Они настаивают, что находятся не в равных условиях с муниципалами.
Сегодня, 23 мая, СРО «Некоммерческое партнёрство «Омские перевозчики» опубликовала на своём сайте очередное обращение к местной власти. В обращении частный перевозчик Роман ПОВАРЧЕНКОВ, более 10 лет работающий на омском рынке пассажирских перевозок, заявил, что предприниматели подошли к пределу рентабельности:
– Этот процесс начался ещё в 2020 году, каждый год хуже предыдущего. Всё дорожает, в любой области экономики. Если дорожает сырьё, увеличиваются затраты, и производитель автоматически поднимает цену на конечный продукт. И только стоимость проезда в общественном транспорте не повышается. Какое-то время частные перевозчики экономили, ужимались в расходах. Но всему приходит предел. Неудивительно, что за последние четыре года закрылось более 10 маршрутов частных перевозчиков и постоянно сокращается число автобусов, выходящих на линию. Я часто читаю в соцсетях претензии к частным перевозчикам: и «ГАЗели» тесные, и ездят нерегулярно, и в приложениях («Мой маршрут») их нет, и водители нервные, и карты не всегда принимают, и так далее. Всё это, к сожалению, имеет место. Но все эти недостатки – следствие только одного: у частных перевозчиков и у муниципального транспорта совершенно разные, я бы сказал, неравные, конкурентно-рыночные условия.
Предприниматель подчёркивает, что в муниципальном транспорте пассажир платит по карте 25 рублей, наличными – 30 рублей. Частникам предлагают перевозить пассажиров по этой же цене:
– Но при этом мало кто из пассажиров знает, что тариф на перевозку одного пассажира утверждён в размере 50 рублей! И за каждого перевезённого пассажира муниципальный перевозчик получает компенсацию из городского бюджета 25 или 20 рублей соответственно. То есть перевозку пассажиров фактически оплачивает каждый житель (из своих налогов), даже если он не пользуется общественным транспортом. Я понимаю, что это социальная составляющая работы общественного транспорта, он должен быть доступным. Но ведь частный перевозчик, работая по нерегулируемому тарифу, перевозя тех же пассажиров, не получает из бюджета никаких дотаций, и его бюджет формируется только их тех денег, которые приносят пассажиры. Это разве одинаковые, справедливые рыночные условия?
Что касается компенсации частным перевозчикам за перевозку льготников, то ПОВАРЧЕНКОВ объясняет: это отдельный договор на перевозку пассажиров только этой категории, к тому же по договору предприниматели получают только 20 рублей:
– Муниципалы за льготников, получают гораздо большую компенсацию – те же 50 рублей. По этому поводу мы уже более пяти лет пытаемся вести диалог с представителями власти на всех уровнях, но, похоже, нас никто не слышит. Поверьте, мы бы тоже хотели приобрести новые комфортабельные автобусы, поднять зарплату водителям и принимать их на работу на конкурсной основе. Тогда бы и водители меньше нервничали и были бы более терпимы к пассажирам. Многие проблемы решились бы, если бы к частным перевозчикам со стороны города относились бы не как к конкурентам, от которых нужно избавиться, а как к равноправным партнёрам. Нужно создать равные и понятные правила на одном рынке хотя бы на пять лет, чтобы можно было планировать кредитную политику. Многие частные перевозчики работают на этом рынке ещё с конца 1990-х годов. Есть и опыт, и понимание. Но нужен действительно конструктивный диалог и с властью, и регулятором перевозок, а не диктат и волюнтаризм.
Фото © Максим КАРМАЕВ, из архива «Коммерческих вестей»