Все рубрики
В Омске воскресенье, 6 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 84,2774    € 92,9855

Унесенные ветром: «Война и мир» в Театре имени Евг. Вахтангова

21 июня 2023 16:00
6
3258

Гастроли театра с успехом прошли в Омске. 

В рамках гастрольного тура москвичи показали семь спектаклей, но самым ожидаемым стал спектакль «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого в постановке Римаса ТУМИНАСА, который четыре раза сыграли на сцене Омского музыкального театра. Его называют спектаклем-событием, спектаклем-явлением, спектаклем-высказыванием, и не напрасно.

Наверное, со школьных лет мы помним этот роман, в котором кто-то выделял для себя сцены балов и амурных похождений, а кто-то – масштабные бои на арене наполеоновских войн. В учебниках писали о глубоком философском смысле произведения, о содержащихся в нем идеалах служения Родине. Но все это воспринималось как-то формально. 

И вот сейчас на нас обрушили что-то невероятное. Очистив роман от всего лишнего, режиссер показал нам кучку привыкших к безмятежной жизни людей, растерянных перед надвигающейся катастрофой. Людей, которых разметало безжалостным вихрем событий. 

Сценография Адомаса ЯЦОВСКИСА предельна скупа, при этом каждая деталь символична и метафорична. Главный элемент декорации – огромная серая стена, которая располагается либо фронтально, либо начинает двигаться и разрезать пространство. На фоне нее ведутся разговоры, длинные, тягучие, с отточенными репликами. Герои собираются в группы, застывая в статуарных позах. Эту статуарность нарушает лишь стайка детей семейства Ростовых, пересекающая сцену в своих беззаботных играх. Говорят о Европе, о России, о патриотизме. Много говорят о войне, но она еще кажется далеким, абстрактным понятием, пока не начнут звучать первые взрывы и уютный мирок не пошатнется. 

Мир у ТУМИНАСА – не состояние без войны, а вселенная, общество, внутренний мир человека. Для него важно понять и показать, что происходит с этим миром, когда в него врезается война, насколько это меняет людей. Одни, как старый князь Болконский, гордятся тем, что их дети находятся в действующей армии, другие всеми силами пытаются уберечь от нее своих сыновей и мужей, пропихивая их в штабные адъютанты. Кто-то, как князь Андрей, пересматривает свои честолюбивые доктрины, а кто-то, подобно Пьеру Безухову, приходит к осознанию бессмертия души и внутренней свободы, которую не отнять. 

Без батальных сцен и знаменитой сцены первого бала режиссер умудряется сделать действие эпичным и мощным. Бал показан одним лишь вальсом Наташи Ростовой (Ольга ЛЕРМАН) и Андрея Болконского (Юрий ПОЛЯК). Летящая, с развевающимся белым шарфом Наташа – олицетворение восторга юности, ее надежд, жажды любви. В финале, когда на ее руках умирает раненый Андрей, она, уже одетая во все черное, снова закружится в вальсе, пронзительно-отчаянно ускоряя темп. 

Сцена Бородинского сражения тоже показана через одного человека – Николая Ростова (Юрий ЦОКУРОВ). Раскладывая штыком винтовки шинели, словно тела погибших, он рассказывает и о животном азарте атаки, и о паническом страхе смерти, о крови, о том, как не смог убить французского солдатика – такого же мальчишку, когда встретился с ним взглядом. В течение этого длинного монолога герой взрослеет.

В спектакле много блистательных актерских работ: графиня Ростова в исполнении народной артистки РФ Ирины КУПЧЕНКО, Николай Андреевич БОЛКОНСКИЙ – роль, которую народный артист РФ Евгений КНЯЗЕВ играет в невероятной палитре трагических и гротесковых красок. Точнейшее попадание в образ Пьера Безухова у Дениса САМОЙЛОВА. И Ольга ЛЕРМАН, кажется, просто рождена для роли Наташи Ростовой. 

В маленький бенефис превращается работа народной артистки РФ Людмилы МАКСАКОВОЙ. Ее Марья Игнатьевна Перонская в начале спектакля – ироничная королева высшего света в неохватном кринолине (художник по костюмам – Мария ДАНИЛОВА). В финале это всё потерявшая, но не сломленная старуха, которая поджигает собственное поместье, чтобы не отдать его врагу. С перемазанным сажей лицом, с зажженной спичкой в поднятой руке, она похожа на богиню возмездия. 

Мира, в смысле, времени без войны, в отличие от романа, в спектакле не наступает. Война закольцована. Затухая в одном месте, она разгорается в другом. «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, но так никогда не будет», – пожалуй, главная фраза и мысль спектакля. Горько. Больно. Актуально. 

Фото © Московский государственный академический театр имени Евг. Вахтангова



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Марина Ш 10 января 2024 в 01:06:
Отвратительный спектакль! Вульгарный и русофобский!
О.обыватель 23 июня 2023 в 16:17:
"...создает впечатление достаточного ознакомления с романом" — Отнюдь, именно такое эмоциональное воплощение на сцене толстовских идей и подталкивает театрального зрителя взять с полки тома романа и вновь погрузиться в вечные, всегда актуальные проблемы бытия. И не к чему навешивать на спектакль попытки «какой-либо цензуры»романа, их у такого режиссера не может быть в принципе
Глория 22 июня 2023 в 16:02:
А мне не жаль. Болконский был на своем месте. идеален. А Добронравовых, извините, видеть уже не могу ни в каких ролях
Пацаку 21 июня 2023 в 23:03:
Ну что ж делать, спектакли тоже нужны.
Пацак России 21 июня 2023 в 22:48:
«Очистив роман от всего лишнего».__________________ Только сейчас понимаешь насколько стойким является произведение «Война и Мир». Свойство таких произведений — это способность противостоять какой-либо цензуре. Именно в этом романе Л. Н. Толстой пишет о том, что Наполеон пришел в крепостную Россию с конституцией для народа. Пишет про Украину (4-ый том). Ругает историков, которые изучают историю многие века и не могут дать ответ: почему народами правят преступники?Опыт переживания чтения таких гигантских литературных произведений несоизмеримо больше чем театральная постановка, которая у зрителя создаёт впечатление достаточного ознакомления с романом. На самом деле, все настоящие сокровища романа «Война и мир» находятся в его строках, а не в эмоциональном воплощении на сцене.
113 21 июня 2023 в 19:49:
Жаль,что Андрея Болконского не сыграл Федор Добронравов.
Показать все комментарии (6)

Ваш комментарий

Омский «Авангард» выбил чемпиона КХЛ «Металлург» из борьбы за Кубок Гагарина

Форвард «ястребов» Наиль ЯКУПОВ забил три гола, а засчитали дубль. 

5 апреля 23:02
0
542

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.