Урбанистическая выставка Марии ШИНКЕВИЧ привлекает внимание к проблемам городской застройки.
Еще Эльдар РЯЗАНОВ в бессмертной комедии «Ирония судьбы, или С легким паром» саркастически улыбался по поводу безликости городских новостроек. Прошло почти полвека, а вокруг – все те же «3-и улицы Строителей». В любом городе всегда найдешь девятиэтажную «панельку» или кирпичную пятиэтажку с одинаковым планом квартир. И пусть архитектура в чем-то осовременивается, не меняется создание микрорайонов «под копирку». Об этом – выставка-размышление молодой художницы Марии ШИНКЕВИЧ «Типизация & Reflexio», работающая в Арт-резиденции ОмГТУ.
Мария – старший преподаватель кафедры «Дизайн». Ее творчество ярко проявляется в разных направлениях искусства: паблик-арта, объектно-инсталляционного, концептуального, графического искусства. Основные проекты созданы в направлении ресайклинг-арт, станковой графики. Так или иначе, они всегда характеризуются наличием социальной составляющей, отличаются интерактивностью и непосредственным диалогом между художником и зрителем.
«Типизация & Reflexio» – это индустриальный пейзаж, инсталляции и портреты. В своей экспозиции автор пытается привлечь внимание к тому, что все больше наша окружающая действительность становится похожа на жизнь человека в городе коробок с рядом окон. И если пятьдесят лет назад типовое строительство было необходимостью, то теперь все чаще говорят об устарелости данной формы жилья. И даже – о ее опасности. Ведь типовая застройка городов, согласно исследованиям психологов, ведет к формированию типового мышления. Для здорового сознания человеку важно видеть из окна своего дома не такой же дом, а элементы окружающей среды, выходящие за рамки стандартного вида «коробки».
– Моя выставка – напоминание о том, что городу необходимо больше зелени, парков, скверов, мест, где человек мог бы наблюдать изменения природы, встречаться и коммуницировать с другими людьми, – говорит Мария ШИНКЕВИЧ. – Чаще спальный район, в том числе и новой застройки, не предполагает удобных прогулочных зон. Не детских площадок, а именно мест с хорошим озеленением, без транспорта, где можно было остановиться, перемещаясь от автобусных остановок или крупных магазинов к дому. Человек просто пробегает этот маршрут. Массовая типизация городской среды приводит к негативному мироощущению себя внутри нее. Рефлексия происходит только тогда, когда человек, например, видит надписи, рисунки на домах. Они меняются, дополняются, исчезают и возникают новые. Все мои графические изображения – это незавершенные строения, как символ того, что, может быть, завтра что-то изменится, и организация спальных районов станет комфортнее.
Представляется важным, что выставка проходит в Институте дизайна, экономики и сервиса ОмГТУ (улица Красногвардейская, 9), где обучаются молодые дизайнеры и художники. Возможно, увиденное ими сейчас положительным образом скажется на их будущем творчестве, а, значит, на будущем омской культурной и архитектурной сферы.
Выставку можно посетить до 15 мая.
Фото © Омская арт-резиденция