«КВ» уже рассказывали о намерении омского бизнесмена Игоря БЕЛИМОВА продать свою долю в ОАО «Кормиловский молочный завод» (см. «КВ» № 30 от 9 августа 2006 года). Это решение предприниматель объяснил необходимостью привлечь инвестиции под организацию производства нового продукта, аналогов которому в Омской области нет. Впрочем, продажу части в молокозаводе Игорь БЕЛИМОВ рассматривает как один из вариантов развития событий в реализации нового проекта. Корреспондент «КВ» встретился с Игорем Васильевичем и расспросил о том, как он и его партнеры будут дальше развивать свой бизнес.
— Игорь Васильевич, решение продать часть акций ОАО «Кормиловский молочный завод» было принято неспроста. Чем оно обусловлено?
— Рынок молочной продукции в Омске достаточно плотный. Здесь сильны позиции завода «Манрос-М», «Утренняя зорька» (торговая марка ОАО «Вита»), Любинского молочно-консервного комбината. Успешно конкурировать на этом рынке в ассортименте молочной продукции, бороться с лидерами очень сложно. Чтобы делать это эффективно, нужны очень большие затраты на маркетинг и рекламу. Я и мои партнеры не считаем эти затраты целесообразными. Исходя из этого было принято решение продать часть бизнеса. Я бы назвал это решение стратегическим. В ближайшие год-два перед нами стоит задача занять свободную нишу, уйти на специализированный продукт.
— Что это будет за продукт?
— Мне бы пока не хотелось раскрывать все детали. Скажу только, что продукт будет узкоспециализированным. Под новый проект мы закупим оборудование, скорее всего, немецкого производства. Инвестиционная емкость проекта — порядка млн.
— Аналоги этому продукту на омском рынке есть?
— Есть, но они завозные. Местные заводы его не производят.
— Почему вы решили привлечь инвестиции, продав долю в предприятии портфельному инвестору?
— Мы пока не решили, как выстроить механизм привлечения средств. Либо это будет продажа части предприятия, как вы правильно выразились, портфельному инвестору, либо банковский кредит. Какая схема будет предпочтительнее с финансовой точки зрения, станет ясно позднее.
— Во время прошлого интервью нашей газете («КВ» № 9 за 2005 год. — Ред.) вы говорили, что намерены серьезно углубиться в молочный бизнес. В частности, речь шла о племенном коровьем стаде на 450 голов. Вы не отказались от этих планов?
— Нет. Мы действительно приобрели 450 голов племенного скота в хозяйстве СибНИИСХоза. Для того чтобы поголовье получило статус племенного, необходимы определенные условия и определенные показатели. Думаю, пары лет нам хватит. Уже сейчас мы закрываем большую часть потребностей производства в сырье за счет собственного животноводческого хозяйства. Не на сто процентов, но тем не менее.
— Планы серьезные. Полагаю, все же останетесь в молочном бизнесе?
— Конечно. Продажа доли в ОАО «Кормиловский молочный завод» не означает, что я намерен покинуть этот бизнес. Вы же прекрасно понимаете, что, когда берешь деньги в банке под очередной проект, это подразумевает необходимость возврата кредита. Из-за этого бизнес развивается не столь стремительно, как нам хотелось бы. Если будет инвестор, который готов будет вложить деньги, а взамен стать одним из собственников предприятия, все наработанные деньги с нового проекта пойдут на развитие. А пока в нашем случае большая часть прибыли идет на обслуживание кредита.
— Кто, на ваш взгляд, мог бы стать портфельным инвестором?
— Это те люди, у которых есть свободные деньги и которые хотели бы разместить свой капитал выгоднее, чем в банке. Рентабельность нового проекта, под который мы намереваемся привлечь средства, будет выше рентабельности существующего молокоперерабатывающего производства, которая составляет примерно 15 процентов.
— Но вы присутствуете еще и на рынке мороженого, который не менее конкурентен. Кроме местных игроков в Омске действуют федеральные брэнды, продукция которых продается через дистрибьюторскую сеть...
