Все рубрики
В Омске вторник, 26 Октября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 70,1345    € 81,7418

Газовое топливо догоняет по цене бензин (аналитика)

25 сентября 2021 11:56
2
2624

Рост цен обрушил рынок перевода машин на более экономичное и экологичное топливо. 

Биржевые цены на сжиженный углеводородный газ, взлетевшие до исторических максимумов, наконец-то вошли в фазу устойчивого снижения. На 11 сентября стоимость СУГ на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже показала 47 788 рублей за тонну. В августе стоимость тонны СУГ несколько раз была зафиксирована на рекордных показателях – вплоть до угрожающего уровня почти 57 тысяч рублей. Цены на пропан, бутан и их смеси росли буквально на каждой торговой сессии.

Пожар и Украина

Причиной подорожания СУГ стал пожар на газохимическом комплексе Газпрома в Новом Уренгое, который произошел пятого августа. В результате холдинг был вынужден сократить добычу газа, соответственно, объемы переработки упали с 1 млн до 250 тыс. тонн в сутки, на СпбМТСБ возник дефицит СУГ. Газпром задействовал резервы – мощности завода по подготовке конденсата к транспорту «НОВАТЭК», однако тот компенсировал всего 9% от уровня переработки до аварии. Ситуация начала меняться после того, как Минэнерго РФ выпустило рекомендации по снижению экспортных поставок СУГ в пользу внутреннего рынка. Это позволило перебросить на нужды страны около 40 тысяч тонн газа. Положение, впрочем, в любой момент может измениться.

Рост цен на СУГ обусловлен и периодом высокого сезона на фоне остановочных ремонтов ряда российских производителей – в России это в основном СИБУР и Газпром. Юрий БОРИСОВСКИЙ, директор ООО «Омская областная газовая компания», объясняет, что помимо коллапса на заводе в Новом Уренгое, поставляющем сырье для сургутского завода, имеют место и другие факторы:

– Астраханский газоперерабатывающий завод, который должен был выйти с ремонта в июне, не действует до сих пор – рынок потерял часть объемов (он выдавал примерно 30 тысяч тонн ежемесячно). Безусловно, играет роль повышение цены на нефть и сжиженный газ, поставляемый в Украину, Польшу – производителям выгодней заниматься экспортом, а не работать на внутренний рынок. На самом деле рынок двигается всегда: летом и осенью цена повышается, потому что заводы находятся на ремонте, есть дефицит. Зимой и весной объемов уже достаточно, потребление снижается (люди топят печки), транспортное сообщение иное, соответственно, цена снижается. 2021 год, конечно, выпал из этой привычной картины – Польша и Украина много потребляют, в Украине 80% транспорта работает на газе, потому что бензин там очень дорогой.

Голодные АЗС

Еще один источник «Коммерческих Вестей», пожелавший сохранить анонимность, видит проблему в отношении властей к СУГ как таковому. С его слов, Минэнерго РФ попросту перестало воспринимать пропан-бутан как топливо – исключительно как сырье. В этом и кроется, как считает наш респондент, причина хаоса на рынке, несмотря на выработку системных мер по его стабилизации:

– Конечным продуктом российское государство считает только бензин или солярку (дизельное топливо). То, что они сегодня закономерно дорожают, частично следствие сделки ОПЕК+ по ограничению добычи нефти, частично – результат сговора вертикально интегрированных нефтяных компаний. Существенная часть поставщиков сжиженного углеводородного газа покинула рынок. На полную мощность заработал тобольский «Запсибнефтехим» компании СИБУР, и его полимерное производство использует СУГ как сырье, оно перестало быть доступным для других участников рынка. Вишенкой на торте в части сокращения предложения СУГ на рынке стала авария от НПЗ «Газпрома» в Новом Уренгое. СУГ оказался в дефиците.

По словам источника, если закупать СУГ мелким оптом примерно по 40 рублей за литр, как это делают владельцы автозаправок, то с учетом транспортировки и хоть какой-то маржи (не считая амортизации оборудования, проведения регламентных операций и прочего) продавать надо никак не меньше чем за 45 рублей. Это весьма вероятный сценарий. С учетом того, что в среднем – как бы ни лихорадило цены –  бензин АИ-92 стоит 44 рубля за литр, экономическая обоснованность использования газа стремится для потребителя к нулю:

– Модули для заправки СУГ есть на большинстве омских АЗС. Будущее заправок исключительно на сжиженном газе видится мне безрадостным. Вскоре большая часть автомобилистов переключат тумблеры газ-бензин на своих авто в положение «бензин».

