Все рубрики
В Омске воскресенье, 24 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

ТАРКОВСКИЙ и СТРУГАЦКИЕ — в «катакомбах» ТЮЗа

21 октября 2016 11:38
10
6340

Омский театр сгоняет зрителей с насиженных мест

Первой премьерой юбилейного 80-го сезона в Омском театре для детей и молодежи стал спектакль «Сталкер» по мотивам киносценария братьев СТРУГАЦКИХ и Андрея ТАРКОВСКОГО. Спектакль поставлен в жанре неведомой Т-экспедиции. Проще говоря, зрителям приходится покидать привычные кресла и вместе с героями полтора часа бродить в театральных «катакомбах», изображающих легендарную Зону.

У режиссера-постановщика Владимира ЗОЛОТАРЯ уже вошло в привычку «замахиваться на». Сегодня он замахнулся на культовый фильм Андрея ТАРКОВСКОГО «Сталкер». И актерам теперь приходится бороться с прочно поселившимися в зрительском сознании образами и невольно соревноваться с их создателями: Сергею ДРЯХЛОВУ (Писатель) – с Анатолием СОЛОНИЦЫНЫМ, Тимофею ГРЕКОВУ (Профессор) – с Николаем ГРИНЬКО, Алексею ГНЕУШЕВУ (Сталкер) – с Александром КАЙДАНОВСКИМ. Та внутренняя боль, которая заключалась в герое КАЙДАНОВСКОГО, — самое яркое, что помнится из фильма. И Алексею ГНЕУШЕВУ, конечно, симпатизируешь, но вынуждать его существовать рядом с этим воспоминанием — чистая «подстава» со стороны режиссера.

Зона у СТРУГАЦКИХ – это почти живой, разумный организм, некое пространство, где не действуют обычные законы бытия. Она образовалась после падения метеорита или иного космического тела. В центре ее есть комната, в которой сбываются самые заветные желания. Сталкеры водят туда людей, вопреки запретам, грозящим им тюремным наказанием. Но фишка в том, что в комнате зачастую исполняется не то желание, о котором ты просишь, а то, что сидит где-то в глубине тебя, и о котором ты даже не подозреваешь. Поэтому герои так и не решаются в нее войти, наверное, боясь самих себя.

«Сталкер» — вещь больше философская, и подобных разговоров в спектакле действительно много. Но звучащие на бегу или во время редких «привалов», они не всегда доходят даже до слуха, не говоря уже о разуме и душе. Когда же постановщик начинает пугать нас непредсказуемой Зоной, то тут уже не хватает экшена. Опасности могли бы выглядеть поярче и поубедительнее. И, наверное, следовало бы как-то задекорировать комнаты и коридоры. Потому что бутафорский цех или гримерная  в своем обычном виде как-то не впечатляют. И когда впереди кричат: «Осторожно! Вода!»,  — готовишься промочить ноги, а не перепрыгивать через лужу длиною в три ладони.

Зрителей заранее настраивают на интерактивность, предлагая одеваться по-походному и брать с собой термосы и бутерброды. Последнего делать точно не стоит – на перекусы не будет времени, а если что, бутербродом поделится Профессор. А вот спички захватить можно. Они понадобятся, когда герои решат бросить жребий, кому первому идти в одну из ловушек Зоны – «мясорубку». Ею, кстати, окажется механизм поворотного круга сцены — очередная имитация экстрима.

Постоянное передвижение заложено в самой структуре произведения. И, кажется, невозможно решить спектакль иначе, чем в форме подобной гонки по театральным подземельям. Но тогда, повторюсь, следовало бы добавить больше эффектов, в том числе звуковых, световых, музыкальных. Или все-таки попробовать «бежать, оставаясь на месте». С помощью того же вращающегося круга, театрального дыма, использования видеоряда можно было бы создать вполне динамичный спектакль, не нарушающий границу между актерами и зрителями и позволяющий УСЛЫШАТЬ героев. А если повезет — и прочувствовать тот самый космос ТАРКОВСКОГО. А театральную экскурсию лучше все-таки делать на другом материале.

В финале, уже на сцене, мы будем по очереди плескаться водой из таза. Вместе с вернувшимся из Зоны Сталкером, вместе с Профессором и Писателем. Что это – очищение? Для них – да. А для нас?«Загадывайте желания!» — скажут нам. Но, пожалуй, не стоит рисковать.

