Максим КАНТОР размышляет об искусстве и жизни.
16 +
Максим КАНТОР
Чертополох и терн. Возрождение веры. Чертополох и терн. Возрождение Возрождения
В двух книгах
М.: Издательство АСТ, 2021 год. – 1552 стр.
Тираж 3000 экз.
«Генрих Белль в романе «Бильярд в половине десятого» представил архитектора, который ничего в жизни не построил, но взорвал постройки своего отца, поскольку факт войны отменяет искусство архитектуры. Теодору Адорно принадлежит пассаж об искажении понимания «позитивности наличного бытия» после Освенцима. «Чувство не приемлет рассуждений о том, что в судьбе этих жертв еще можно отыскать какие-нибудь крохи так называемого смысла», – размышляет КАНТОР. Российский художник и писатель. Сын философа Карла Кантора, близкого к кругу Александра Зиновьева, внук испаноязычного драматурга. Окончил Московский полиграфический институт (1980). Активно выставляется как художник в России и Германии с 1988 г. В 2006 году опубликовал двухтомный роман «Учебник рисования» (Москва: «ОГИ»), вызвавший полемику в прессе. Книга «Чертополох и терн» – результат многолетнего исследовательского труда, панорама социальной и политической истории Европы с XIV по XXI вв. через призму истории живописи. Первая часть книги – «Возрождение веры» – охватывает период с XIV в. и до Контрреформации. Вторая часть книги – «Возрождение Возрождения» – посвящена истории живописи от возникновения маньеризма до XXI в. Так что же по поводу смысла? Согласно КАНТОРУ, «любой условный язык (в том числе и метаязык Адорно, и символический язык живописи, и даже сугубо конкретный язык проповедника, обращенный к пастве) утрачивает смысл: «Язык по своей природе символичен – а символ меркнет перед наличием факта. Невозможно символизировать катастрофу, которая произошла; ад можно рисовать до той поры, пока он не наступил, но нельзя нарисовать ад, когда ад окружает тебя – рисунок просто не нужен. Символ имеет значение лишь в отсутствие реальности».