Государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» отметил Международный день кукольника.
В праздничный вечер 21 марта гостей лично встречал директор театра Станислав ДУБКОВ. Праздничная программа «Кукольники приглашают» открылась творческими встречами с актёрами и мастер-классами по кукловождению. Каждый год маленькие зрители в этот день традиционно становятся непосредственными участниками праздника: каждый гость имеет уникальную возможность увидеть кукол вне сцены, прикоснуться к ним и даже попробовать себя в роли кукловодов. Эта возможность всегда вызывает у малышей заинтересованность и восторг. Общение с актёрами и уроки кукловождения — ни с чем не сравнимый подарок.
Для второй части праздника театр выбрал один из старейших своих репертуарных спектаклей — это авторизованная инсценировка Галины ВЛАДЫЧИНОЙ «Кот в сапогах» по мотивам одноименной сказки Шарля Перро в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Евгении НЕЗЛУЧЕНКО. Куклы и декорации к спектаклю изготовлены по эскизам омского художника Арины НОВИКОВОЙ.
— Евгения НЕЗЛУЧЕНКО начала свой творческий путь в Омском театре кукол в 1960 году как актриса-кукловод. Затем окончила ЛГИТМиК и стала режиссером нашего театра, а с 1977 по 1978 год — была главным режиссером. Сорок лет назад, в 1968 году, она поставила в Омске свой первый спектакль – «Кот в сапогах». Вторую постановку этого спектакля режиссёр осуществила уже в 2008 году — эта версия по сей день в репертуаре театра, — пояснила в интервью корреспонденту KVnews Анастасия ТОЛМАЧЁВА, ведущий менеджер театра по связям с общественностью.
Омский «Арлекин» — один из старейших театров страны — в этом году ему исполняется 82 года. Первый его спектакль — чеховская «Каштанка» — был поставлен в 1936 году. Куклы для первой постановки создавались в театре Образцова. С 1937 года театр начал гастрольную деятельность, в 1939 году репертуар насчитывал 9 спектаклей — это стремительное развитие.
Сегодня в репертуаре театра множество разных постановок, предназначенных для зрителей разного возраста — и для детско-юношеской (начиная с двух лет), и для взрослой аудиторий. Театральные работы омского «Арлекина» отмечены многочисленными призами на российских и международных фестивалях, например, премией «Золотая маска», а одна из самых интересных наград — гран-при II международного фестиваля кукольных театров «Золотая магнолия» в Шанхае (Китай). Такое признание дорогого стоит. Дело в том, что для Китая театр кукол — это национальное традиционное искусство, история его уходит в глубь веков. Чтобы удивить Китай и завоевать первый приз, кукольники должны были продемонстрировать чудеса театрального искусства. Омичам это удалось.
Наш театр славится мастерством, особенно виртуозностью работы с тростевыми куклами. С 70-х годов прошлого века на сцену вышла планшетная кукла и актёр, играющий драматическую роль. Современный театр кукол — это синтез всех видов театрального искусства — это театр куклы, актера и маски. Омская школа кукловождения широко известна и в нашей стране, и за рубежом.
В этот праздничный день театр получает поздравления из разных уголков мира и шлёт поздравления своим российским и зарубежным коллегам. Получено письмо и от Александра КАЛЯГИНА, председателя Союза театральных деятелей РФ (Всероссийское театральное общество). Анастасия ТОЛМАЧЁВА зачитала из него несколько строк: «С удовольствием поздравляю всю прекрасную семью российских кукольников. Мне кажется, это самая прочная театральная семья, в которой чтут старших и заботятся о молодых. Здесь сильны традиции, но молодость и азарт не покидают никогда. Искусство кукольников имеет корни в далеком прошлом, но всегда обращено в будущее. В театре кукол, как правило, начинается путешествие в мир театра, и оно продолжается всю жизнь. Хочется сказать самые добрые слова благодарности всем талантливым художникам, артистам, режиссерам, мастерам, всем-всем, кто посвятил себя этому искусству театра кукол».
Легенда омской сцены, заслуженный артист РФ Геннадий ВЛАСОВ перед началом спектакля общался в фойе со зрителями, отвечая на вопросы о театре и о своём творчестве. Геннадий ВЛАСОВ не только актёр, но и руководитель труппы. Он служит в омском театре кукол с 1967 — поступил учеником кукловода в семнадцатилетнем возрасте — с тех пор никогда не менял место работы. Харизматичный и талантливый, актёр создал в родном театре более 130 ролей. Владея в совершенстве разными техниками кукловождения, он, по его словам, постоянно учится. В том числе и у молодых актёров, для которых является наставником.
Завлит театра Вероника БЕРМАН пояснила, что «Кот в сапогах» — классический ширмовой спектакль с тростевыми куклами и подчеркнула, что вес куклы около двух с половиной килограммов, а рука кукловода поднята вверх — кукла находится над ширмой. Продолжительность спектакля 50 минут без перерыва. Это нелегко даже просто физически.
Нашего корреспондента пригласили побывать за кулисами во время спектакля — с тем, чтобы увидеть всё воочию. В драматическом театре смотрим ли мы на сцену из партера, или из-за кулис — от этого меняется только угол обзора. В кукольном театре всё обстоит иначе: из-за кулис спектакль воспринимается как процесс, а зритель видит только результат этого процесса. В драматическом театре каждый актёр в спектакле самодостаточен, а в театре кукол ширмовой спектакль — это априори симбиоз всех занятых в постановке актёров. Например, когда зритель видит Кота в сапогах в эффектно развевающемся алом плаще, в этот момент не занятый в этой сцене актёр держит наготове большой веер и в нужный момент — машет, машет им снизу на Кота, создавая ветреную погоду. Или, когда зритель видит лошадей и слышит цокот копыт — это один актёр движется за ширмой, поднимая над собой куклу-лошадку, а два актёра держат в руках старинные деревянные кастаньеты, создающие этот звуковой эффект.
Особо хочется заострить внимание на том, что все актёры разного роста. Высокие вынуждены на протяжении всего спектакля передвигаться по сцене за ширмой в неудобных позах — пригнувшись и держа поднятыми руки с куклой. Высокие актёры надевают на голову специальную шапочку — из чёрного бархата или из ткани кукольного костюма (если случайно голова в шапочке покажется над ширмой, это будет почти незаметно). Актрисы маленького роста, чтобы достать до верхнего края ширмы, иногда надевают туфли на высокой платформе, а раньше вместо таких туфель к ногам пристёгивались специальные скамеечки-котурны. Часто в спектакле один актёр исполняет две или несколько ролей. Этот творческий коллектив работает как единый организм. Взаимопонимание — с полувзгляда. Каждая такая постановка — результат работы команды.
После спектакля в завершение праздника было организовано две фотозоны — на авансцене и в театральном фойе, где зрители могли сфотографироваться со сказочными персонажами и с любимыми актёрами.
Одна из зрительниц, маленькая Соня, поделилась с нашим корреспондентом впечатлениями и жизненными планами:
— Мне очень нравится в гостях у кукол. Приду ещё. Давно, — когда я была маленькая, я хотела быть поваром. Всё. Теперь я большая и буду артисткой.
И не важно на самом деле, какую профессию выберет эта девочка, важно то, что искусство театра затронуло её душу и поселило в ней ростки любви к прекрасному. Это предпосылка к формированию личности гармоничной, духовной, — это то, ради чего детский театр и существует.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