Все рубрики
В Омске понедельник, 27 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 89,7026    € 97,0954

Михаил ПЕШКОВ: "Наше предприятие является крупнейшим производителем картофеля в области"

22 марта 2004 13:21
0
2132

В апреле первому за Уралом теплично-парниковому комбинату № 11, как в 1954 году назывался СПК «Тепличное», исполняется 50 лет. Сегодня среди омских производителей сельскохозяйственной продукции это одно из крупнейших предприятий, которое снабжает свежими овощами не только жителей города и области, но и других регионов. Накануне юбилейных торжеств корреспондент «КВ» Татьяна ВЛАДИМИРОВА встретилась с председателем правления СПК «Тепличное» Михаилом ПЕШКОВЫМ, который до назначения на эту должность проработал на предприятии более 30 лет. Он поделился не только положительными моментами из жизни предприятия, но и теми проблемами, которые мешают «Тепличному» в полной мере адаптироваться в современных рыночных условиях.

— Михаил Яковлевич, что представляет собой СПК сегодня?

— Несмотря на резко изменившиеся экономические условия, или, как я говорю, на деколлективизацию, «Тепличное» достаточно крепко стоит на ногах и занимает на омском сельскохозяйственном рынке достаточно приличную нишу.


«Тепличное» сегодня — это 15 га крытых теплиц, 18 тысяч теплиц пленочных, плюс еще 1500 га открытого грунта. Общая посевная площадь составляет порядка 2600 га. В теплицах мы выращиваем ранние огурцы, помидоры. В открытом грунте — картофель, морковь, свеклу, кабачки, редьку, капусту. В последнее время мы отказались от выращивания редиса и зелени, поскольку в городе резко возросло число владельцев частных хозяйств, которые заняли этот сектор на рынке, и наше присутствие здесь совсем необязательно: промышленное производство этих культур нерентабельно.

Могу с уверенностью сказать, что наше предприятие сегодня является крупнейшим производителем картофеля в области. Мы с 500 га собираем урожай порядка десяти тысяч тонн картофеля. Всего мы получаем около 15-17 тысяч тонн овощей. Из них более трех тысяч выращиваем в теплицах — помидоры, огурцы.

— Но ваше предприятие на рынке далеко не монополист. Наряду с вами выращиванием овощей занимаются другие, в том числе фермерские хозяйства. Конкуренция на рынке сильная?

— Между омскими производителями как таковой конкуренции нет. Мы прекрасно соседствуем на рынке. «Тепличное» является основным поставщиком картофеля, к нам подбирается СПК «Пушкинское», ЗАО «Овощевод», «отпочковавшееся» когда-то от нас, дает достаточно большие объемы свежих помидоров и огурцов и сегодня является лидером по производству овощей в закрытом грунте. Помимо этого действительно имеются фермерские хозяйства.

В последнее время на рынке появились китайцы, которые активно занялись выращиванием огурцов. По качественным показателям продукции они, конечно, нам не конкуренты, но ценами давят. Например, в июле прошлого года выбросили на рынок очень много дешевой и низкосортной продукции. Мы вынуждены были продавать свои овощи ниже себестоимости и вообще раньше положенного срока прекратить выращивание тепличных огурцов, поскольку не смогли конкурировать с китайскими полевыми огурцами по дешевизне. Самое неприятное, что зачастую они свою продукцию продают под нашим «флагом». К примеру, покупают у нас небольшую партию огурцов. Везут их на сертификацию, получают, соответственно, сертификат, а потом продают свои огурчики несертифицированные. Контролирующие органы в этом плане работают слабо. В прошлом году были случаи, когда к нам обращались люди, которые якобы отравились нашими огурцами. Такого быть просто не может. У нас есть своя лаборатория, все наши овощи выращиваются под строгим контролем.

— Вы пытались решить «китайскую» проблему в каких-нибудь вышестоящих инстанциях?

— По большому счету эту проблему может решить областная власть. Но пока вопрос не решается. По имеющимся у меня сведениям, в этом году наш регион запросил еще 1,5 тысячи китайцев. Зачем? Думаю, что некоторые наши главы сельсоветов, руководители некоторых сельскохозяйственных предприятий имеют с ними какие-то не совсем законные связи: предоставляют землю, воду, свет, определенные преференции. Наверное, не безвозмездно. И, по всей видимости, деньги, получаемые за счет этого, идут не в госказну, а в личный карман. Я не хочу ни на кого показывать пальцем, но факт остается фактом. Сейчас в области новый министр сельского хозяйства. Возлагаем на него надежды.

