На прошлой неделе здесь открыли вторую сцену – экспериментальное «Пространство 25».
Открытие второй сцены стало важным событием для омского театра и, как выразили надежду многие к нему причастные, – для города в целом. Родившийся как театр эксперимента, «Пятый» продолжает оставаться на переднем крае, стремясь быть «впереди Омска всего». Поскольку какие-то разовые шаги тут делались, был спектакль-променад, иммерсивный спектакль, но «Пятый театр» создает для этого специальную площадку, где надеется видеть зрителей, открытых к новым формам театрального существования.
Новая сцена располагается в верхнем фойе, где не будет привычной рассадки, и каждый режиссер будет трансформировать пространство по-своему.
– Название «Пространство 25» родилось из простой ассоциации, где «2» означает вторую сцену, «5» – «Пятый театр», а «25» – это условно целевой возраст нашей аудитории, – пояснила на пресс-конференции куратор проекта Екатерина КУЛАКОВА. – Конечно, мы ни в коей мере не хотим ставить никаких ограничений. Но все же, мне кажется, что наш идеальный зритель – это человек, который молод душой, чувствует себя на двадцать пять и у которого открытое сознание ко всему.
Загружать зрительское сознание собираются действительно неслабыми вещами. Постановки «Пространства 25» будут существовать на стыке искусств и жанров. Это спектакли без актеров, спектакли для одного зрителя, постановки с элементами гейм-дизайна, квесты, променады, VR-спектакли с дополненной реальностью (для этого, правда, предстоит закупить дорогое оборудование), барные спектакли с «путешествием по набору напитков», а также АСМР-театр – медитативная штука, где за основу берется автономная сенсорная меридиональная реакция.
– Омск, мне кажется, готов к тому, чтобы здесь появилась экспериментальная сцена, потому что он по всей стране известен как город, в котором уже изучены разные театральные формы и зритель готов сделать следующий шаг, – отметил критик из Красноярска Антон АЛЕКСЕЕВ. – Зритель готов наконец-то воспринимать театр не только как место, где ты сидишь в зале и наблюдаешь игру актеров, но еще как место, в которое ты приходишь для того, чтобы с тобой что-то случилось. Потому что театр в данный момент – это событие, которое происходит здесь и сейчас. И мне кажется, на этой площадке будут происходить некие театральные опыты, когда каждый раз зритель будет приходить и не знать, что с ним произойдет, но будет готов к тому, чтобы прямо сейчас начать исследовать мир и самого себя.
Первым спектаклем новой сцены стал театральный перформанс-игра «Это мы / Это вы». В нем нет актеров, да, собственно говоря, нет и зрителей, потому что все становятся участниками. Им предлагается сесть напротив друг друга попарно (обязательно с незнакомым человеком) и, следуя указаниям звучащего голоса, а также вопросам, которые содержатся в папке, лежащей под каждым стулом, составить портрет незнакомца, дать ему совет, порекомендовать книгу или фильм, подарить какую-нибудь вещицу или просто конфету, оказавшуюся в сумке. Завершается все приглашением к массовому танцу.
Режиссер и драматург перформанса – Ксения ПЕЩИК, основатель независимого театрального проекта «Нетеатр» в Красноярске и Севастополе. Но ее участие в происходящем, по собственному признанию, минимально:
– Даже я, как режиссер и автор, не знаю, что будет происходить. Потому что здесь предлагается такая ненарративная форма, когда зрителю ничего не навязывается. Есть, безусловно, какая-то застройка, но дальше многое зависит от зрителей. Спектакль создается не только постановочной командой, но и ими. Все зависит от того, насколько это интересно, насколько будет увлекать.
Честно сказать, увлекательным происходящее не показалось. Спектаклем и тем более перформансом это назвать сложно – скорее напоминает визит к психологу. Может быть, сказалось то, что первыми испытавшие на себе новый опыт журналисты не совсем незнакомые друг другу люди. И одно дело, когда твои домыслы унесет с собой человек, с которым ты никогда больше не увидишься, другое – твой коллега.
Так или иначе, первый шаг сделан. Дальше театр будет экспериментировать с разными форматами, и, может быть, каждый зритель найдет здесь и выберет для себя что-то свое. В ближайших планах – сотрудничество с петербургским режиссером Артемом ТОМИЛОВЫМ, который представит некий автофикшн. Что это будет? Не узнаем, пока не попробуем.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