На 13 сентября средняя стоимость бензина СУГ на омских АЗС – 31,45 рубля (+2,9% за неделю), АИ-92 – 44,01 рубля (-0,62% за неделю).

— Газ всегда будет экономической альтернативой бензину, – считает БОРИСОВСКИЙ. – Мы исходим из того, что цена на газ должна в идеале быть вдвое ниже цены на бензин. Вижу два варианта развития событий. Когда астраханский и сургутский заводы выйдут на плановые объемы, проект Роснефти «Роспан» будет в том числе поставлять на внутренний рынок (ранее он был ориентирован только на экспорт), то цена на газ снизится, а мы сможем скорректировать цены на заправках – допустим, до 22-23 рублей. Но есть риск того, что подорожает бензин. Я думаю, что произойдет сочетание этих сценариев, так как после выборов бензин подорожает однозначно. Полагаю, что к положению «газ в два раза дешевле бензина» ситуация придет к декабрю этого года. Тяжелее всего сейчас приходится независимым игрокам, напрямую не связанным с ВИНКами, которые не производят топливо сами, а только продают его. Деятельность пока убыточна, потому что оптовые цены и на газ, и на бензин весьма высокие. Знаю, что один из крупных омских игроков на рынке АЗС активно прорабатывает тему перевода заправок на природный газ. На мой взгляд, у этого есть очевидный минус – даже не считая затрат на переоборудование АЗС, баллоны для природного газа занимают больше объема, чем баллоны для пропан-бутана, и природный газ находится под очень большим давлением – до 200 атмосфер (пропан-бутан – 6-7 атмосфер), это гораздо опаснее. Поэтому широкого перехода автотранспорта на природный газ я не прогнозирую.

Кстати, о природном газе

Перевод транспорта на природный газ, конечно, решение соблазнительное. Но крайне дорогостоящее. «Если государство в состоянии финансировать покупку общественного транспорта на метане, то частные автомобили перевести массово сложно. Конечно, ездить на газе дешевле, хоть его расход и несколько выше: заправить полный бак бензина на моей машине, например, 2500 рублей, газом – 1500 рублей. К тому же это в разы экологичней. Газовое оборудование для автомобиля с четырехцилиндровым двигателем – 25-30 тысяч рублей. Для автомобилей помощнее, естественно, дороже – 50-60 тысяч рублей. Но и не будем забывать об отсутствии инфраструктуры: в каждом районе области есть АЗС на пропан-бутане, а вот заправиться метаном, например, можно далеко не везде», – пояснил БОРИСОВСКИЙ.

– Ситуация критическая для всех автомобилистов – стоимость газа вплотную приблизилась к стоимости бензина. Установка газобаллонного оборудования – удовольствие недешевое, – прокомментировал происходящее Илья НИКОЛИН, руководитель управляющей компании сети автокомплексов REAKTOR. – Расход газа примерно на 20% выше в сравнении с расходом бензина, но его стоимость, как правило, почти в два раза была меньше. С другой стороны, использование газа значительно экологичней. В последние годы у нас был устойчивый спрос на перевод автомобилей на газ. Даже несмотря на то, что на какое-то время государство забюрократизировало процесс, приравняв установку ГБО к изменению в конструкции транспортного средства. На мой взгляд, это очередной дополнительный сбор с автовладельцев – бумажки на то, что уже сертифицировано самими производителями газового оборудования. Теперь регламенты несколько стабилизировались, но при нынешних ценах на голубое топливо переход на газ потерял смысл – экономии нет, установка ГБО на наших станциях пока не востребована, и это направление деятельности в данный момент практически прекратило работу. Больше всех потеряли перевозчики, для них использование газа позволяло уменьшать расходы. Теперь им остается только ратовать за повышение тарифа на перевозки. Мы понимаем, что за все удорожания в конечном итоге рассчитывается потребитель. Лично я езжу на бензине – газ подходит тем, кто проезжает большие расстояния, а у меня пробег небольшой, к тому же баллон занимает значительное место в багажном отделении.

