Все рубрики
В Омске вторник, 24 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 101,6143    € 105,2512

Пиво под маркой – поперек горла производителям: «Вот у нас есть госавтоинспекция, теперь мы создадим честную Госавтоинспекцию, а потом очень-очень честную Госавтоинспекцию»

14 января 2023 12:55
2
3688

Маркировочная революция продолжается, к великому неудовольствию участников рынка. 

В ноябре в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференции на тему «Последствия введения обязательной маркировки пивоваренной продукции».

С 1 апреля 2021 года по 28 февраля 2023 года в России проводится эксперимент по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами цифровой идентификации. Согласно планам Минпромторга РФ уже с 1 апреля 2023 года может начаться обязательная маркировка пива в кегах, с 1 октября 2023 года – в стеклянных и пластиковых бутылках, а с 15 января 2024 – в алюминиевых банках. Эти планы неоднократно вызывали резкую критику представителей пивоваренной отрасли, которые призывают отказаться от введения обязательной маркировки пива, а вместо этого использовать в розничной торговле уже проверенную и работающую Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции.

Обзор рынка

Председатель Совета Союза российских пивоваров, генеральный директор ООО «Суздальский пивовар» Даниил БРИМАН привел статистику по отечественному пивному рынку: в стране 2219 производственных площадок, выдающих 800 млн дал в год. В региональные бюджеты поступает 176 млрд рублей акцизами, вклад в ВВП страны – 1%. Задействовано 40 тыс. человек непосредственно в пивоварении и 500 тыс. в смежных областях. Рынок в целом насчитывает 624 импортера пива, 8496 компаний оптовой торговли и дистрибуции, около 530 тыс. розничных торговых точек (285 тыс. – сетевой ритейл, 125 тыс. – HoReCa, 120 тыс. – специализированные пивные магазины).

По словам БРИМАНА, за последние десять лет акцизы на пиво увеличились в восемь раз:

– Динамика показывает, что рынок стагнирует, не растет, существенно сокращается. Пивоваренный ячмень вдвое подорожал, стоимость углекислоты в этом году увеличилась в шесть раз. Мы настаиваем на несвоевременности, ненужности и совершенной чрезмерности предложения о введении маркировки. Государство и так обладает всеми необходимыми инструментами контроля за рынком пива – в частности, система ЕГАИС позволяет полностью отслеживать производство и оборот пивоваренной продукции. Существует расчет производственной мощности, осуществляемый представителями государства, Федеральный реестр алкогольной продукции, в котором также ведется учет и регистрация каждого вида пивоваренной продукции. Росалкогольрегулирование модернизирует реестр индикаторов риска, на основании которых выводятся предпосылки для регулярных дополнительных проверок пивоваренных производств.

Председатель Совета Союза российских пивоваров отметил, что с 2017 года пива в России продается меньше, чем производится. Он объяснил, что из-за высоких акцизов у промышленников появляется соблазн уходить в тень. Однако объемы нелегального рынка серьезно преувеличены оппонентами, уточнил БРИМАН:«у нас просто столько неизвестных точек в подъездах и на перекрестках нет, чтобы реализовать заявляемые десятки млн декалитров за пределами легальной торговли»:

– Производство пива – крайне сложный технологический процесс, занимающий много времени, требующий современного оборудования. Такое производство не спрячешь в гараже или подвальчике! Подделывать пиво с экономической точки зрения невыгодно и даже невозможно по сути. На рынке нет контрафакта. Все заявления безымянных экспертов об обратном находятся на уровне «одна бабка сказала» – за этим не стоит серьезных исследований, каких-то доказательств. Оборот же нелегальной продукции эффективно отслеживает Росалкогольрегулирование, качество контроля постоянно улучшается. Нанесение очередного QR-кода на банку/бутылку ничего не изменит, только повысит ее стоимость.