— Вы говорите, что мы не в состоянии съесть все овощи, выращиваемые в регионе? Объемы производства тем не менее хозяйства снижать не собираются. Куда, например, «Тепличное» реализует свои овощи?

— Большая часть выращиваемой нами продукции реализуется в области. В течение нескольких лет «Тепличное» полностью обеспечивает овощной продукцией омский военный гарнизон. Только около 20% производимой нами продукции уходит в другие регионы. В прошлом году, например, отправляли свой картофель в Санкт-Петербург — в 2003 году поставили туда более тысячи тонн картофеля, в позапрошлом — 500 тонн, постоянно работаем по договорам с рядом снабженческих предприятий Урала. Участвуем в различных тендерах на поставку овощей в структуры, находящиеся на государственном обеспечении. В свое время мы обеспечивали консервной продукцией Сибирский военный округ. Даже производили продукцию по его заявкам. Но нас из этого сектора рынка вытеснили московские перекупщики, которые закупают консервированную продукцию в Молдавии, Узбекистане, а потом продают под российскими марками.

Кроме того, в прошлом году мы выиграли тендер на поставку овощей для учреждений системы Управления исполнения наказаний (УИН). Но до сих пор они не взяли у нас ни килограмма продукции, что кажется мне подозрительным.

— А как обстоят дела с розничной торговлей?

— Часть продукции реализуется с машин, имеется у нас ряд стационарных точек, есть точки на всех городских рынках. Кроме того, мы сейчас возвращаемся к старой схеме торговли: заключаем напрямую договоры с крупными супермаркетами, гастрономами, где есть овощные отделы и самостоятельно привозим им свою продукцию. В числе наших уже постоянных партнеров универсам Торгового центра. Думаю, что мы в дальнейшем будем развивать эту схему работы и она даст положительные результаты.

— Известно, что в числе вашей продукции — различная консервированная плодоовощная продукция. На «Тепличном» есть свой цех? Каковы объемы переработки, сколько наименований продукции производится? Планируете ли расширять ассортимент?

— Действительно, на предприятии имеется собственное овощеконсервное производство. У нас два цеха: старый, который был открыт в 1968 году, и новый, построенный в 80-е годы. В них производятся десятки наименований продукции. Это консервированные огурцы, помидоры, различные салаты, первые блюда, а также кабачковая икра, которая является у нас лидером продаж. Что касается остальной продукции, то она идет не так хорошо. Но мы стараемся вписаться в рынок. Раз продукция не покупается, значит, надо что-то менять. Стараемся угодить вкусам покупателей. Понятно, что те, у кого есть дачи, самостоятельно делают заготовки на зиму. А тем, у кого нет? В прошлом году мы получили сертификаты на четыре наименования новой продукции: «Ассорти „Сибирское“, куда входят огурцы, помидоры, морковь, лук, кабачки, „Огурцы консервированные по-домашнему“, „Помидоры домашние“ и еще один вид ассорти. В этом году попробуем запустить все эти консервы в массовое производство. Их основное отличие от нашей другой консервированной продукции — это приготовление их по рецептам бабушек, это будут домашние огурчики и помидорчики.

В наших планах — освоить розлив соков. В этом направлении мы сейчас работаем. Во время приезда в Омск иранской делегации я вел переговоры с представителями фирм, которые занимаются заготовкой фруктовых и овощных паст для изготовления соков. Линия по розливу у нас есть. Пока будем разливать в банки. Надеемся на этот проект, потому что в целом наше консервное производство нерентабельно: три месяца в году работает, остальное время простаивает. Людей приходится занимать другой работой.

— »Тепличное" является одним из немногих предприятий, которое до сих пор содержит всю социальную сферу. Не давит социальный груз?

— Это одна из наших серьезнейших проблем. Каждое утро планерка начинается с того, что мне докладывают, сколько в котельной осталось угля, чтобы отапливать школы, детский сад, жилые дома. То есть мы начинаем день с тех вопросов, которыми, по сути, как сельхозпроизводители не должны заниматься.

