Необычная версия «Мэри Поппинс» манит знакомыми мелодиями и удивляет новыми трактовками.
В Лицейском театре на прошлой неделе большое внимание уделяли направлению ветра. Здесь состоялась премьера спектакля «Мэри Поппинс» по книге Памелы Трэверс, о волшебной няне, которая, как известно, прилетала на своем зонтике с восточным ветром, а улетала – с западным. Так она путешествовала от семьи к семье и, пожалуй, из века в век, ничуть не старея. Создатели спектакля сегодня дают этому феномену научное объяснение.
Спектакль, жанр которого определен как «почти фантастическая история в эпоху перемен», поставил художественный руководитель Лицейского театра Сергей ТИМОФЕЕВ, он же является одним из авторов инсценировки (совместно с Игорем СЫВОРОТКИНЫМ и Валерием МАМОНТОВЫМ). Нынешняя постановка – это и отсыл к популярному музыкальному фильму 1983 года, и современная история о современных проблемах, о взаимоотношениях человека и искусственного интеллекта. Фильм Леонида КВИНИХИДЗЕ был задуман как сказка для взрослых, но сразу полюбился детям. То же самое происходит сейчас и со спектаклем: его возрастной ценз 12+, но, как стало понятно после первых показов, его с удовольствием смотрят и те, кто младше, и взрослая публика.
Действие начинается в лаборатории, где Джордж Бэнкс, ученый, а совсем не банкир (Иван ПЕРМЯКОВ), работает над созданием и усовершенствованием роботов. Особенно перспективной кажется одна из моделей (Наталья МЕЛЬНИКОВА), которая как семечки «щелкает» любые задачки. А на вопрос: «Если система спрашивает, не робот ли вы, что имеется в виду?» – вдруг отвечает: «Системе одиноко».
Не это ли одиночество, а вовсе не разряд молнии («Непогода нынче в моде, непогода, непогода») внезапно включает ее в грозовую ночь? Так или иначе, вчерашняя роботесса в виде эффектной особы, представившейся мисс Мэри, появляется в доме четы Бэнкс как раз в тот момент, когда там позарез требуется новая няня. Уже пятая за месяц, чопорная и смешная мисс Кэти (Наталья ВИТАШЕВСКАЯ), только что покинула его, не выдержав небезобидных шалостей детей. Мистер Бэнкс, конечно, узнает свое творение, но, чувствуя себя неким Пигмалионом, решает дать Мэри шанс. Ему интересно наблюдать за неожиданным экспериментом. Миссис Бэнкс (Юлия САПФИРОВА) откровенно ревнует мужа, что дает ей повод преобразиться. А дети Майкл и Джейн (юные актеры Александр СТОРУБЛЕВЦЕВ и София ПОДДУБНАЯ) считают, что быстро справятся с очередной воспитательницей. Но не тут-то было!
Мэри Поппинс применяет очень успешную тактику, которая гласит, что, если ты не можешь помешать чему-то, возглавь это. Она вроде бы становится своей для маленьких фантазеров и проказников, но как-то незаметно направляет их буйную энергию в нужное русло и быстро прибирает их к рукам. Наталья МЕЛЬНИКОВА очень органична в строгом и в то же время нежном образе легендарной няни, роль как будто написана специально для нее. Ее героиня прекрасно поет, а еще делает кувырки через голову и легко садится на шпагат, чем изумляет не только отпрысков Бэнксов, но и зрителей.
Ситуация в семье Бэнксов, к сожалению, является обычной для нашего времени. Глава семейства одержим работой («Я с вами, но частично», – бросает он, забегая домой всего лишь в поисках своего планшета). Его жена ведет модный видеоблог о воспитании детей, в котором, в общем-то, ничего не смыслит. А детям не уделяет внимания никто. Может быть, поэтому они и бунтуют против нянь: им нужны не няни, а родители. Так что, обладающей «врожденным» педагогическим талантом Мэри Поппинс приходится подкорректировать и это. И вот уже Джордж Бэнкс соглашается на время забыть о работе, надеть клоунский костюм и изобразить чудаковатого дядюшку Кудри, к которому все дружно отправляются в гости.
Дядю Мэри Поппинс в книге звали Альберт Паррик. Организованное им чаепитие под потолком напоминало безумное чаепитие в Стране чудес. Сейчас сцена тоже построена в духе Кэрролла с его парадоксами и абсурдом. Помните: «Иногда нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте»? Так и тут: «Смотри на все с другой стороны». Веселая игра в слова-обманки, смыслы-перевертыши учит слушать интонацию и понимать чувства.
Благодаря леди Мэри взрослые становятся более внимательными друг к другу и собственным детям, а дети – к этому миру: на смену разрушительному хаосу их игр приходит погружение в процесс познания. Удивительно красива сцена, когда Мэри Поппинс буквально запускает в дом космос с его созвездиями и луной, которую можно взять в руки, как мяч (художник Лиана ПРОХОРОВА), и словно собранное из конструктора Lego типовое современное жилище наполняется волшебством.
Это ее прощальный подарок. Миссия выполнена, «завтра ветер переменится» – пора улетать. Та, кто, по сути, не может чувствовать ничего, вдруг понимает, что привязалась к своим подопечным и будет грустить. «Я живая? – с надеждой спрашивает Мэри у своего создателя. – Когда люди становятся живыми? Когда ты стал живым?» И вдруг озаряет догадка: а ведь это роботы эволюционируют в людей, может статься, что так и произошло человечество. Главное – чтобы не начался обратный процесс.
Спектакль сочетает в себе новые, актуальные темы и узнаваемые черты любимого с детства фильма, что позволяет избежать отторжения. Совершенно новую историю зритель мог и не принять. Тут звучат песни, без которых мы уже не представляем «Мэри Поппинс»: «Леди Совершенство», «Непогода», «Это было прошлым летом» и, конечно же, «Ветер перемен». Но есть и песня, специально написанная омским композитором Сергеем ШИЧКИНЫМ на слова Ирины ГОРЕЛОВОЙ. Это спор-диалог между супругами Бэнкс.
– Дорогая, жизнь летит как птица.
Мир старается преобразиться.
Превращений наступает час.
Углерод сжимается в алмаз! – горячо убеждает сторонник технического прогресса.
– Мир меняется, и я согласна с тем,
Что настало время перемен.
Но эксперименты над судьбой
Пусть проводит кто-нибудь другой, – парирует его более рассудительная супруга.
Две точки зрения, над которыми предлагается подумать и зрителям.
Перемен… Мы ждем перемен?
Фото © Омский драматический Лицейский театр