Издательство АСТ переиздало книгу Петра ВАЙЛЯ и Александра ГЕНИСА «Русская кухня в изгнании» (2021 год; 224 стр.; тираж 2000 экз.).
Старая книга, проверенная временем. Ностальгическая. «Русская кухня в изгнании» – сборник очерков и эссе на гастрономические темы, написанный Петром ВАЙЛЕМ и Александром ГЕНИСОМ в Нью-Йорке в середине 1980-х годов. Как утверждают издатели, это ни в коем случае не поваренная книга, хотя практически каждая из ее глав увенчана простым, но изящным и колоритным кулинарным рецептом. Перед нами настоящий, проверенный временем и собравший огромную армию почитателей литературный памятник истории и культуры. Монумент целой цивилизации, сначала сложившейся на далеких берегах благодаря усилиям третьей волны русской эмиграции, а потом органично влившейся в мир и строй, что народился в новой России.
«Ниточки, связывающие человека с родиной, могут быть самыми разными – великая культура, могучий народ, славная история. Однако самая крепкая ниточка тянется от родины к душе. То есть к желудку. Это уже не ниточки, а канаты, манильские тросы. О народе, культуре, истории можно спорить до утра. Но разве присутствует дискуссионный момент в вобле?» Это, понятное дело, риторический вопрос от авторов.
«Нельзя унести родину на подошвах сапог, но можно взять с собой крабов дальневосточных, килек пряных таллинских, тортиков вафельных «пралине», конфет типа «Мишка на Севере», воды лечебной минеральной «Ессентуки» (желательно, семнадцатый номер). С таким прейскурантом (да, горчицу русскую крепкую) жить на чужбине (еще масла подсолнечного горячего жима) становится и лучше (помидорчиков слабокислых), и веселее (коньяк «Арарат», 6 звездочек)».
ВАЙЛЬ и ГЕНИС снова и снова поражают читателя точностью наблюдений, эрудицией и легкой иронией. «Наши рецепты взяты, конечно, не из кулинарной энциклопедии «Лярусс», но они обладают одним несомненным преимуществом: они – наши. Созданные коллективным разумом масс, пропитанные запахом (угаром?) родины. Разве можно от таких вещей открещиваться? Впрочем, всегда найдутся вегетарианцы или атеисты, утверждающие, что души нет вовсе. Но стоит ли говорить о людях, у которых нет ничего святого?»