Московское издательство «Манн, Иванов и Фербер» переиздало книгу Эдмунда де ВААЛЯ «Заяц с янтарными глазами»
(2022 год; 416 стр.; тираж 3000 экз.; 16 +) в переводе с английского Татьяны Азаркович.
«Книга де Вааля – целиком тактильный текст. Автор рассказывает историю своих предков через их коллекции, один за другим перебирая экспонаты – бережно и осторожно, – так мы перебираем бабушкины-дедушкины вещи на чердаке, стирая пыль с орнаментов и шелестя плотной желтой бумагой. Разница только в том, что сам де Вааль роется не на чердаке своего дома, а в чертогах истории – в архивах братьев де Гонкур, Марселя Пруста, Клода Моне и многих других писателей и художников, с которыми дружили его деды и прадеды (Шарль Эфрусси, прадед автора, был прототипом прустовского Свана)». Так анонсирует книгу издательство и так думает polyarinov.
«В коллекции 264 нэцке. Это очень большая коллекция очень мелких вещиц. Я беру фигурку и верчу ее в пальцах, взвешиваю на ладони. Если она вырезана из дерева – каштана или вяза, – то она еще легче слоновой кости. На деревянных заметнее налет времени: хребет пятнистого волка и сцепившиеся акробаты отполированы до слабого блеска. Статуэтки из слоновой кости имеют разные оттенки сливочного цвета – все, кроме белого. У некоторых глаза из янтаря или рога. Некоторые из самых старых фигурок потерты: на бедре божества, отдыхающего на листве, резьба утрачена. На цикаде – едва заметная трещинка. Кто ее уронил?» Так пишет Эдмунд де ВААЛЬ.
«Автор, известный английский художник-керамист, исследует историю своей семьи, которую одни знают благодаря венскому дворцу Эфрусси, а другие – благодаря Шарлю Эфрусси, двоюродному прадеду де Вааля, другу импрессионистов и прототипу прустовского Свана. Двигаясь в указанном Прустом направлении, автор рассказывает историю банковской династии (ее основатель, Хаим – выходец из Бердичева и Одессы), которая неотвратимо движется к своему закату, ставшему неизбежным после нацистской оккупации Вены и Парижа – Эфрусси лишаются своего богатства, Венского дворца и почти всех произведений искусства». А так отмечает Сергей Кузнецов из «Букник Плюс». Двадцатый век – затейливый век.