Фото из группы ВКонтакте



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Побывавший на "Сталкере" в ТЮЗе 24 октября 2016 в 20:02:
Там не только песня, в отдельных точках что-то ещё звучало. Но если Золотарь сам оценил эту работу как спектакль и соответствующе себе заплатил, то этим должны заниматься контролирующие органы. Никакого вреда Тарковскому мероприятие в ТЮЗе нанести не может, только добавить славы. В очередной раз понимаешь, что это был исключительный художник, собравший уникальную команду. Может, кто-то благодаря этой достаточно пустой ходилке с ним познакомится
Справедливый 24 октября 2016 в 15:32:
Какой бы не был по «Гамлету» фильм (а он все-таки не настолько знаковый, как «Сталкер»), театральные постановки делают по пьесе, а не по сценарию. Хочешь переносить на сцену «Пикник на обочине» — пиши свою инсценировку. И нефиг трепать имя Тарковского всуе. Особенно в поисках дешевой популярности. А тут и правда все очень дешево. Постановщик хорошо устроился: приписал себе и художественное оформление, и музыкальное, денньги за это получил. А там просто театральные коридоры, вместо сценографии, а из музыкального оформления — одна песня группы «АукцЫон».
хмм 24 октября 2016 в 12:39:
А по мне, правильно сказали про Гамлета. Там фильм тоже был. Тоже будем бесконечно сравнивать? Вообще крайне субъективный взгляд на вещи в этой статье. А фотографии просто кошмарные, для новостного сайта можно было выбрать получше. Чисто мое мнение: качественная, оригинальная адаптация
Справедливый 23 октября 2016 в 22:22:
С «Гамлетом» неуместное сравнение. Там пьеса, а пьесы пишутся как раз для того, чтобы их ставили многократно. А киносценарий — вещь эксклюзивная, не предназначенная для того, чтобы его тягали туда-сюда по двадцать раз. Особенно, если по этому сценарию снят гениальный фильм на все времена. Тут уж действительно и соперничество (пусть и невольное), и подстава. А фотографии, кстати, хорошо иллюстрируют весь этот бег с «дрожащей камерой».:)
Зритель-сталкер 23 октября 2016 в 15:14:
Ну почему же, не спектакль? Очень даже спектакль. Возможно, не сразу получается воспринимать происходящее на ходу, но минут через 10-15 втягиваешься. И для героев это как раз таки квест, просто загадки здесь не явные, типа собери-примени, а более глубокие, психологические. Ну, а зрители идут следом, они и не должны что-то разгадывать. Сотрудники театра как раз и следят, чтобы никто чего лишнего не принес и правила безопасности соблюдались. Кстати, это все же не прогулка по заброшке, где вас никто подгонять не будет, тут временные рамки есть, и времени на локации отведено вполне достаточно (поесть тоже успели, забавный момент). А по поводу фильма и спектакля — тут кому как, ниже верно писали, это разные вещи. Мне и фильм нравится и ТЮЗовская постановка тронула. Что не очень продумано, не всем удается встать так, чтобы было видно персонажей, но это уж мы сами виноваты, что замешкались. Все равно слышно было очень хорошо)))
Побывавший на "Сталкере" в ТЮЗе 22 октября 2016 в 22:07:
«Сталкер» в ТЮЗе это не спектакль, и не экскурсия, и, извините, не квест. Условием квеста является выполнение участниками каких-то заданий, требующих умственного напряжения. В ТЮЗе их нет. Это какое-то времяпровождение, связанное с брождением в темноте по помещениям ТЮЗа. Можно бродить в темноте по заводу, а можно по ТЮЗу — есть своя романтика. Но насладиться особенно атмосферой пространства вас всё равно не дадут, так как надо перемещаться по команде, вас всё время подгоняют сотрудники театра и т.д. В общем какое-то времяпрепровождение, если вам скучно. Если вы не знаете произведений Стругацких и Тарковского, можно сходить. А вот если вы любите фильм Тарковского и Стругацких, точно ходить не стоит. Всё будет казаться мелким, поверхностным и нелогичным. Начиная с идеи — ходить в зону толпой (вот уж прав писатель, называя сталкера хапугой). А по поводу термоса... Вообще нарушения принципов безопасности — так и взрывчатку можно пронести, и оставить ее темноте где угодно.
