Частичная мобилизация и миграция усугубили в России кадровый голод, а гражданские предприятия теряют персонал, который переходит в ОПК.
По итогам опроса 14,1 тысячи нефинансовых предприятий, включая около 300 предприятий из Омской области, Банк России зафиксировал в стране снижение безработицы до исторического минимума.
В опубликованном сегодня докладе «Региональная экономика» Банк России сообщает:
– Введение санкций в отношении России привело к снижению совокупного выпуска (за 9 месяцев 2022 года ВВП сократился на 1,6%), что привело к сокращению потребности предприятий в трудовых ресурсах. Сжатие спроса на труд, начавшееся в марте, сохранялось в течение всего 2022 года, и к декабрю потребность работодателей в работниках сократилась на 17,8% в годовом сопоставлении. В то же время безработица снижалась и в ноябре 2022 года достигла исторического минимума 3,6% (с поправкой на сезонность). Снижение безработицы во многом стало результатом миграционного оттока трудоспособного населения, естественной убыли, перехода из трудоспособного возраста в старшие возрастные группы и частичной мобилизации.
На дефицит кадров Центробанку пожаловалось каждое второе предприятие. Организации, у которых снизилась потребность в работниках, не спешили сокращать штат, переводя свой персонал в режим неполной занятости и не выпуская таким образом «в свободное плавание» на рынок труда. Импортозамещающие и оборонные производства, наоборот, расширили деятельность и стали нуждаться в дополнительных рабочих руках.
У половины из испытывающих кадровый голод предприятий эта проблема существовала и до 2022 года, у другой половины – обострилась в 2022 году. Частичную мобилизацию назвали причиной кадрового голода только 6%. Нехватка IT-специалистов связана преимущественно с их релокацией в другие государства. Самая распространённая причина нехватки рабочего персонала – рост гособоронзаказа:
– На оборонных предприятиях наблюдался рост спроса на специалистов рабочих специальностей (слесари, сварщики, сборщики, операторы станков, водители) и инженерно-технический персонал. Для привлечения кадров предприятия повышали заработные платы. В результате производители гражданской продукции столкнулись с оттоком трудовых ресурсов.
Для привлечения и удержания специалистов стали повышать зарплаты не только оборонные, но и гражданские предприятия. Об увеличении зарплат сообщили 82% опрошенных работодателей. Наибольший рост номинальной зарплаты наблюдался в обрабатывающей промышленности.
Некоторые организации поменяли кадровую политику. В Московской области на традиционно мужские вакансии водителей в сфере пассажирских перевозок стали нанимать женщин. Сибирские предприятия пригласили на временную работу подростков 16–17 лет и пенсионеров. Пять заводов Алтайского края решили проблему с нехваткой сварщиков, приобретя роботизированные сварочные комплексы.
Инфографика © Банк России