Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Интеллектуальная компания.

21 ноября 2007 15:57
0
1911

Интеллектуальное время

Совсем недавно человечество относительно медленно преодолело аграрную и индустриальную эпохи, но уже стремительно пролетает информационную эру. Что дальше? Каково «будущее состояние» (future state)?
Наступило интеллектуальное время (intellectual time) — время скорости мысли.

В Книге книг указана очередность, согласно которой сначала было «слово», в результате ставшее «плотью». «Настоящее время» — это «миг между прошлым и будущим». В настоящее время материализация мысли — «воплощение слова в дело» — происходит моментально, в проектном режиме, с учетом стандартов качества. Стандарт «создания мира за семь дней» устарел — это медленно. Утвержден стандарт — «здесь и сейчас». Все строится по точкам контроля, ключевым показателям, «точно вовремя».

«Улитка медленно ползет на Фудзияму» — принцип постепенных изменений — меняется на «прыжок тигра» — инновационные изменения.
Создавать что-либо фундаментальное становится неактуальным. Настала эпоха всего одноразового: ручек, посуды, фотоаппаратов, телефонов, машин, брендов, бизнеса и т.п.

Интеллектуальное пространство

Сутью современного бизнеса становится поиск перспективной рыночной ниши, оперативное создание фирмы в выбранной сфере бизнеса, «быстрый подъем денег», дальнейшая продажа бизнеса и поиск нового перспективного рыночного пространства.

Организационная система как некое физическое пространство с рабочими местами сотрудников уходит в прошлое. Существуют примеры того, что можно создать виртуальную компанию с многомиллионными оборотами и управлять ею в интеллектуальном пространстве, не выходя из дома.
Интернет (WWW) — материализованная часть интеллектуального пространства.
Академик Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ создал учение о биосфере и ее эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и преобразовании современной биосферы в ноосферу (сферу разума) — интеллектуальное пространство.

Интеллектуальный капитал

Материальные активы перестают быть непременным условием конкурентного преимущества. Все большую долю от стоимости корпорации имеют нематериальные активы — интеллектуальный капитал (intellectual capital). Например, имя компании. Стоимость бренда «Coca-Cola» оценивается в 48 млрд долларов; «McDonalds» — 20 млрд долларов; «IBM» — 24 млрд долларов.
Интеллектуальный капитал — это актив знаний компании (knowledge asset) — это информация в контексте, способная побудить к действию пониманием.
Но аксиома в том, что интеллектуальный капитал создают интеллектуальные работники.

Интеллектуальный актив

Интеллектуальный актив (intellectual asset) — это интеллектуальные работники (knowledge worker), образованные и опытные. Их нанимают ради их личного капитала знаний (personal knowledge capital), ради явных и неявных знаний, которыми они владеют.
«Неявные знания» (tacit knowledge) — это то, что знают интеллектуальные работники, не подозревая об этом. В состав этих знаний входят разные ноу-хау, секреты мастерства, опыт, инсайты и интуиция. «Мы знаем больше, чем можем рассказать. Кроме того, мы даже не знаем, что именно мы знаем, пока нам не понадобится об этом узнать».
«Явные знания» (explicit knowledge) — это все те знания, о которых знает интеллектуальный работник, может их записать, сообщить другому и ввести в базу данных. К примеру, проектные этапы открытия торгового регионального представительства. Эти этапы могут быть прописаны в виде подробной и точной цепочки действий, и интеллектуальный работник может обучить им кого-то другого.

Именно интеллектуальные работники выигрывают маркетинговые войны в интеллектуальном времени и пространстве, придерживаясь принципа «Обучить невозможно, но можно обучиться», поэтому используют техники персонального управления знаниями (personal knowledge management).

Интеллектуальный актив может саморазвиваться и передвигаться во времени и пространстве.