Кризис перевозок

К слову, для перевозчиков лето выдалось особенно сложным. Первым в прессе на скачок цен на газ отреагировал руководитель «Омского транспортного союза» Николай АРТЕМЬЕВ:

– У нас примерно половина автобусов на метане, половина на пропан-бутане. Конечно, газом заправлять автобусы дешевле, чем соляркой, но автобусы на газе и стоят намного больше – около 7 млн рублей. Путь один – повышение тарифа. Нужны механизмы выхода из сложившейся ситуации. Если этого не произойдет, начнется волна банкротств, перевозчики уйдут с рынка.

Предприниматель Виталий ТОРОПОВ заявил «Коммерческим Вестям», что сейчас нет никакого смысла автомобилистам переходить на газ, если говорить о пропан-бутане:

– Помимо повышенного расхода по отношению к бензину, газ требует дополнительного обслуживания – трат на смену фильтров, опрессовку и прочее. Двигатель изнашивается в разы быстрее при эксплуатации именно на газе. Другой разговор, если переходить на метан. В моей компании есть автомобили на метане, и ресурсы двигателя сохраняются весьма выгодно: если на пропан-бутане нужно менять расходники после пробега 10 тысяч км, то, работая на метане, – только после 30 тысяч км. Да и метан сейчас стоит весьма разумно. Вопрос в дороговизне перехода и срока его окупаемости: с бензина на пропан-бутан можно пересесть за 30-35 тысяч рублей в случае легкового автомобиля, на метан – 100 тысяч (170 тысяч в среднем для грузового). Если говорить в контексте конкретно пассажирских перевозок, то работа машин на метане наиболее предпочтительна – топливо дешевое, износ невысок. Однако попасть в государственные программы по субсидированию перехода не так-то просто, в них масса подвохов. Купить с нуля автомобиль с метановым оборудованием очень дорого – не менее 6,5 млн рублей. Брать таковые в лизинг невыгодно – проценты сумасшедшие, особенно если брать в расчет низкий омский пассажиропоток. Работать нынче в перевозках в Омске способен только альтруист. До 2022 года многие мои экс-коллеги (ТОРОПОВ ушел из нашего города в Екатеринбург. – Прим. авт.)исполнят контракты и скорее всего, как и я, завершат деятельность в регионе.

Согласен с ТОРОПОВЫМ омский перевозчик, пожелавший сохранить свое имя в тайне, который признался, что так тяжело ему приходится впервые более чем за десять лет работы:

– До 2019 года у меня было почти 80 машин. Сегодня – в два раза меньше. И если весь 2020 год было непросто, но все думали, что это временные трудности, а причины кризиса глобально-объективны, то в 2021 году давление на бизнес идет буквально со всех сторон. Все понимают, что вариантов, кроме как повышать стоимость проезда, нет. В мае этого года мы попробовали даже не поднять, а выровнять цены (расчет наличным и по безналу по 30 рублей). Но наткнулись на жесткую реакцию – очевидно, что в предвыборных целях эта мера была заморожена. Мы смирились, но произошел удар: цена на газовое топливо подскочила сразу с 25 до 32 рублей. Это повышение потянет за собой всю цепочку, так как доля затрат на топливо заложена почти везде – от автоперевозок до стоимости продуктов в магазинах. Не сразу, но неминуемо многое подорожает. Если в мае мы просто хотели компенсировать затраты, то сейчас, если не поднять цену за проезд, многие перевозчики могут просто не дожить до конца года. Со стороны некоторым кажется, что частники просто хотят набить свои карманы. Но все забывают, что муниципалы получают компенсацию из бюджета, и цена их тарифа – под 40 рублей. Анонсировалось, что город хочет закупить еще 200 автобусов на газе. Это, конечно, экологично, но теперь экономическая выгода под большим вопросом. И я не удивлюсь, если в начале 2022 года ПП-8 утвердит тариф с учетом повышения стоимости топлива – уже за 50 или 60 рублей. И у города будет два варианта: либо все же поднять цену за проезд для граждан, либо увеличить размер компенсации муниципальным перевозчикам из бюджета города (если оставить проезд по 25 рублей за безнал и по 30 рублей за наличку). Так что мы, как частный сектор пассажирских перевозок, не имея особой финподдержки, просто острее чувствуем ситуацию.

