На сцене «танки грохотали»: первая премьера сезона театра «Галерка» сотрясла воздух не только заявленным жанром, но и мощным образом главного героя.
Спектакль по пьесе Валерия МАМОНТОВА «Доспех» поставил художественный руководитель «Галерки» Владимир ВИТЬКО в содружестве с художником Светланой ПУЗЫРЕВОЙ. Необычную пьесу он нашел в интернете.
– Все произошло очень буднично и, можно сказать, прозаично, – рассказал Владимир ВИТЬКО.– Как человек, руководящий театром, я всегда нахожусь в поисках пьесы, в поисках чего-то нового. Классику мы уже знаем, там сложилась определенная обойма, а с современной драматургией всегда проблема, учитывая филологическую образованность некоторых молодых авторов и их небрежность в стиле. И вот в Театральной библиотеке Сергея Ефимова в интернете я наткнулся на несколько фьяб Валерия МАМОНТОВА. В их числе стальная фьяба «Доспех», которая показалась мне крайне интересной и любопытной. Уже после этого я узнал, что Валерий Владимирович, оказывается, омский автор. Я его разыскал по телефону, и с его разрешения мы взяли пьесу в производство.
Валерий МАМОНТОВ действительно омич с 2015 года. До этого жил и работал на Украине, откуда уехал, по его словам, в качестве беженца. Первым театром, который он узнал в Омске, был Лицейский театр.
– Завязалось сотрудничество, – говорит Валерий Владимирович. – Театр оказался очень близок мне по духу, и я с удовольствием вспоминаю те три спектакля, в которых принимал участие: это «Каштанка», «Антон-богатырь и Василиса Ужасная» и «Братья и сестры». В двух – мои инсценировки, а в одном я работал как сопостановщик и бутафор. Сейчас у меня премьера в «Галерке», я открываю для себя новый театр и надеюсь, что об этом тоже останутся приятные воспоминания.
Все лучшее уже сделано – надо только пожинать плоды, считает Валерий МАМОНТОВ. Поэтому для своих пьес выбирает жанр фьябы, придуманный итальянским драматургом Карло ГОЦЦИ триста лет назад. Фьяба – это сказка для взрослых. Конечно, современная фьяба совсем другая, чем могла бы быть в театре дель арте. Вот и «Доспех», не мудрствуя лукаво, можно было бы назвать просто мистической трагикомедией.
Действие происходит в 1994 году во время вывода советских войск из Германии. В этом же году пьеса начинала писаться, а окончена была только в 2019-м. Происходящее задело ее автора, как и многих тогда, но реальные события он чуточку разбавил творческой фантазией. По сюжету, в городе Эрфурт решили снять с постамента танк Т-34 – памятник воинам-освободителям, а для кого-то памятник оккупации – и отправить на переплавку. Но тот вдруг сошел с конвейера сталелитейного завода, пробил стену цеха и уехал в неизвестном направлении. Бургомистр города Отто Кениге (Сергей КРИВЦОВ), неонацист под маской немецкого патриота, винит в угоне русских военных. Дескать, устроили выходку на прощание. А где-то в далекой Калуге от новости, услышанной по телевизору, екает сердце Марии Даниловой (Татьяна МАЙОРОВА), матери не вернувшегося с войны танкиста. «Это Ванечка домой едет!» – радуется она.
Быт немецкого и русского городов четко разделен по краям авансцены. «Иконостас» из старых фотографий под вышитым полотенцем, струганный стол и лавка справа, атласные портьеры кремового цвета и антикварная европейская мебель – слева. Другие декорации расположены на вращающемся круге, который легко меняет КПП воинской части на немецкий бар, а тот – на русскую избу.
Так и стальная фьяба превращается то в мелодраму с любовным дуэтом и любовным треугольником, то в музыкальный спектакль, то в комедию. Кстати, сыгранные с юмором сцены в гарнизоне с участием Павла КОНДРАШИНА (Генерал), Дмитрия ЦЕПКИНА (майор Васнецов), Сергея КЛИМОВА (капитан Коваль) – одни из лучших в спектакле. Как и трагифарсовый образ Фрица фон Гурвица (Владимир ПРИЕЗЖЕВ), который мальчишкой подбил тот самый танк, а теперь ежедневно смотрит на него из окна своего бара, испытывая противоречивые чувства. Именно он после побега лишенного механики Т-34 выдвигает теорию о непобедимом оружии, которое есть у каждого народа, вроде меча короля Артура или молота Тора: «Этот танк – нечто подобное, доспех русского бога».
В театре не побоялись известного мнения, что животное переиграет любого актера, и вывели на сцену болонку бургомистра Клео (на самом деле это собачка администратора театра). Не побоялись и харизматичности такого персонажа, как… танк. Он все-таки появляется в финале, правда, лишь на экране. Подъезжает прямо к партеру на крупном плане. И вот тут, даже при каких-то несовершенствах придуманной истории, начинаешь до кома в горле испытывать гордость за этого находчивого парня, который не сдался в своем последнем бою.
© Фото предоставлены Омским драматическим театром «Галерка»