утверждены «в сметных нормативах, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов».
В ходе проверки проведено исследование дорожного полотна и установлено, что фактически выполненные работы по устройству асфальтобетонных покрытий тротуара и велодорожки (в полном объеме) не соответствуют по качеству условиям контракта и требованиям, предъявляемым к данным видам работ по толщине, водонасыщению, коэффициенту уплотнения, зафиксированы локальные впадины, просадки, сетка трещин, выкрашивание. В целом на сумму 17,34 млн руб.
Жилье
По результатам проверки был сделан вывод, что впрямую нарушены положения соглашения федерального Минстроя с правительством Омской области о выделении субсидии. Дорога-дублер строилась в рамках федерального проекта «Жилье» Национального проекта «Жилье и городская среда». А значит, была необходима не сама по себе, а в той степени, насколько поспособствовала вводу жилья. В соглашении были прописаны объемы этого нового жилья и его месторасположение – микрорайон «Прибрежный» (5А). Эти же данные были заложены в соответствующую программу Омской области. Судя по карте, речь идет о МКР «Кузьминки». Как сказано в акте проверки, «департаментом строительства не обеспечено достижение целевого показателя по вводу жилья в 2020 году на 51 %... В нарушение пп. 7 п. 1 ст. 162 БК РФ, 4.3.7, 4.3.12, 6.1.2.2 Соглашения № 004 департаментом строительства представлены в Минстрой Омской области отчетные формы, содержащие недостоверные данные о достижении результата регионального проекта по состоянию на 01.01.2021».
То есть было сдано в эксплуатацию вдвое меньше домов (два дома), чем обязались перед федеральным Минстроем. В своем отзыве депстрой не согласился с этим выводом, заявив, что в микрорайоне «Прибрежный» в 2020 году было сдано в эксплуатацию целых пять многоэтажек, в результате чего процент исполнения соглашения составляет аж 177%. Не уточнив, правда, что в соглашении речь шла об участке 5А, а три дополнительных дома были построены несколько в другом месте.
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 июля 2021 года.