Омский музей Кондратия Белова приглашает совершить исторический экскурс и заглянуть в художественную мастерскую.
В очередной, 123-й день рождения народного художника СССР Кондратия БЕЛОВА омский музей его имени традиционно открыл выставку, посвященную этому событию, – «Рождение картины. Из творческой мастерской К.П. Белова».
– Нам непросто каждый год открывать такие выставки, – признался директор музея Владимир БЕЛОВ. – Потому что все хорошо знакомы с творчеством Кондратия Петровича. Но все-таки мы стараемся находить что-то необычное, новое, чего еще не знает никто, кроме родных и близких.
Сегодня этим новым стали наброски и эскизы к картинам, которые показываются впервые. Знакомые сюжеты выглядят на них немного по-другому. И, разглядывая их, можно проследить творческую мысль художника, понять, с чего он начинал работу над полотном и к чему пришел, как менялось композиционное решение, а зачастую и настроение работы.
Вот известная картина «Вступление Красной армии в Омск (По улице Банной)». Она очень декоративная, спокойная и праздничная. В карандашном этюде все гораздо жестче, и не только за счет материала. Здесь чувствуется не атмосфера радости, как в конечном варианте, а тревоги и предчувствия непонятных перемен.
Менялись ракурсы и в работе «Последний перевал (В Шушенское)», где изображен В.И. Ленин по пути в ссылку. На картине – момент отдыха. Ленин стоит на высоком пригорке и смотрит вдаль. О чем он думает – о судьбе будущей революции или о чем-то глубоко личном?
Кондратий БЕЛОВ написал целую серию произведений, посвященных Гражданской войне в Сибири и на Дальнем Востоке: «Дружина Святого Креста», «Интернациональный отряд 1918 г. (Карой Лигети)», «Последняя ночь Колчаковской столицы», «Пленение барона Унгерна» и др. Здесь нет изолированных портретов героев, они включены в действие. Исторические полотна достоверны и правдивы, потому что автор сам был участником многих событий.
– Кондратий Петрович был сыном своей эпохи, – говорит куратор выставки Людмила ОЛЕЩЕНКО. – Его юность пришлась на период, когда родилась великая страна. И в своих работах он оставил нам память о времени, в котором жил. Он не был равнодушным человеком, он любил жизнь, любил людей, любил свою страну и ее историю, какой бы она ни была.
На выставке представлены эскизы, рисунки, этюды и к пейзажным работам: «Устье Тобола», «Тобольск. Вид на Кремль», «Старый Томск», «Собор в Старом Омске». Таким образом Кондратий БЕЛОВ тоже хранил историю.
– Масштаб сибирской природы, заключенной в эти рамы, кажется еще больше за счет того исторического мышления, которым обладал художник, – подчеркивает искусствовед Галина ЛУЗЯНИНА. – Автор вложил в работы не только свою душу, но и всё понимание жизни. Его мировоззрение прочитывается в каждой из них. И, несмотря на то, что многие сделаны гуашью, тут столько нюансов в свете, в подвижности воздушной среды. Это доказывает, что художник имел очень зоркий глаз и был блестящим живописцем.
Его называли патриархом сибирского пейзажа, а студенты, которых он любил, просто батей. Многие отмечали его доброе отношение к молодым, начинающим художникам, одобрение их творческих исканий. А еще – честность по отношению к своему делу.
Сегодня у посетителей музея есть уникальная возможность побывать в мастерской художника. Ее атмосферу воссоздает инсталляция из подлинных вещей, принадлежавших Кондратию БЕЛОВУ: этюдника, палитры, кистей и красок. И даже его шляпа лежит на стуле, словно он вышел всего на минуту…
Выставка будет работать до 27 апреля.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