В Центре «Эрмитаж-Сибирь» показывают выставку «советского ренессанса».
Экспозицию «Город Солнца» составили свыше 40 масштабных произведений 1930-х – 1950-х годов из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва). В основном это работы советских художников, сделанные специально для выставки «Индустрия социализма». Она должна была пройти в 1937 году под патронажем главы наркомата тяжелой промышленности СССР Серго ОРДЖОНИКИДЗЕ, но в связи с его смертью открылась лишь два года спустя. Тогда было задействовано порядка четырехсот авторов и создано более тысячи произведений.
Представленные на нынешней выставке работы демонстрируются в нашем городе впервые, но автор одной из них имеет прямое отношение к Омску.
– Хочу обратить ваше внимание на работу Бориса ШАБЛЬ-ТАБУЛЕВИЧА «Блюминг на театральной площади» [блюминг – гигантский макет прокатного стана. Авт.], – говорит куратор выставки Ирина СИМОНОВА. – Этот художник тесно связан с Омском, с омским худпромом. Он начинал здесь под влиянием футуриста Давида БУРЛЮКА. Потом творческая судьба его продолжалась дальше и довела вплоть до Парижа. Конечно, я бы обратила внимание на «придворного» художника Иосифа СТАЛИНА Александра ГЕРАСИМОВА, который перерисовал вождя в самых разных обликах, на один из лучших пейзажей этой выставки – «Кемерово летом» Василия МЕШКОВА. Вообще все художники здесь прекрасные. Недаром многие искусствоведы называют эпоху соцреализма, особенно период 1930-х – 1950-х годов, ренессансом советского искусства.
Готовясь к индустриальной выставке, художники все-таки не ограничились изображением строек, заводов и фабрик. Вот – «Зимний спорт» Сергея ХРИСТОФОРОВА. «Сладкая» жизнь в работе «Мастера тортов» Ольги ЯНОВСКОЙ-РЯЖСКОЙ.
Вызывает интерес и картина Владимира ЛЮШИНА «Самолет «Крокодил» готовится к полету». Оказывается, агитационный самолет был назван так в честь известного сатирического журнал и, чтобы соответствовать своему имени, разрисован под рептилию.
Забавную жанровую сценку изобразил Иван ВЛАДИМИРОВ в своей работе «Интуристы в Ленинграде». Толстый капиталист и его спутницы, похожие на героев книги МАРШАКА «Мистер Твистер», сидя в кабриолете, с любопытством разглядывают и фотографируют отряд пионеров, ради которого постовой остановил движение.
Интересна работа Марии ТИХОНОВОЙ-ФИНКЕЛЬШТЕЙН «Скульптурная лаборатория Ломоносовсого завода», где можно увидеть, как создаются фарфоровые статуэтки.
И тут же в витринах – словно сошедшая с картины фарфоровая пластика авторства Нины МАЛЫШЕВОЙ (Дулёво).
Доминанта экспозиции – конечно же, легендарная скульптурная группа «Рабочий и колхозница» Веры МУХИНОЙ. Это модель, сделанная автором в 1937 году к Всемирной выставке в Париже. Бронзовый отлив – более поздний: он создан в 1970-е годы. Высота скульптуры – примерно полтора метра, а вес – более двухсот килограммов. Как признаются в омском музее, поднимать ее в зал было сложно. Для скульптуры сделали усиленный подиум с толстой фанерой, прошитый брусками, а устанавливали ее с помощью специального подъемника.
– Идея выставки – показать эпоху 1930-х годов, важный период в развитии страны, и показать именно через работы художников того времени, – говорит куратор от «РОСИЗО» Анастасия СИРЕНКО. – Художники отправлялись в дальние командировки, чтобы представить наилучшим образом индустриальную тему – как строятся заводы, как они работают, показать важные достижения в армии, парашютный спорт, авиационный спорт. И «Город Солнца» – это неслучайное название – название идеального прекрасного города, прекрасного мира, который хотели создать в 1930-е годы, стремясь к светлому будущему.
Изображенное на картинах при всей своей реалистичности действительно кажется утопическим, подверженным некоей гиперболе, поскольку год создания работ отрезвляет, и увиденное воспринимается неоднозначно.
Выставка «Город Солнца» будет работать до конца февраля 2021 года. Вслед за ней в Центре «Эрмитаж-Сибирь» откроется выставка советского искусства из собрания Музея им. М.А. Врубеля.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