В музее имени. М.А. Врубеля открылась выставка работ Нико ПИРОСМАНИ
Весь август омичи смогут увидеть работы одного из наиболее самобытных художников прошлого столетия. Цикл «Мастера искусства ХХ века» представляет Московский музей современного искусства. Выставка стартовала в рамках начала Дней Москвы в Омской области.
Нико ПИРОСМАНИ (настоящее имя Николай ПИРОСМАНИШВИЛИ) – человек трагической судьбы. До сих пор неизвестна ни точная дата его рождения, ни место погребения после смерти. Из-за отсутствия достоверной информации история жизни художника окутана легендами, одна из которых – неразделенная любовь к актрисе Маргарите – стала сюжетом песни «Миллион алых роз».
Известно, что ПИРОСМАНИ учился живописи у странствующих художников. В конце концов у него сформировался собственный стиль – примитивизм, в котором после активно работали художники авангарда и продолжают работать современные актуальные художники. Несмотря на некоторое пренебрежение, которое наблюдается по отношению к примитивизму, это очень интересная, емкая, философская форма изобразительного искусства. И те деформации и несовершенства, которые присутствуют в ней, только способствуют передаче силы образа.
В нынешней экспозиции - 19 работ Нико ПИРОСМАНИ. Это изображения людей и животных, столь любимые художником картины застолий. О том, на что стоит обратить особое внимание, рассказала заместитель директора по научной деятельности Московского музея современного искусства Людмила АНДРЕЕВА.
— ПИРОСМАНИ называли «художником вывески». И вот здесь как раз есть работа «Компания, заходите!» Она выполнена на жести. Это была вывеска перед духаном. Рядом вы видите портрет хозяина – некоего СОЗАШВИЛИ. Эта работа интересна тем, что она долгое время хранилась в семье его потомков в Тбилиси. Работа прошла все экспертизы. В Третьяковской галерее ее очень долго держали, изучали, и даже позавидовали нам в том, что мы смогли ее приобрести.
ПИРОСМАНИ часто писал прямо на клеенке, снятой со стола в духане. По причине недолговечности материала сегодня работы перенесены на картон. Он сам делал краски. Спектр его цвета был очень ограничен, в основном это охра, черная краска и белила. Но благодаря разнообразным нюансам у художника получались эффектные, запоминающиеся образы, наполненные национальным колоритом.
В чем-то судьба грузинского самородка похожа на судьбу омского поэта Аркадия КУТИЛОВА. Как и нашего земляка, современники считали ПОРОСМАНИ психически нестабильным из-за утверждения, что он видит святых, а его кисть «пишет сама». Как и КУТИЛОВ, художник до конца своих дней жил в полной нищете, ночевал в подвалах. Из подвала его, изможденного, пролежавшего долгое время в одиночестве, 5 мая 1918 года увезли в больницу, где он и скончался.
Теперь картины ПИРОСМАНИ покупают за большие деньги. А его доброе и искреннее искусство продолжает покорять своей простотой и жизнерадостностью многие поколения.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