В 2020-м, рассказал спикер, рынок претерпел существенные изменения: оказалось, что бурно развивающаяся после 1991-го пивоваренная отрасль завязана на использовании европейского оборудования. Да и сам пандемийный кризис, на время лишивший бары и рестораны стабильного потока клиентов, до сих пор дает о себе знать. Но после начала военной спецоперации в конце февраля текущего года российский рынок оказался окончательно отрезан от поставок запчастей и комплектующих для своего пивоваренного оборудования. БРИМАН упомянул и критическую нехватку специалистов в связи с объявленной мобилизацией и массовой эмиграцией из страны:

– Весь последний год отрасль работает на пределе своих возможностей. Даже, казалось бы, простые DDoS-атаки на государственные и частные ресурсы уже приводили к зависанию ЕГАИС – пивоваренные компании стояли сутками без возможности производить и отгружать продукцию. Вводимая система маркировки предполагает фактически усиление зависимости от различных автоматизированных процессов и программных ресурсов нероссийского происхождения.

БРИМАН подчеркнул: затраты на маркировку продукции лишают пивоваров возможностей модернизировать производство, индексировать зарплаты и продолжать реализовывать социальные программы. По оценкам Союза российских пивоваров, отрасль вынуждена суммарно инвестировать в закупку маркировочного оборудования 30 млрд рублей (887 млн приходится на малый бизнес), ежегодно тратя на его обслуживание 20 млрд (2,349 млрд – малый бизнес):

– Маркировка в других отраслях понятна – там нет таких инструментов, повторю, как ЕГАИС. Для нас же это нововведение губительно, это кратное увеличение административной и финансовой нагрузки. Маркировка усугубит зависимость российских пивных производителей от зарубежных (расходники, комплектующие, сырье), неизбежно снизит объемы выпуска – даже новое оборудование не может работать так же быстро как те линии, которые не снабжены маркировочными аппаратами. Все это, безусловно, приведет к удорожанию продукции на полке.

По словам БРИМАНА, утверждение, что оборудование для системы маркировки российского происхождения – не более чем миф:

– Абсолютно все иностранное! Наши там только болты и гайки, может, какие-то узлы. Выхолащивается сама идея импортозамещения. Добавлю, что наши оппоненты также идут в нарушение Доктрины продовольственной безопасности РФ – пиво как продукт является одним из драйверов работы торговых сетей и формирует потребительскую корзину ежедневного потребления. Минфин и Минэк уже поддержали нас в идее переноса маркировки, потому что всем очевидно: на ней заработают только те, кто ее внедряет – сначала на продаже оборудования, потом на марках. Все участники рынка второй год добиваются распространения ЕГАИС на розничные продажи, но наши оппоненты пролоббировали исключение этой новеллы из законопроекта. Они прекрасно понимают, что добейся мы расширения работы ЕГАИС, маркировка пивоваренной продукции просто потеряет всякий смысл.

Безакцизная торговля

Председатель комиссии «Опоры России» по производству и обороту пивоваренной продукции, напитков брожения и общественному питанию Алексей НЕБОЛЬСИН подтвердил, что подделывать пиво известных транснациональных брендов не имеет резона – это долго, трудоемко и очень дорого:

– Для того чтобы произвести хотя бы небольшую партию, бутлегер должен приобрести варочный порядок, линию для производства пива с несколькими емкостями для дображивания стоимостью от 10 млн рублей, линию розлива в бутылки или банки стоимостью от 200 тыс. евро, систему фильтрации стоимостью не менее миллиона рублей, тоннельный пастеризатор стоимостью от 200 тыс. евро, систему водоподготовки, солод и хмель. Затем уплатить акциз – 24 рубля на один литр. Транснационалы закупают оптом миллиарды бутылок, поэтому имеют преимущество в цене – 34 рубля на бутылке, 2-3 рубля на этикетке, 50-60 копеек на пробке, 2-3 рубля на гофротаре. Никакого подпольного производства пива быть не может! Контрафактное пиво в больших объемах теоретически можно производить только на крупных предприятиях. Но в любом случае ни один из крупных российских заводов не сможет купить какой-либо ингредиент – солод, хмель, бутылку, банку, этикетку – дешевле, чем транснационалы. В отличие от других сегментов алкогольной продукции, где есть раскрученные бренды, водка, коньяк, вино – в пивоварении исключена, поскольку экономически необоснованна, возможность подделки. У всех известных пивных брендов в цене отсутствует высокая добавленная стоимость.

