В Омском музее Кондратия Белова начался цикл мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения его основателя.
На минувшей неделе в музее открылась выставка «Начало пути». На ней представлены материалы, раскрывающие различные стороны дарования мастера сибирского пейзажа. Это рисунки, фотографии, документы, относящиеся к раннему этапу становления художника (1920-е – 1930-е гг.), а также несколько живописных работ. Есть в экспозиции и личные вещи.
– В день рождения Кондратия Петровича 23 марта в музее откроется большая выставка, посвященная этой дате. Также в конце марта в ТЮЗе мы откроем выставку работ учащихся детских художественных школ – победителей конкурса «Рисуем с Кондратом». А сейчас, за два месяца до официального юбилея, мы решили показать, как непросто и как интересно Кондратий Петрович шел к своей знаменитости, к своим замечательным произведениям, – пояснил директор музея Владимир БЕЛОВ.
Тематически экспозиция делится на три блока: «Судьба», «Худпром» и «Театр». Едва ли не впервые посетителям выставки выпадет возможность увидеть дружеские шаржи Кондратия БЕЛОВА на преподавателей Худпрома (Художественно-промышленное училище имени Михаила Врубеля). Это карандашные рисунки, очень точные, выполненные с большим юмором. Представлена и дипломная работа БЕЛОВА, тоже выставляемая крайне редко – плакат «Нефторга».
И уж совсем неожиданно патриарх сибирской живописи предстает в театральных образах: в ролях Любима Торцова («Бедность не порок»), батько Савчука («Луна слева») и др. Мало кто знает, что с 1933 по 1937 годы Кондратий БЕЛОВ был артистом, режиссером и художником Клуба имени К.Е. Ворошилова. И если бы не некоторые жизненные обстоятельства, кто знает, может быть, сейчас мы бы вспоминали не мэтра живописи, а выдающегося театрального деятеля. Театр Кондратий Петрович очень любил.
Живописное полотно «Село моей памяти», конечно же, посвящено селу Пача Кемеровской области, где прошли детские и юношеские годы художника. Там уже несколько лет проводятся художественные пленэры. Село изображено как бы сверху, и это не случайно. В своих мемуарах Кондратий Петрович пишет, что в детстве часто любил забираться на колокольню и смотреть на просторы, которые открываются с высоты. Может быть, отсюда высокая точка зрения многих его работ.
Поздравляя музей с началом праздничных мероприятий, член правления Омской областной организации «Союз художников России» Татьяна КОЛТОЧИХИНА отметила:
– По тому, как человек из глубинки вырос в большого художника, многого добился своим желанием, своим талантом, Кондратия БЕЛОВА можно, наверное, сравнить с Михаилом ЛОМОНОСОВЫМ. Для меня всегда было интересно и непостижимо: что дает этот толчок? Кондратий Петрович был первым народным художником России в нашем городе. И этот камерный музей сейчас хранит не просто его работы, в нем ощущается дух и присутствие самого мастера.
Действительно, кажется, что художник вышел на минуту. У мольберта стоит его трость, висят знаменитые пальто и шляпа, видавший виды этюдник. А рядом – старенький хозяйственный столик матери художника Агафьи Карповны. Возможно, за таким столиком заводились когда-то знаменитые «беловские» пироги, которые и сегодня можно отведать в музее по особым случаям.
– Чего только не было в долгой жизни Кондратия БЕЛОВА, самые разные события он пережил вместе со своей страной. Все это нашло отражение в его воспоминаниях, в его живописи, – подчеркивает искусствовед Людмила ОЛЕЩЕНКО. – Разговор с личностью, он и вдохновляет, и воспитывает любого из нас. И здесь ты остаешься наедине с человеком, который много может тебе рассказать.
Выставка будет работать до 20 марта.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