Грави 21 октября 2016 в 20:12:
Спектакль очень динамичный, это именно то самое погружение и чудесно, что он начинается за спинами зрителей, без звонков и просьб отключить мобильники – он начинается с того момента, когда предъявляешь билет на входе в театр. Это модный нынче квест, заставляющий встать со стула и немного размяться, возможность взглянуть на театр и актеров с другой стороны. И от театральной экскурсии здесь нет совершенно ничего!Еще одна вещь которая страшно возмутила – фотоматериалы. Автор не поленилась залезть в Контакт, но сил не хватило пролистать фотографии, чтобы отобрать для статьи приличные снимки (извините, это именно так выглядит), довольствовалась первыми попавшимися, снятыми кем-то из зрителей на мобильный телефон, и, следовательно, не самого лучшего качества. В то время, как там есть и другие, куда более интересные и отражающие действительность снимки. Впрочем, какая статья, такой и фотоматериал.Что сказать в заключение? Могу разве что поблагодарить замечательных Профессора, Писателя, Сталкера с Женой и, конечно, Режиссера. Именно вы помогли мне по-настоящему понять эту вещь, появившуюся в результате союза талантов Стругацких и Тарковского. Спасибо.
Грави 21 октября 2016 в 20:11:
Вторая вещь в статье вызвавшая недоумение – сложность восприятия «на бегу» с одной стороны и «нехватка экшена» с другой. Пожалуй, тут кому как. У меня и Ко сложностей не возникло, а уж мурашки от натуралистичности (особенно когда оказались под сценой с гудевшим от напряжения оборудованием) были еще какие! Нет! Мы были действующими лицами, мы не были зрителями ¬– и уже от этого захватывало дух, а порой и слезы на глаза наворачивались (ох уж этот момент в мясорубке). Лужа в три ладони? Может быть, побольше? Достаточно, чтобы промочить ноги, к тому же переходить ее приходилось по доске, прогибающейся под весом стоящих людей, ухватившись за руку Профессора – неплохо придумано на мой взгляд. Как по мне, с декорациями угадали на все сто: ничего лишнего.По поводу бутербродов. Автор не успела покушать? Нам на кружку чая из термоса и бутерброд времени хватило – и было очень приятно пожевать в компании Писателя, Профессора, Сталкера и остальных спутников в комнате-ловушке.
Грави 21 октября 2016 в 20:11:
Автора данной статьи спектакль не впечатлил, о чем она явно и неявно не замедлила поделиться с читателями. Что же, это ее взгляд. Но позвольте обратить внимание на некоторые вещи, которые в данной статье не совсем точно и объективно отражены.Во-первых, на мой взгляд, сравнивать игру актеров в спектакле с игрой актеров в фильме Тарковского, не стоит, как и в принципе предполагать, что такое сравнение допустимо и обязательно. Замахнулся? Соревнуются? Зачем замахиваться и соревноваться? Это не Кайдановский, Солоницын и Гринько, конечно, персонажи будут другие. Они и должны быть другими. (Я промолчу про то, что фильм Тарковского вовсе не для всех идеал. Более того, именно спектакль заставил меня пересмотреть фильм и вникнуть в него глубже, наконец-то понять его.) Спектакль и фильм – совершенно разные вещи, да даже в разных театрах одну и ту же вещь поставят по-разному, расставят по разному акценты, сохранив идею. Если начнем сравнивать, то рискуем далеко забрести. К примеру, во времена Шекспира, как там Гамлет, борется ли с поселившимися в сознании зрителей образами? Так что никакой «подставы» со стороны режиссера.
тюзец 21 октября 2016 в 14:34:
А катакомбы там те еще! бывали, знаем! заблудиться и набрести на говорящую рыбу — запросто...
Показать все комментарии (10)

Ваш комментарий

Книжный клуб: «Из лучших ресторанов»

Издательство Бослен выпустило в свет второе издание книги Василия ХОРСТА «Отдых и еда на ВДНХ. Архитектурно-гастрономическое путешествие. 1939–1989» (2024 год; 496 стр.; тираж 1000 экз.). 

23 ноября 22:39
0
284

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.