Соответственно, согласился с предыдущим спикером НЕБОЛЬСИН, все это лишает смысла саму затею маркировки, активно лоббируемую Минпромторгом РФ и Центром развития перспективных технологий. Докладчик добавил, что пиво, сидр, медовуха не опасны для жизни и здоровья граждан, поскольку не содержат этилового спирта или продуктов его переработки, случаев отравления напитками брожения не зафиксировано. Лицензирование же пивоваренной продукции за редкими исключениями нигде в мире не ведется. По мнению НЕБОЛЬСИНА, запущена целая антипивоваренная кампания, ведь употребление других напитков, содержащих алкоголь естественного наброда, пусть и в меньшем количестве, чем в пиве – кваса, кефира, кумыса с истекшим сроком годности, так же сильно чиновников и прикормленных ими журналистов не беспокоят.

Спикер поддержал БРИМАНА в логическом выводе, подкрепленном статистикой, выведенной на экран: в России производится больше пива, чем продается, а значит, на рынке нет серого товара, иначе график продаж демонстрировал бы обратное:

– Предположим, пиво ушло с производства и, минуя ЕГАИС, попало в розницу. Но онлайн-кассу оно никак обойти не может! Указанный объем рынка нелегальной продукции, придуманный аффилированными с идеологами маркировки экспертами, 16% или 1,4 млрд литров – это 2,5 млрд кассовых чеков! Обвинение в проведении такого огромного количества внекассовых операций – обвинение всех сегментов торгового рынка в несоблюдении кассовой дисциплины. Но тогда предлагаемая система маркировки и бессильна решить проблему неучтенного пива! Ведь она работает только при условии считывания метки при покупке товара через кассу, онлайн-данные которой поступают в Федеральную налоговую службу. Розница и опт в онлайн-режиме отмечают приход пивоваренной продукции в ЕГАИС и подает декларации, причем их несвоевременная подача грозит штрафом до 200 тыс. рублей. ФНС затем сверяет данные онлайн-касс с ЕГАИС, и это исключает возможные злоупотребления. Так что совершенно некорректно утверждать, что отсутствует контроль за розничными продажами!

НЕБОЛЬСИН объяснил, что купленная предприятием марка штампуется на упаковку, однако не позволяет «заглянуть» в конкретную бутылку:

– Никакого контроля качества, разрекламированного ЦРПТ, маркировка не дает. Более того, они недавно сами признались, когда в Питере была продана промаркированная некачественная молочная продукция, что за этим должен следить Роспотребнадзор. Роскачество, а они всего лишь дают основания для учета товара.

Крафт

Владелец контрактной пивоварни ID Jons Brewery и пивной блогер Александр ИДЖОН рассказал, что в России чуть меньше 2000 пивоварен: четыре крупных, 60-70 средних, а все остальное как раз относится к малым пивоварням, производящим от 100 литров до двух тонн, из которых 250-300 крафтовых. Спикер поиронизировал, что буквально те же самые чиновники, которые нынче продвигают идею маркировки пива, десять лет назад с таким же пылом рекламировали ЕГАИС:

– Мы потратили кучу денег и времени, чтобы внедрить систему, а теперь вдруг оказалось, что она не такая уж и действенная, не позволяющая все отследить! Вот у нас есть госавтоинспекция, теперь мы создадим честную Госавтоинспекцию, а потом очень-очень честную Госавтоинспекцию. Примерно подобное говорят нам сейчас.

