— Дмитрий Валерьевич, компания вышла на рынок в 2002 году. Тогда «сервейинговая компания в Омске» звучало как из области фантастики. Прошло три года, что изменилось?
Главное направление нашей деятельности — управление недвижимостью. Проблема в том, что в Омске до сих пор собственники предпочитают управлять своей недвижимостью самостоятельно.
Для нас управление — это бизнес, мы делаем это профессионально. Мы не просто нанимаем, грубо говоря, уборщиц, наша задача, чтобы объект недвижимости его хозяину приносил прибыль. Несмотря на то, что " я сам" во многих собственниках еще сильно, услуги сервейинговых компаний становятся более востребованными.
— А что значит взять в управление?
— Есть несколько видов управления. Например, просто обслуживание здания. Мы в таком случае смотрим за коммуникациями, взаимодействуем с коммунальными службами, решаем бытовые проблемы арендаторов и собственников.
—
Другой тип управления — когда компания управляет объектом всецело исходя из программы управления, которая разрабатывается на основе пожеланий собственника и наших исследований. Собственник может задать нам конкретные параметры, которых он хотел бы достичь, передавая объект в доверительное управление, — размер капитализации, уровень расходов и доходов и прочие вещи.
— Сколько сегодня объектов находится у вас в управлении?
— Всего пять. Среди них офис банка «Русский стандарт» на Масленникова. Банк арендует объект, который находится в собственности московской компании. На всех этих объектах мы выполняем больше технические функции: ремонт, облагораживание прилегающей территории, работаем с коммунальными организациями.
— На каких условиях вы работаете с собственниками?
— Зависит от программы управления. Классический процент доходности от 10 % до 20%. Все зависит от объекта, сложности заказа. Понятно, что если мы начинаем заниматься объектом с нуля, процент больше. Со временем он может пересматриваться. Мы стремимся к тому, чтобы заключать «длинные» договоры, тогда есть возможность прогнозировать, закладывать определенные параметры, вводить технологии управления, которые на один год не рассчитываются.
— В последнее время вы активно занялись аналитической работой.
— Мы провели несколько исследований не по заказу конкретной компании, для изучения рынка в целом. Сейчас закончена работа по изучению рынка офисной недвижимости, в планах — исследование торговых площадей и культурно-досуговых заведений. Сегодня двигаться вперед без этого невозможно, потому что на самом деле рынок коммерческий недвижимости Омска никто практически не знает. Есть отдельные попытки проводить мониторинг, но планомерно этим никто не занимался.
К нам приезжают московские компании, проводят свои исследования. Мы знакомились с результатами некоторых работ. Такие в них делаются ляпы... Омская недвижимость, представленная в этих работах, разительно отличается от действительности. Москвичи переоценивают наш рынок. По их подсчетам емкость омского рынка коммерческой недвижимости больше реальной примерно на 100 тысяч квадратных метров.
— Ваша компания разработала собственную систему классификации офисных зданий. Зачем вам это потребовалось? Есть же много других методик?
— Да, мы классифицировали офисную недвижимость Омска по собственной методике. Она больше рейтинговая, позволяющая выставлять объектам баллы и в соответствии снабранными оценками включать его в тот или иной класс (подробности на стр ). Изначально для классификации мы взяли питерскую методику. Потом начали смотреть и поняли, что наши омские объекты нетянут на офисы класса «А» и «Б». «Каскад» очень близко подходит к классу «Б». Сейчас мы его изучаем. Мнения расходятся.
—
Я был на конференции Российской гильдии управляющих и девелоперов в Санкт-Петербурге. Там Омск в качестве инвестиционной площадки практически не рассматривался. Обсуждают Екатеринбург, потом перескакивают на Новосибирск, Иркутск, Владивосток. В рамках девелопментских инвестиционных проектов Омск не фигурирует. Когда я начал общаться, спрашивать, мне отвечали: «У нас нет информации о вашем городе». Нас не рассматривают как раз потому, что мы закрыты. Инвестиции идут туда, где создают инфраструктуру.
— Из уст заместителя директора департамента недвижимости Вадима МЕРЕНКОВА прозвучало, что в Омске не осталось участков для строительства.
— В центре действительно плотная застройка. Но участок — это же не объект. Есть такое хорошее определение «Недвижимость — это земельный участок, все остальное — его улучшения». Поэтому площади, застроенные частным сектором за агрегатным заводом, на Северных,- прекрасные земельные участки. Они несут в себе возможности. Другое дело, что у нас слабый интерес к девелоперским проектам.
Дмитрий САПУНОВ
Дмитрий Валерьевич родился 21 августа 1972 года в Комсомольске-на-Амуре. До службы в армии жил в Магаданской области. В 1988 году призван на службу в армию. В 1996 году закончил филиал школы-студии МХАТ при Государственном академическом Русском драматическом театре (ГАРДТ) имени Пушкина в городе Якутске по специальности «Актер театра и кино». После окончания вуза в течение двух лет работал актером ГАРДТ. В 1998 году переехал в Омск. Сначала работал в театре «Галерка». В 1999 году пришел работать на омское телевидение, корреспондентом и ведущим новостей на канале «СТВ-3». С января 2000 года — шеф-редактор дневной программы новостей.
В декабре 2000 года стал автором и ведущим передачи «Деловые люди. Тележурнал». В феврале 2002 года — директор ООО «АК „Деловые люди“. В июне 2002 года принял участия в конкурсе „Политики нового поколения“, проводимого под эгидой международной методологической ассоциации, в рамках программы „Золотой кадровый резерв России“. Отмечен спецпризом „За оригинальное политическое мышление“.
В декабре 2002 года приглашен на должность главного редактора ТРК „Астра“. В феврале 2003 года стал победителем суперфинала регионального этапа программы „Золотой кадровый резерв России“ — »Политики нового поколения". В марте 2003 года поступил на муниципальную службу в Омский городской Совет на должность консультанта пресс-центра. С февраля 2005 года работал исполнительном директором ООО «Сервейинговая компания „Элеон“, фирмы специализирующейся на профессиональном управлении объектами. В августе 2005 года назначен генеральным директором ООО „Сервейинговая компания “Элеон».