Исполнительный директор НП СРО «Омские перевозчики» Сергей ТОМИЛИН озвучил похожий расклад:

– Посудите сами: с декабря 2020-го по август 2021 года стоимость газового топлива подорожала на 53%. А доля наших затрат на топливо (в себестоимости перевозок) составляет 30%. Поскольку за этот же период цена за проезд практически не менялась, то и прибыль сократилась на 15%. И это только по топливу, а если учесть, что за этот же период увеличились цены на запасные части, на резину, на ремонт, и т. д., то у некоторых перевозчиков падение прибыли существенно серьезней. Больше всего бьет по перевозчикам, которые обслуживают только один-два маршрута. Таких на омском рынке пассажирских перевозок более половины. Именно они сегодня могут оказаться на грани банкротства.

26 августа отчаявшиеся предприниматели, занятые в сфере пассажирских перевозок и входящие в НП СРО «Омские перевозчики», обратились к мэру Омска Оксане ФАДИНОЙ с открытым письмом.

— Это своего рода сигнал. Мы, конечно, понимаем, что рост цены на газовое топливо никто не отменит, – уточнил ТОМИЛИН. – Наша цель – привлечь внимание власти и общественности к непростому финансовому положению частных перевозчиков. Варианты поддержки могут быть самые разные. К примеру, в период посевной и уборочной кампаний сельхозпроизводителям отпускают топливо по специальным ценам, чтобы они смогли выжить. Для муниципальных перевозчиков существует механизм компенсации проездного тарифа из городского бюджета. Чем частный перевозчик хуже? Есть льготные кредиты. Очень важно сохранить и на следующий год действующие сегодня налоговые льготы. Вариантов помощи много, необходимо, чтобы власть обратила внимание на наши проблемы. Мы готовы к диалогу.

За комментарием по поводу планов градоначальницы я обратилась к директору департамента информационной политики омской мэрии Сергею КОНОВАЛОВУ. Он пообещал сообщить, как только мэр обнародует свою позицию по вопросам перевозчиков. За две недели этого так и не произошло – видимо, Оксана Николаевна бросила все силы на предвыборную борьбу.

А у нас в квартире газ

Есть и еще одна проблема: сжиженный углеводородный газ в Омске используется очень широко и домохозяйствами. Далеко не в каждом российском регионе пропан-бутановая смесь настолько мощно интегрирована в жилищно-коммунальное хозяйство. Все потому, что СУГ был побочным продуктом переработки омского НПЗ, и чтобы его активно использовать, была создана в нашем городе-миллионнике обширная инфраструктура, в частности газгольдеры во дворах завязаны на СУГ, уверил нас один из наших источников.

Приближается зимний отопительный сезон, который из-за низких температур в сентябре может начаться ранее. В случае дефицита объемов на рынке, цены на газ подскочат еще больше, как и на электричество. «Коммерческие Вести» уже писали об этой проблеме: основные поставщики сжиженного газа для населения в Омск и районы Омской области обратись к главе региона за помощью. Деятельность компаний, с их слов, убыточна, а возместить свои расходы они не в состоянии, так как цену продажи газа им устанавливает Региональная энергетическая комиссия.

— До 2019 года государство регулировало цену на сжиженный газ, который поставляют населению. Был такой термин – балансовый газ. Цена, которая закладывалась в тарифы органом регулирования в лице РЭК, строго соответствовала цене, по которой мы покупали сжиженный газ для жителей многоквартирных домов и баллонов. С апреля 2019-го государственное регулирование было отменено. Но в 2019-м и 2020 году цены на это сырье хоть как-то сдерживались государством. 2021 год стал потрясением для нашей отрасли, поскольку цена мало того что поднимается от месяца к месяцу, так на текущий год Региональная энергетическая комиссия заложила в тариф цену приобретения СУГ 16,6 тысячи рублей без НДС за тонну, – рассказала нам директор Омскгоргаза Любовь МОИСЕЕНКО.

