Для выставки Александра КАПРАЛОВА пришлось, как всегда, раздвигать пространство.
В Доме художника открылась персональная выставка заслуженного деятеля культуры Омской области Александра КАПРАЛОВА, приуроченная к его 60-летию. Выставка носит название «Сто скульптур», но их здесь оказалось даже чуточку больше.
Дом художника не впервые размещает на своих площадях персональную экспозицию известного омского скульптора. Для этого уже традиционно убираются все перегородки, отчего выставочное пространство становится шире и, кажется, выше. Какие-то скульптуры (например, «Король на троне») достигают потолка, но и те, что меньше, впечатляют обилием персонажей и деталей и теми смыслами, которыми они наполнены.
Александр КАПРАЛОВ работает с черным сварным металлом – по-настоящему мужским материалом. Тонировка лишь усиливает его брутальность. У мастера есть одиночные фигуры, но чаще это большие, сложные композиции, где целое собирается из мелких составляющих, как пазл.
Работы наполнены и юмором, и философией, и сарказмом. Многоликий «Автопортрет» напоминает о том, что каждый человек может быть сегодня брюзгой, завтра – оптимистом, послезавтра – скептиком. «Поиск истины» приводит к тому, что в споре амбиций от людей грустно отворачивается ангел.
Полет – любимая тема автора. Взлететь стремится и Икар, и простой обыватель, которого тянут вниз насущные дела. А «Скорость» порой такова, что лошадиные силы буквально рвутся наружу (из лошади выскакивает, обгоняя ее, собственный скелет).
Когда-то Александр КАПРАЛОВ говорил, что каждая его работа – отклик на сегодняшний день. Что же сейчас соответствует для него ощущению дня сегодняшнего?
– Вот эта работа, я думаю, – кивает КАПРАЛОВ на «Колесо покаяния». – Там люди с рупорами кричат, зовут куда-то. Или вот «Азиопа» – тоже актуально. Стоим, одна нога в Европе, другая – в Азии, на самом деле не движемся никуда. Последний вариант: черт с ангелом пьют, плюнули на нас. Такая моя мысль сегодня: никому мы особо не нужны, а главное – нам никуда не надо. Прежде всего нужно здесь порядок навести.
Сам мастер тоже, по его словам, «никуда не собирается». Несколько лет назад поговаривали, что скульптор уезжает в Санкт-Петербург. Но в городе, откуда происходят его корни по отцовской линии, он просто открыл галерею, превратившуюся в конце концов просто в магазин. А сейчас перестраивает мастерскую у себя в Москаленках и планирует организовать там новое творческое пространство.
Еще КАПРАЛОВ, конечно, мечтает о новых городских скульптурах и о некоторой реконструкции старых. Например, хочет добавить к скульптуре «Дон Кихот» у ТЮЗа фигуру Санчо Панса, так сказать, для полного комплекта. Чтобы не одиноко было идальго. Вообще он говорит, что, в отличие от пафосной бронзы, его сварные «железяки» вполне изменяемы и заменяемы. Не впервой и приваривать что-то, открученное вандалами.
– Я сегодня хочу поздравить не только здесь собравшихся, но и всех омичей с тем, с тем, что у нас есть вы, Александр Николаевич, – сказала на открытии выставки заместитель министра культуры Омской области Анна СТАТВА. – Потому что ваши работы формируют не только культурное пространство – они формируют облик города. В подарке, который мы вам дарим от Министерства культуры, есть и путеводитель по Омску. И там, в исторической части города, все ваши скульптуры, безусловно, присутствуют. Именно по ним наш город часто и узнаваем.
Председатель Омского отделения Союза художников России Андрей МАШАНОВ отметил графические работы Александра КАПРАЛОВА, которыми дополнена экспозиция:
– Своеобразная графика, настолько своя, настолько узнаваемая. Из этих листов потом рождается скульптура. Я всегда говорю: графика основа всего. И вот как раз показательно. Саша через графику делает такие замечательные работы. И я не сомневаюсь, что большое количество посетителей, как сейчас на открытии, будет здесь в течение всей выставки.
Выставка «Сто скульптур» работает в Доме художника по 2 декабря.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