ИДЖОН признался: мелкие пивоварни не так пострадают от маркировки, как крупные предприятия, поскольку их труд почти на 100% ручной. Однако затраты для малого бизнеса окажутся все равно неподъемными. Блогер пояснил, что нанесение марок тоже будет осуществляться вручную, ведь предприниматели элементарно не смогут позволить себе финансово нужную аппаратуру, а маркировка одной варки на одну тонну пива (2000 банок/бутылок) займет восемь часов – полноценный рабочий день. При этом фонд оплаты труда – главная статья расходов у мелких пивоварен. Себестоимость крафтового пива и так выше обычного, производящие его предприятия буквально балансируют на грани работы в ноль:

– Думаю, многие не закрываются просто потому, что мы художники. Нам нравится сам процесс изобретения новых сортов пива. Мы не гонимся за большими деньгами. Но уже сейчас на Авито много объявлений о продаже пивоварен. Боюсь, что введение маркировки убьет отрасль крафтового пивоварения. Тем более, я уверен, что новая система хотя бы поначалу, но обязательно будет криво работать, как это было и с ЕГАИС. Это грозит остановкой производства. Пивовары уже говорят: мы не производители, а бухгалтеры, приходится собирать, составлять, подписывать, отсылать кучи бумажек, на творчество не остается времени. Крафтовые пивовары категорически против введения маркировки – это абсолютно бессмысленная мера. Имеющихся инструментов уже хватает, чтобы добиться 0% контрафактного пива на рынке. Лоббисты маркировки, понятное дело, заботятся не о потребителях, не о бюджете страны, а исключительно о собственной выгоде.

Своими расчетами поделилась и директор по производству ООО «Красный пивовар» – крафтовой пивоварни из Санкт-Петербурга, 15 лет работающей на рынке, главный редактор ведущего отраслевого издания пивоваренной отрасли REALBREW Елена ТЮКИНА. Они отгружают в месяц по 16,5 тыс. единиц на 30 тыс. литров пива и пивных напитков, используя пять производственных линий. Минимальные затраты на маркировочный апгрейд трех из них (в кеги и ПЭТ-бутылки пиво разливается вручную) составит 889 900 рублей. В случае автоматизации (установки автоматического аппликатора, камеры технического зрения для сканирования и пневматического отбраковщика) сумма увеличится до 2 732 200 рублей, потребуется и больше пространства. ТЮКИНА сказала, что воплощение этого варианта исключено: ее помещение в центре северной столицы не подразумевает возможностей для расширения.

Появятся и ежемесячные затраты: 15 тыс. рублей на обслуживание оборудования, 30 тыс. на обновление 1С, 30 тыс. на расходные материалы, более 60 тыс. рублей на наем оператора маркировки (зарплата, налоги, спецодежда), печать кодов в типографии – рубль за штуку (и это из-за валидизации занимает 6-8 недель!). Все это приведет к удорожанию бутылки от «Красного пивовара» на 14,5 рублей без НДС.

Промышленные гиганты

О влиянии нововведения на крупный бизнес рассказал генеральный директор АО «Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» Юрий АНТОНОВ. По его оценкам, стоимость затрат компании на закупку и установку импортного оборудования для цифровой маркировки пива (32 линии на четырех заводах) составит не менее 640-650 млн рублей вложений, что сопоставимо со стоимостью двух новых линий розлива. А рост розничной цены на единицу продукции – 1,5-2 рубля (стоимость одной марки от ЦРПТ 0,5 рублей, стоимость расходных материалов – 0,12 рубля на одну марку, амортизация оборудования – 0,2 рубля на марку, плюс НДС и дополнительная наценка сетей).

АНТОНОВ подтвердил, что производственное оборудование сплошь иностранное и его поставка из Европы и Северной Америки может быть прекращена в любой момент по геополитическим причинам, а производители из Юго-Восточной Азии вряд ли согласятся заместить его, опасаясь вторичных санкций от США. Директор комбината посетовал на то, что уже тормозятся законтрактованные и оплаченные поставки, а для покупки простых расходных материалов приходится заполнять множество документов, подтверждающих гражданский оборот продукции. Выход из строя даже незначительного узла линии розлива из-за дефицита запчастей чреват простоем, оцениваемым в 1,5 млн убытков в час и штрафами от оптовых компаний за несвоевременную поставку товара по заказам.

