Издательство «Академический проект» выпустило в свет переиздание книги Михаила РОММА «Беседы о кино и кинорежиссуре» (475 стр.; тир.; 300 экз.).
Издатели, рекомендуя книгу, подчеркивают, что выдающийся советский кинорежиссер, народный артист СССР Михаил РОММ принадлежит к числу тех создателей кинофильмов, которые вместе с их постановкой создавали и сам советский кинематограф. Пятнадцать поставленных им фильмов, в том числе «Обыкновенный фашизм», – это настоящий учебник режиссуры. РОММ был не только режиссером, но еще и драматургом, педагогом, теоретиком.
«Один из основоположников советской кинорежиссуры – С. М. Эйзенштейн как-то сказал: научить режиссуре невозможно, но научиться ей – можно. Режиссура – это настолько сложный предмет, она связана с таким количеством разнообразных знаний, разнообразных навыков, она настолько многообразна, что до сих пор ни у нас и нигде в мире не создан еще учебник кинорежиссуры. Я тоже не хочу пытаться написать учебник. Смешно было бы предполагать, что можно создать книгу, прочитав которую человек может стать к киноаппарату и немедленно начать снимать фильм», – обращался к читателю Михаил Ильич. Студентов в советское время учили не только идеологии, но и профессиональному мастерству. А будущих киношников помимо того оснащали самыми разнообразными знаниями.
Надо отдать должное, СССР и США тогда скорее не воевали, но конкурировали, заинтересованно поглядывая друг на друга. «Однажды американский кинематографический журнал затеял анкету как раз на эту самую тему: какими десятью данными должен обладать кинорежиссер? И один остроумный режиссер Голливуда ответил на эту рекламную анкету так: 1. Железным здоровьем. 2. Стальными нервами. 3. Неизменным оптимизмом. 4. Умением обращаться с самыми разнообразными людьми, от участника массовой сцены до директора студии включительно. 5. Воловьим терпением. Три последующих пункта я не помню, а два последних пункта были следующие: 9. Грамотностью в пределах трех классов низшей школы и 10. Если возможно – талантом (не обязательно). В этом издевательском ответе есть, однако, зерно истины: режиссеры бывают такими же разными, как вообще люди».