Сибирская Консалтинговая Компания стала лауреатом VII городского конкурса «Лучшее малое предприятие» в номинации «Консалтинговые услуги». О рынке аудиторских услуг и сегодняшней деятельности компании корреспондент «КВ» Елена КАЛИНОВСКАЯ попросила рассказать руководителя ООО «Сибирская Консалтинговая Компания» Олега АМЕЛИНА.
— Олег Александрович, расскажите немного о своей компании.
— Сибирская Консалтинговая Компания 27 августа этого года отметит свой четвертый день рождения. Сегодня у нас работают восемь аттестованных аудиторов, два юриста и два бухгалтера-консультанта. Большинство сотрудников отдела аудита имеют за плечами большой практический опыт работы не только в качестве аудиторов, но и налоговых инспекторов и бухгалтеров, а также на руководящих финансовых и бухгалтерских должностях. В апреле 2007 года в рейтинге агентства «Эксперт-Сибирь» мы заняли третье место в десятке наиболее динамично развивающихся консалтинговых компаний Сибирского региона.
— А в чем заключается работа аудитора? На первый взгляд, она подразумевает простую документальную проверку.
— Ну, во-первых, аудит — это не простая документальная проверка. Это довольно большой объем работ. Аудитор выезжает на место и сначала собирает документацию для анализа, затем готовится аудиторское заключение, параллельно формируются аудиторские доказательства. Так как каждый свой вывод аудитор должен подтвердить документами. Во-вторых, помимо заключения, аудитор выдает бухгалтеру отчет (письменную информацию), где содержится детальное описание ошибок, спорных моментов, а также рекомендации.
— Не возникает ли негативное отношение к аудиторам у главных бухгалтеров? Наверняка каждый бухгалтер думает, что он лучше, чем сторонний специалист, знает свое предприятие.
— Это своего рода миф об аудиторской деятельности. Он объясняется тем, что, как правило, для инициативного аудита нас приглашают собственники предприятий. А это вызывает у некоторых бухгалтеров ощущение, что работодатель им не доверяет. Но аудитор — это не контролер, а помощник. Ведь не случайно продвинутые бизнесмены приглашают аудиторов в период ответственных отчетов перед контролирующими органами. И уже в ходе работы бухгалтеры понимают, что аудитор помогает исключить ошибки, предотвратить штрафные санкции со стороны налоговых органов. Кроме того, ответственная аудиторская компания дает гарантию на свои услуги. И если после нашей аудиторской проверки предприятие все же получило санкции от налоговых органов, мы защищаем нашего клиента в суде.
— Но все же справедлив и довод о том, что бухгалтер действительно лучше знает свое предприятие.
— Но есть и другой довод: бухгалтер не видит свое предприятие со стороны. Он варится в своем собственном соку и часто именно из-за этого может пропустить какие-то важные детали. У аудитора больше практическая база. Его профессия такова, что он постоянно сталкивается с разносторонними проблемами на различных предприятиях различных форм собственности и различных направлений деятельности. Кроме того, в крупных и средних компаниях аудиторы проходят внутрифирменное обучение. Например, у нас обучение сотрудников проходит ежемесячно. Поэтому мнение аудитора — это коллективное мнение всей компании, а не одного специалиста, пусть даже самой высокой квалификации. А это значит, что вероятность ошибки сводится к минимуму.
— Вы упомянули об инициативном аудите. Что это за разновидность аудита? И какие виды аудита существуют вообще?
— Существуют два основных вида аудита — обязательный и инициативный. Обязательный касается открытых акционерных обществ, государственных предприятий, а также предприятий, чей годовой оборот превышает 50 миллионов рублей или сумма активов баланса по состоянию на конец отчетного года превышает 20 миллионов рублей. Инициативный аудит делается по инициативе предприятия или собственников.
— Одна из проблем российской экономики — это непрозрачность бизнеса. Пользуется ли популярностью инициативный аудит?
— Может быть, такая проблема существует, но она уходит в прошлое. Сейчас многие понимают, что прозрачная отчетность наиболее выгодна. Как профессионал, я могу говорить, что в нашем обществе есть четкая тенденция «обеления» бизнеса. И это не может не радовать. Есть и объективные причины этого процесса. Например, судебная практика последних лет в России такова, что при рассмотрении налоговых споров арбитражные суды стали уделять более пристальное внимание доводам налоговых органов. Да и уголовная ответственность за «серый» бизнес и неуплату налогов стимулирует «обеление». Хотя мне кажется, что главное произошло все же в умах бизнесменов. Им спокойнее работать честно и открыто, им так выгоднее.
— Как-то в России повелось, что словосочетание «оптимизация налогообложения» звучит почти что неприлично. Все-таки в цивилизованном обществе право выбора оптимального налогового режима — это норма? Или преступление?
— Нет, конечно, не преступление. Но словосочетание действительно стало нарицательным после дела ЮКОСа. Хотя российский законодатель также предлагает вариативность налогообложения. И это нормальный процесс. Другое дело, как в этом разобраться. Иногда самому предприятию трудно выбрать оптимальный вариант. Кстати, это еще одна сфера деятельности аудиторских компаний, так называемый налоговый консалтинг или налоговое планирование. И здесь уже мы выступаем как семейные доктора — люди или компания, которым доверяется самая секретная информация, которые знают болевые точки бизнеса. Ведь аудит в чистом виде — это квалифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. А сопровождение клиента в суде, подсказки, где можно использовать налоговую льготу, какие налоговые риски возникают при проведении тех или иных операций, — это комплексное сопровождение. Без этого в мире, где практически каждый день выходят различные законодательные акты, просто невозможно функционировать. Квалифицированные специалисты Сибирской Консалтинговой Компании всегда готовы предоставить клиентам весь спектр услуг.