Омский театр сгоняет зрителей с насиженных мест
Первой премьерой юбилейного 80-го сезона в Омском театре для детей и молодежи стал спектакль «Сталкер» по мотивам киносценария братьев СТРУГАЦКИХ и Андрея ТАРКОВСКОГО. Спектакль поставлен в жанре неведомой Т-экспедиции. Проще говоря, зрителям приходится покидать привычные кресла и вместе с героями полтора часа бродить в театральных «катакомбах», изображающих легендарную Зону.
У режиссера-постановщика Владимира ЗОЛОТАРЯ уже вошло в привычку «замахиваться на». Сегодня он замахнулся на культовый фильм Андрея ТАРКОВСКОГО «Сталкер». И актерам теперь приходится бороться с прочно поселившимися в зрительском сознании образами и невольно соревноваться с их создателями: Сергею ДРЯХЛОВУ (Писатель) – с Анатолием СОЛОНИЦЫНЫМ, Тимофею ГРЕКОВУ (Профессор) – с Николаем ГРИНЬКО, Алексею ГНЕУШЕВУ (Сталкер) – с Александром КАЙДАНОВСКИМ. Та внутренняя боль, которая заключалась в герое КАЙДАНОВСКОГО, — самое яркое, что помнится из фильма. И Алексею ГНЕУШЕВУ, конечно, симпатизируешь, но вынуждать его существовать рядом с этим воспоминанием — чистая «подстава» со стороны режиссера.
Зона у СТРУГАЦКИХ – это почти живой, разумный организм, некое пространство, где не действуют обычные законы бытия. Она образовалась после падения метеорита или иного космического тела. В центре ее есть комната, в которой сбываются самые заветные желания. Сталкеры водят туда людей, вопреки запретам, грозящим им тюремным наказанием. Но фишка в том, что в комнате зачастую исполняется не то желание, о котором ты просишь, а то, что сидит где-то в глубине тебя, и о котором ты даже не подозреваешь. Поэтому герои так и не решаются в нее войти, наверное, боясь самих себя.
«Сталкер» — вещь больше философская, и подобных разговоров в спектакле действительно много. Но звучащие на бегу или во время редких «привалов», они не всегда доходят даже до слуха, не говоря уже о разуме и душе. Когда же постановщик начинает пугать нас непредсказуемой Зоной, то тут уже не хватает экшена. Опасности могли бы выглядеть поярче и поубедительнее. И, наверное, следовало бы как-то задекорировать комнаты и коридоры. Потому что бутафорский цех или гримерная в своем обычном виде как-то не впечатляют. И когда впереди кричат: «Осторожно! Вода!», — готовишься промочить ноги, а не перепрыгивать через лужу длиною в три ладони.
Зрителей заранее настраивают на интерактивность, предлагая одеваться по-походному и брать с собой термосы и бутерброды. Последнего делать точно не стоит – на перекусы не будет времени, а если что, бутербродом поделится Профессор. А вот спички захватить можно. Они понадобятся, когда герои решат бросить жребий, кому первому идти в одну из ловушек Зоны – «мясорубку». Ею, кстати, окажется механизм поворотного круга сцены — очередная имитация экстрима.
Постоянное передвижение заложено в самой структуре произведения. И, кажется, невозможно решить спектакль иначе, чем в форме подобной гонки по театральным подземельям. Но тогда, повторюсь, следовало бы добавить больше эффектов, в том числе звуковых, световых, музыкальных. Или все-таки попробовать «бежать, оставаясь на месте». С помощью того же вращающегося круга, театрального дыма, использования видеоряда можно было бы создать вполне динамичный спектакль, не нарушающий границу между актерами и зрителями и позволяющий УСЛЫШАТЬ героев. А если повезет — и прочувствовать тот самый космос ТАРКОВСКОГО. А театральную экскурсию лучше все-таки делать на другом материале.
В финале, уже на сцене, мы будем по очереди плескаться водой из таза. Вместе с вернувшимся из Зоны Сталкером, вместе с Профессором и Писателем. Что это – очищение? Для них – да. А для нас?«Загадывайте желания!» — скажут нам. Но, пожалуй, не стоит рисковать.
Фото из группы ВКонтакте