Интеллектуальное время
Совсем недавно человечество относительно медленно преодолело аграрную и индустриальную эпохи, но уже стремительно пролетает информационную эру. Что дальше? Каково «будущее состояние» (future state)?
Наступило интеллектуальное время (intellectual time) — время скорости мысли.
В Книге книг указана очередность, согласно которой сначала было «слово», в результате ставшее «плотью». «Настоящее время» — это «миг между прошлым и будущим». В настоящее время материализация мысли — «воплощение слова в дело» — происходит моментально, в проектном режиме, с учетом стандартов качества. Стандарт «создания мира за семь дней» устарел — это медленно. Утвержден стандарт — «здесь и сейчас». Все строится по точкам контроля, ключевым показателям, «точно вовремя».
«Улитка медленно ползет на Фудзияму» — принцип постепенных изменений — меняется на «прыжок тигра» — инновационные изменения.
Создавать что-либо фундаментальное становится неактуальным. Настала эпоха всего одноразового: ручек, посуды, фотоаппаратов, телефонов, машин, брендов, бизнеса и т.п.
Интеллектуальное пространство
Сутью современного бизнеса становится поиск перспективной рыночной ниши, оперативное создание фирмы в выбранной сфере бизнеса, «быстрый подъем денег», дальнейшая продажа бизнеса и поиск нового перспективного рыночного пространства.
Организационная система как некое физическое пространство с рабочими местами сотрудников уходит в прошлое. Существуют примеры того, что можно создать виртуальную компанию с многомиллионными оборотами и управлять ею в интеллектуальном пространстве, не выходя из дома.
Интернет (WWW) — материализованная часть интеллектуального пространства.
Академик Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ создал учение о биосфере и ее эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и преобразовании современной биосферы в ноосферу (сферу разума) — интеллектуальное пространство.
Интеллектуальный капитал
Материальные активы перестают быть непременным условием конкурентного преимущества. Все большую долю от стоимости корпорации имеют нематериальные активы — интеллектуальный капитал (intellectual capital). Например, имя компании. Стоимость бренда «Coca-Cola» оценивается в 48 млрд долларов; «McDonalds» — 20 млрд долларов; «IBM» — 24 млрд долларов.
Интеллектуальный капитал — это актив знаний компании (knowledge asset) — это информация в контексте, способная побудить к действию пониманием.
Но аксиома в том, что интеллектуальный капитал создают интеллектуальные работники.
Интеллектуальный актив
Интеллектуальный актив (intellectual asset) — это интеллектуальные работники (knowledge worker), образованные и опытные. Их нанимают ради их личного капитала знаний (personal knowledge capital), ради явных и неявных знаний, которыми они владеют.
«Неявные знания» (tacit knowledge) — это то, что знают интеллектуальные работники, не подозревая об этом. В состав этих знаний входят разные ноу-хау, секреты мастерства, опыт, инсайты и интуиция. «Мы знаем больше, чем можем рассказать. Кроме того, мы даже не знаем, что именно мы знаем, пока нам не понадобится об этом узнать».
«Явные знания» (explicit knowledge) — это все те знания, о которых знает интеллектуальный работник, может их записать, сообщить другому и ввести в базу данных. К примеру, проектные этапы открытия торгового регионального представительства. Эти этапы могут быть прописаны в виде подробной и точной цепочки действий, и интеллектуальный работник может обучить им кого-то другого.
Именно интеллектуальные работники выигрывают маркетинговые войны в интеллектуальном времени и пространстве, придерживаясь принципа «Обучить невозможно, но можно обучиться», поэтому используют техники персонального управления знаниями (personal knowledge management).
Интеллектуальный актив может саморазвиваться и передвигаться во времени и пространстве.