— РЭК учитывает среднебиржевую стоимость. Они смотрят, какая была динамика цены. В декабре они определили, что в среднем цена на бирже будет 19,9 тысячи рублей в 2021 году. Но за первое полугодие средняя стоимость закупаемого газа сложилась уже более 25 тысяч рублей. Если посчитать между реальными 25 тысячами и 19 тысячами, заложенными в тарифе, умножить на количество газа, приобретенное для поставки населению, то в первом полугодии 2021 года выпадающие доходы нашей компании составили 58 млн 257 тыс. рублей, а за 2020 год – 40 млн 127 тысяч рублей, – добавила директор по экономике и финансам Омскгоргаза Светлана ЦУСКМАН. Нынешние цены на бирже я уже обозначила выше.

То, что на уровне государства существовало задание для ВИНКов выделять объемы газа для населения по ценам ниже рынка, подтвердил нам надежный источник. Это было очень выгодно: излишки официально дотационного газа компании могли реализовывать на свободном рынке. В дальнейшем газ перестали субсидировать, однако установка на поставку населению СУГ по сниженной цене сохранила свое действие. Страдают как предприятия, так и конечные потребители.

Любопытно, что в конце августа региональное Минэнерго заявило, что по закону у компании-поставщика ресурсов есть право обратиться в РЭК и после обоснования тарифа увеличить его. Однако газовики этого якобы так и не сделали. А поставки СУГ населению все-таки будут, уверяют чиновники.

Ранее этот аналитический обзор был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие Вести» от 15 сентября 2021 года.



Комментарии через Фейсбук
Для омиче 29 сентября 2021 в 08:58:
Потребление именно физическими лицами баллонного газа на селе ежегодно идет к уменьшению в связи с постоянным сокращением потребителей частников использующих его в коммунально — бытовых целях в связи с их переходом на альтернативные источники (электроэнергия, природный газ и т.д) но только это не в статистике на бумаге! А на бумаге количество потребителей СУГ в бытовых целях которые якобы в области существуют и которые та же ООГК и Областное министерство ЖКХ учитывают для писем в Москву для того чтобы ей получать объемы газа по не рыночной цене неизменно стабильно и возможно даже растёт и этот образовавшийся остаток газа конечно же можно гипотетически получать и продавать по другой — уже рыночной цене через сеть своих ГАЗС. К примеру у того же УФАС и РЭК есть данные которые эта компания каждодневно сама им дает о продаже газа в баллонах частному населению и проверить сколько она действительно его продала в баллонах и сколько получила по не рыночной цене и соответственно продала через свои заправки — дело нескольких минут.Эта простая арифметика скажет о нецелевом использовании этого СУГ и дальнейшего уменьшении выделяемого им объема — но не тут то было...Интересен другой факт — в той же Газпромнефти есть миноритарные акционеры да и мажоритарные наконец и в курсе ли они, что их компания в лице менеджеров заключая по сути экономически не выгодные для компании договора которые нельзя обосновать с точки зрения существующих законодательных актов РФ регламентирующих эту деятельность. Эти заниженные отпусные цены в завышенных объёмах конкретному контрагенту по сути наносят прямой убыток этой компании и акционера
Омич 29 сентября 2021 в 05:35:
К сожалению комментаторы из ООГК и Горгаза видимо забыли и тактично умолчали что раньше, да и сечас они получают сжиженный газ с Газпромнефти по цене гораздо дешевле чем доступно любому другому предпринимателю или организации которые работают бок о бок с ними на розничном рынке реализации газа.Если разбираться в тонкостях то, то у Горгаза нет своих газовых заправок где они могли бы продавать излишки газа который им выделяет по согласованию с минэнерго Газпромнефть по заниженным ценам.А вот у ООГК есть и причем их очень много.И получив тот самый дешевый газ для снабжения населения в придомовые газовые установки(газгольдеры) и для бытовых газовых баллонов организация данная тратит из этого обьема для этих нужд возможно не более 50% а в некоторые мясяцы и того меньше, а остальное везет на свои заправки получая отличную прибыль.Причем если у других предпринимателей входящая цена газа который они покупают у местных РП газпромнефти на порядок выше, и ООГК получается в превилигированном положении в сравнении с другими игроками этого заправочного рынка СУГ.Основная ее деятельность по ОКВЭД — розничная торговля через заправки.Слушая их комментарии для БК и этого издания диву даешься как однобоко они доносят то что есть у них и у других компаний на этом рынке.
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.