— Что касается мороженого, то здесь ситуация весьма стабильная. У нас сложились хорошие партнерские отношения с покупателями мороженого нашего производства. Эти связи отработаны годами. Продажи позволяют развиваться вместе с рынком. Недавно «Сибирская белочка» заключила контракт с Липецким хладокомбинатом на дистрибьюцию их продукции на территории Западной Сибири и Тюменского Севера. Мы взамен поставляем им нашу продукцию. Сейчас выходим на рынок Москвы. Для этого есть неплохие возможности.
— А изменится ли структура омской розницы в связи с выпуском нового продукта, о котором вы говорили выше?
— Наша концепция фирменной торговли подразумевает в основном продажу продукции через фирменные лари и холодильные витрины в магазинах. Фирменных киосков у нас всего 18. Это, конечно, уже не та розница, что была раньше. Количество киосков сократилось после продажи 40 фирменных торговых точек холдингу «Инмарко».
— В чем была причина продажи?
— В том, что мы ушли на смешанный ассортимент. Кроме мороженого начали продавать молоко. Торговать одновременно и тем, и другим более рентабельно. А что касается планов развития компании в целом, то основное сейчас для нас — это развитие производства.
— После продажи киосков прошло около полутора лет — срок, когда можно оценить целесообразность сделки с «Инмарко». Насколько было оправданным продавать новосибирцам большую часть фирменной розницы?
— В продаже киосков была серьезная необходимость. Производство требовало вложений. Предприятие было нерентабельным, производило только разливное молоко и масло. Благодаря вырученным деньгам купили новое оборудование, расширили ассортимент. Думаю, мы все сделали правильно.
— На ваш взгляд, насколько целесообразно инвесторам сейчас вкладываться в молочное производство?
— На сегодня в России рынок молока, особенно в зимний период, дефицитный. Что такое молокозаводы? Это прежде всего сырье, поступающее на завод. В Омской области, которая в принципе считается аграрным регионом, дефицит сырья периодически возникает. Поэтому часто конкурентная борьба между производителями молочной продукции идет в том числе и за поставщиков сырья. «Низовые» заводы, которые не могут похвастаться гигантскими объемами, периодически ощущают дефицит молока. Впрочем, любой бизнес — это рискованный бизнес. Чтобы оставаться в строю, нужно искать способы выпускать продукт, который будет технологичнее, чем у конкурентов.
— Не так давно крупный холдинг «Юнимилк» объединился с омской компанией «Манрос-М». Как в связи с этим изменилась ситуация на рынке?
— Пока в связи с присоединением Манроса к Юнимилку никаких особых изменений на омском рынке молока и молочных продуктов нет. Как изменится ценовая и сбытовая политика, по какому пути развития они пойдут, на какие продукты будут ориентироваться, предсказать сложно. Юнимилк — это большая компания российского масштаба. Как они себя поведут, неизвестно. Могут даже увести часть продукции с омского рынка. Этот вакуум будет заполняться местными производителями. В магазинах уже есть продукты с федеральным юнимилковским брэндом «Простоквашино». Будут ли они отказываться от локальных торговых марок, таких как «На здоровье!», я не знаю. Но мне кажется, что это было бы не совсем правильно — отказываться от общеизвестного, «раскачанного» товарного знака. Пока эта марка держится на уровне.
— Что выгоднее производить и продавать — молоко или продукты на его основе?
— Сегодня молоко — это основной продукт. Остальные наименования являются дополнительным ассортиментом. Соотношение объемов продаж по всем видам разное, но молоко — самый продаваемый продукт. Особенный продукт Кормиловского молзавода — это крупнозернистый творог. Такого в Омской области больше никто не делает. Все дело — в технологии производства. Мы свой творог очень тщательно сушим, благодаря этому он имеет крупное зерно и получается рассыпчатым. Другие производители делают из творога брикеты. Это даже не творог, а скорее творожная масса.
Игорь Васильевич родился 8 мая 1996 года в Омске. После окончания Омского общевойскового командного училища в 1987 году был направлен на службу в Германию. В 1992 году уволился из рядов Вооруженных сил в связи с сокращением и поступил на работу на омский хладокомбинат заместителем начальника цеха. В 1995 году начал предпринимательскую деятельность с торговли мороженым. С 1998 года — генеральный директор ООО «Сибирская белочка».