Спикер заявил: применение обязательной маркировки – прямой путь к деградации пивоваренной отрасли. Эти средства можно было направить на модернизацию производства, а отказ себе в технологическом прогрессе грозит проигранной конкуренцией с иностранными  пивоварами. АНТОНОВ добавил: из-за низкой рентабельности, в связи с введением маркировки питьевой воды завод был вынужден прекратить ее розлив, которым ранее занимался 20 лет:

– За девять месяцев 2022 года АО МПБК «Очаково» уже уплатило в бюджет около 5 млрд рублей налогов. При сохранении объемов продаж в целом за 2022 год «Очаково» заплатит в бюджет около 7 млрд. Если в результате введения обязательной цифровой маркировки пива мы вынуждены будем сократить свое производство пива на 20-30%, то потери налоговых платежей только от наших заводов составят около 1,4 млрд рублей. Умножьте на всю отрасль – это 40-50 млрд выпадающих доходов российского бюджета. Маркировка убивает производителей, лишая их средств на модернизацию, вредит государству, так как снижает конкурентоспособность промышленности, лишает бюджет дополнительных доходов, в конце концов она бессмысленна для потребителей, потому что именно они в конечном счете платят за марки, при этом не получая никакой выгоды.

Перенос же сроков маркировки пива на один-два года не решит проблем пивоваренной отрасли, уверен АНТОНОВ:

– Единственное разумное решение – отказ от маркировки и возвращение к идее распространения ЕГАИС на кассу, в розничную торговлю.

Директор ЗАО «Московская пивоваренная компания» Юрий ЛОБАНОВ поделился аналогичной болью: внедрение маркировки на линию розлива воды со скоростью 12 тыс. бутылок в час обошлось его предприятию в 9,5 млн рублей. Совокупные дополнительные затраты на единицу продукции составили один рубль с НДС. ЛОБАНОВ отметил, что распространить опыт на пивные линии не получится: для каждой необходимо составить проект с учетом модификации конвейерных систем, реализация которой с учетом санкций практически невозможна. К тому же пивные линии обладают гораздо более высокой скоростью выдачи – от 50 тыс. бутылок в час, что сильно затрудняет стикеровку (у «Московской пивоваренной компании» выдается 80 тыс. бутылок в час, быстрее, как сказал директор, чем стреляет автомат Калашникова), – оборудование для такого типа маркировки тоже иностранное. Пьезоструйная печать или прямая печать лазером аж за два года тестов не показала успешных результатов. Как в таких условиях можно вообще рассуждать о маркировке пива? Спикер красочно сравнил отрасль с тонущим кораблем, который может погубить очередной лишний груз.

Розница

Президент Союза участников пивной торговли, основатель сети магазинов специализированной пивной розницы «Беру выходной» Николай ЖЕЛАГИН рассказал, что в стране 120 тыс. магазинчиков, в основном совмещенных с форматом точек разливного пива. С одной стороны, чтобы внедрить там маркировку, потребуется всего лишь купить сканер и нужное программное обеспечение, с другой – будет необходимо регулярно обновляться (сейчас в этом нет нужды) и нанимать, скорее всего на аутсорсе, специалиста, способного вести учет (среди продавцов высокая текучка, вложения в обучения не оправдываются), а также айтишника, способного согласовать все используемые в торговле электронные системы. Вложения оцениваются очень по-разному – от десятков до сотен тыс. рублей. Это буквально толкает, по словам ЖЕЛАГИНА, малый бизнес работать в серой зоне. Итого: маркировка, согласился со всеми спикер, не дает никаких преимуществ, пока действует ЕГАИС, но накладывает массу лишних обязательств и вызывает неадекватные траты.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 декабря 2022 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Как это было 16 января 2023 в 13:56:
Пусть эти важные люди проконсультируюсь у бывшего депутата ОГС Горностаевой! И про сложный технологический процесс, и как ЕГАИС обойти! Заказные плакальщики!
Молочник 16 января 2023 в 10:06:
Надо было не молчать, когда менее доходную отрасль принуждали к введению маркировки — молоко. Помимо издержек на маркировку (персонал, оборудование), уже есть сведения об убытках молочников- примерно на 40 млрд. рублей в год. Это продукция, которая нормальная по качеству, но не считывается QR-код (затерся, повредили и т.п.) Маркировка — это частный налог. Никакие рациональные аргументы не помогут.
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.