По словам главы Банка России, экосистемы удобны для потребителей, но таят в себе немало рисков.
Председатель Банка России Эльвира НАБИУЛЛИНА выступила на ежегодной встрече Ассоциации банков России, подведя итоги ушедшего года и обозначив приоритеты на ближайшее будущее.
Она заявила, что банковская система достойно прошла прошлый год:
– Речь идёт не только о том, что сама банковская система сохранила устойчивость, но и то, что она выполнила свою миссию – оказала существенную поддержку экономике, реструктурируя кредиты, выдавая новые кредиты. Рост корпоративных кредитов составил в прошлом году 10% – это почти в два раза выше, чем в 2019 году до пандемии. Кредиты малому бизнесу выросли на 20%. Ипотека сильно росла в прошлом году, более чем на 20%. С начала пандемии банки реструктурировали приблизительно 10% своего кредитного портфеля, что немало. По оценкам самих банков, до трети реструктурированных кредитов могут стать проблемными. Называют 20–30%. Это будет означать, что проблемными могут стать 2–3% всего кредитного портфеля, и банкам придётся досоздавать по ним резервы. На наш взгляд, это не приведёт к появлению каких-то системных рисков, так как процесс признания убытков будет постепенным.
Пандемия вынуждает банковскую систему ответить на новые вызовы:
– В 2020 году банковская маржа сократилась несильно, по нашим оценкам, всего на 20 базисных пунктов, то есть осталась приблизительно такой, какой была до кризиса, но в дальнейшем снижение может быть более сильным из-за факторов развития конкуренции, новых моделей развития бизнеса и крупными банками, и в условиях достаточно низких процентных ставок. Банки могли бы увеличивать эффективность и конкурентные позиции через консолидацию банков – но пока такие примеры немногочисленны. Явное движение в сторону новых бизнес-моделей мы видим со стороны небольшого числа крупных игроков, создающих экосистемы.
НАБИУЛЛИНА подчеркнула:
– Надо сказать, что экосистемы, безусловно, привлекательны для клиентов, дают возможность получать в одной среде, одном приложении почти всё, что нужно человеку каждый день. Но экосистемы таят и свои риски: банки инвестируют средства вкладчиков в новые бизнесы, в свою экспансию. Отдача от этих бизнесов может быть и меньше, и позднее, чем ожидает банк, который находится в центре экосистемы и финансирует её развитие. И мы должны защищать интересы вкладчиков и инвесторов: всё-таки человек вправе рассчитывать, что если он принёс деньги в банк, то не его проблема, насколько прибылен будет бизнес онлайн-кинотеатра или даже сети онлайн-кинотеатров, которым его банк владеет. Другой вызов со стороны экосистем – это возможности для злоупотребления доминирующим положением, причём не только на рынке финансовом. И это может сказаться и на развитии нескольких секторов, и в конечном счёте – на цене, качестве продуктов для конечных потребителей. В этом году мы планируем опубликовать консультативный доклад о регулировании банков, развивающих экосистемы, который станет первым шагом к началу совместной работы с рынком по выработке подходов к регулированию экосистем.
Фото © cbr.ru