Сегодня на содержание всей соцсферы у нас уходит около 15 млн рублей в год — это 15% от нашего общего валового производства. Этих денег хватило бы, чтобы перевооружить, например, технику для работы в открытом грунте. Сегодня на сбор картофеля мы задействуем около 700 человек. Если бы мы смогли по программе «Картофель» закупить нужное нам для сбора картошки оборудование, то практически избавились бы при сборе картофеля от ручного труда. Высвободившихся людей можно было бы отправить работать в теплицы. В результате мы могли бы выращивать в более ранние сроки огурцы, обеспечивать омичей свежими помидорами к новогоднему столу.

Кстати, по программе «Картофель» мы уже заключили ряд контрактов с поставщиками немецкого оборудования, но купить его не можем. Нет пока средств. Все съедает социалка. Забирать ее у нас пока никто не собирается. У нас идет позиционная война с администрацией города, горсоветом.

— Сегодня об экспансии иногородних бизнесменов, особенно в секторе торговли, говорят много. А на ваши земли никто не покушается из приезжих?

— Интересуются нашей землей. Ни дня не обходится без звонка или приезда «гостей», которые желают утащить у нас кусочек земли. То заправку хотят поставить на сельхозземлях, то коттедж построить. Пока мы не потеряли ни пяди земли.

За пятьдесят лет нам удалось сохранить землю в плодоносном состоянии. Мы постоянно сотрудничаем с сельскохозяйственной академией. В общем, чтобы что-то получить с этой земли, приходится изрядно в нее вкладывать.

— Насколько известно, раньше «Тепличное» было закрытым акционерным обществом. Сейчас — сельскохозяйственный кооператив? Что дала вам смена вида собственности?

— Есть определенные преимущества перед ЗАО. В частности, в кооперативе имеется неделимый фонд, в который входят основные производственные мощности. Пока предприятие существует, пока оно не объявлено банкротом, продать этот неделимый фонд никто не имеет права. Потом, из ЗАО легче землю увести.

— Сегодня многие сельскохозяйственные предприятия находятся в стадии банкротства. Вам не это грозит?

— Почему не грозит? Грозит. Сегодня предприятие имеет большие долги по уплате налогов. Но, благодаря губернатору, нам позволяют, не полностью оплачивая налоги, жить и работать. Правда, мы надеемся, что в ближайшие годы положение выправим. В настоящее время действует программа оздоровления сельскохозяйственных предприятий. Мы в нее попали. Согласно программе, пеня и надбавки, то, о чем говорил президент, списываются. Расчет по долгам приостанавливается на шесть лет. По истечении шести лет мы в течение десяти лет должны будем погасить задолженность.

Сегодня у нас подготовлена программа выхода из кризисного состояния. Пункт номер один — освободиться от соцсферы, которая нас очень сильно связывает. Кроме того, возлагаем надежды на единый сельхозналог, который составляет 6% от дохода. При переходе на эту систему налогообложения мы освобождаемся от ряда других налогов, в частности НДС. Не знаю пока, к чему это приведет, но чисто теоретические подсчеты показали, что экономия на налогах будет существенная.

— Весной «Тепличное» готовится отпраздновать пятидесятилетний юбилей. Хочется верить, что это — не последний юбилей для предприятия. Желаем вам выстоять в сложных экономических условиях и как можно дольше радовать омичей свежими овощами.
Михаил Яковлевич родился 17 апреля 1949 года в селе Ольповатка Поныровского района Курской области. В 1966 году окончил среднюю школу и приехал в Омск, где поступил в Омский институт инженеров транспорта на механический факультет. В 1972 году окончил вуз по специальности «Инженер-механик путей сообщения». Однако по специальности практически не работал. В августе 1972 году устроился работать, на теплично-парниковый комбинат № 11 как тогда называлось СПК «Тепличное», на должность инженера-механика. С 1973-го по 1974 год служил в армии. Демобилизовавшись, снова вернулся на тепличный комбинат, где работал сначала инженером-теплотехником, далее на разных должностях, некоторое время занимал пост главного энергетика предприятия. 13 июня 2003 года был назначен председателем правления СПК «Тепличное».

Женат. Имеет взрослого сына, есть двое внуков.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.