Интеллектуальный принцип

Итальянский экономист Вильфредо ПАРЕТО в свое время сформировал «Принцип Парето» (principle Pareto) и оценил, что небольшая доля людей на земле (20%) владеет большей частью всех благ (80%). Это соотношение непостоянно и относительно. На сегодняшний день в целом соотношение богатых и бедных на земле изменилось. Статистика утверждает, что сейчас это соотношение составляет 3:97. Научные исследования показывают, что разница динамична. В настоящее время богатых становится меньше, но богатство их растет, а бедных становится больше, но уровень их финансового благосостояния уменьшается (в целом в мире). Сергей КАПИЦА и другие ученые утверждают, что критическая масса бедности растет. Вопрос: «Что дальше?».
В «принципе Парето» важен сам принцип соотношения количества и качества. Старо, как мир, и как мудро. Нетрудно догадаться, что «меньшинство» — это группа с более высоким интеллектуальным потенциалом.
Существует некий баланс ума и силы, интеллектуального и физического. Малое управляет большим. В настоящее время миром активно управляет интеллект. Только какой?


Риски компаний с недостатком интеллекта

Если в вашей компании имеется недостаток интеллекта, то вас давно уже на несколько ходов вперёд просчитала конкурирующая с вами интеллектуальная компания.Она ждет, когда вы «обрастете шерстью, как овечка», чтобы вас «постричь», как это произошло со многими бизнесами в России в августе 1998 г.
Другой вариант — когда большая корпорация сделает вам не совсем выгодное предложение, от которого вы, однако, не сможете отказаться. При этом рынок, как целину, вы уже вспахали и культивировали, а теперь будьте добры, передайте его в распоряжение интеллектуальной компании. Очень похоже на то, как если бы вы с малых лет растили ребенка, а теперь должны передать его другому родителю, которого он будет кормить и поддерживать в старости.
Если вы не интеллектуальная компания и не просчитываете будущее, то вы «работаете чтобы уработаться», а ваша прибыль — иллюзия, мираж.
Если вы не интеллектуальная компания, то вы всегда будет вторым номером.
«Второй — это первый среди проигравших».
«Черный и белый увидели бегущего в их сторону льва и собрались бежать. Черный присел и начал покрепче завязывать шнурки на своей обуви. Белый человек паникует и кричит: „Что ты делаешь? Нас разорвет лев!“. Черный отвечает: „Мне всего-то надо быть на шаг впереди тебя“.

Прошлое — это история. Будущее — это математика. Просчитывайте ходы и действуйте.
Помните, каково соотношение между интеллектуальным и физическим и кто кем управляет.

10 рекомендаций, как стать интеллектуальной компанией

1. Формируйте в своей компании „интеллигентную культуру“.
2. Принимайте на работу в компанию интеллектуальных менеджеров как интеллектуальный актив, приносящий прибыль, — »сначала думающих, а потом делающих".
3. Замеряйте и контролируйте интеллектуальный капитал вашей компании.
4. Создайте в вашей компании систему управления корпоративными знаниями. Дорожите профессиональными секретами.
5. Установите интеллектуальные кадровые стандарты менеджеров и контролируйте уровень соответствия им.
6. Постоянно развивайте интеллектуальные способности менеджеров, как интеллектуального активавашей компании. Тренируйте их и испытывайте. Ставьте все более сложные задачи. Не позволяйте им интеллектуально деградировать.
7. Мотивируйте интеллектуальных работников на достижение.
8. Стратегируйте, программируйте и планируйте будущее. Просчитывайте варианты будущих состояний (future state).Управляйте возможными рисками вместе с интеллектуальнымиработниками.
9. Развивайте и оптимизируйте организационную систему вашей компании, специализируя под стратегию, решение задач и достижение установленных целей: «ничего лишнего»; «все на своих местах»; «чистота»; «регулярность»; «без перенапряжения»; «стандартизировано»; «совершенствуйте, изменяя».
10. Открывайте и решительно осваивайте новые интеллектуальные пространства.

Интеллектуальная компания — это мощное конкурентное преимущество.
Интеллектуальной компанией может эффективно управлять только интеллектуальный менеджер.


Валерий ТРАВКОВ, бизнес-консультант Центра бизнес — образования «Харизма», член международной ассоциации бизнес коммуникаций (IABC, San Francisco). Член Российской Коммуникативной Ассоциации.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.