Интеллектуальный принцип
Итальянский экономист Вильфредо ПАРЕТО в свое время сформировал «Принцип Парето» (principle Pareto) и оценил, что небольшая доля людей на земле (20%) владеет большей частью всех благ (80%). Это соотношение непостоянно и относительно. На сегодняшний день в целом соотношение богатых и бедных на земле изменилось. Статистика утверждает, что сейчас это соотношение составляет 3:97. Научные исследования показывают, что разница динамична. В настоящее время богатых становится меньше, но богатство их растет, а бедных становится больше, но уровень их финансового благосостояния уменьшается (в целом в мире). Сергей КАПИЦА и другие ученые утверждают, что критическая масса бедности растет. Вопрос: «Что дальше?».
В «принципе Парето» важен сам принцип соотношения количества и качества. Старо, как мир, и как мудро. Нетрудно догадаться, что «меньшинство» — это группа с более высоким интеллектуальным потенциалом.
Существует некий баланс ума и силы, интеллектуального и физического. Малое управляет большим. В настоящее время миром активно управляет интеллект. Только какой?
Риски компаний с недостатком интеллекта
Если в вашей компании имеется недостаток интеллекта, то вас давно уже на несколько ходов вперёд просчитала конкурирующая с вами интеллектуальная компания.Она ждет, когда вы «обрастете шерстью, как овечка», чтобы вас «постричь», как это произошло со многими бизнесами в России в августе 1998 г.
Другой вариант — когда большая корпорация сделает вам не совсем выгодное предложение, от которого вы, однако, не сможете отказаться. При этом рынок, как целину, вы уже вспахали и культивировали, а теперь будьте добры, передайте его в распоряжение интеллектуальной компании. Очень похоже на то, как если бы вы с малых лет растили ребенка, а теперь должны передать его другому родителю, которого он будет кормить и поддерживать в старости.
Если вы не интеллектуальная компания и не просчитываете будущее, то вы «работаете чтобы уработаться», а ваша прибыль — иллюзия, мираж.
Если вы не интеллектуальная компания, то вы всегда будет вторым номером.
«Второй — это первый среди проигравших».
«Черный и белый увидели бегущего в их сторону льва и собрались бежать. Черный присел и начал покрепче завязывать шнурки на своей обуви. Белый человек паникует и кричит: „Что ты делаешь? Нас разорвет лев!“. Черный отвечает: „Мне всего-то надо быть на шаг впереди тебя“.
Прошлое — это история. Будущее — это математика. Просчитывайте ходы и действуйте.
Помните, каково соотношение между интеллектуальным и физическим и кто кем управляет.
10 рекомендаций, как стать интеллектуальной компанией
1. Формируйте в своей компании „интеллигентную культуру“.
2. Принимайте на работу в компанию интеллектуальных менеджеров как интеллектуальный актив, приносящий прибыль, — »сначала думающих, а потом делающих".
3. Замеряйте и контролируйте интеллектуальный капитал вашей компании.
4. Создайте в вашей компании систему управления корпоративными знаниями. Дорожите профессиональными секретами.
5. Установите интеллектуальные кадровые стандарты менеджеров и контролируйте уровень соответствия им.
6. Постоянно развивайте интеллектуальные способности менеджеров, как интеллектуального активавашей компании. Тренируйте их и испытывайте. Ставьте все более сложные задачи. Не позволяйте им интеллектуально деградировать.
7. Мотивируйте интеллектуальных работников на достижение.
8. Стратегируйте, программируйте и планируйте будущее. Просчитывайте варианты будущих состояний (future state).Управляйте возможными рисками вместе с интеллектуальнымиработниками.
9. Развивайте и оптимизируйте организационную систему вашей компании, специализируя под стратегию, решение задач и достижение установленных целей: «ничего лишнего»; «все на своих местах»; «чистота»; «регулярность»; «без перенапряжения»; «стандартизировано»; «совершенствуйте, изменяя».
10. Открывайте и решительно осваивайте новые интеллектуальные пространства.
Интеллектуальная компания — это мощное конкурентное преимущество.
Интеллектуальной компанией может эффективно управлять только интеллектуальный менеджер.
Валерий ТРАВКОВ, бизнес-консультант Центра бизнес — образования «Харизма», член международной ассоциации бизнес коммуникаций (IABC, San Francisco). Член Российской Коммуникативной Ассоциации.