Министерством иностранных дел на реализацию программы повышения квалификации преподавателей из стран Средней Азии. Напомним, что в 2005 году Омский государственный педагогический университет победил в конкурсе МИДа на организацию курсов повышения квалификации. Сумма государственного контракта, заключенного с образовательным учреждением, равнялась 4,3 миллиона рублей, однако, по данным проверки Управления ФСБ по Омской области, фактические расходы учебного заведения на организацию этих курсов составили всего около 1 миллиона рублей. Оставшиеся же средства университет в МИД не вернул, представив в Министерство иностранных дел фиктивные документы о расходовании средств.
Затраты оказались ниже
Девятнадцатого февраля в ходе очередного заседания Центральный районный суд попытался разобраться в том, насколько целесообразно расходовались выделенные МИДом средства при постановке слушателей курсов на учет в Управлении федеральной миграционной службы. По заявлению начальника управления экономического развития ОмГПУ Татьяны ФИЛИМОНОВОЙ, согласно отчетности, на эти цели университет затратил 48,6 тысячи рублей.
— Возможно, что эта цифра покажется кому-то слишком завышенной, однако она обоснована. Примерно 20,5 тысячи рублей мы затратили на канцелярские товары – бумагу и картриджи для принтера, которые были необходимы, чтобы напечатать ходатайства по каждому из 270 слушателей курсов. Немало средств было затрачено нами на покупку бланков, обязательных для заполнения при постановке на учет в миграционной службе. Кроме того, 28,1 тысячи рублей мы потратили на выплату вознаграждения сотрудникам ОмГПУ, оказавшим помощь в процессе регистрации слушателей курсов, — пояснила суду Татьяна ФИЛИМОНОВА.
Однако приглашенные на процесс в качестве свидетелей начальники отделов Управления федеральной миграционной службы по Омской области Татьяна ПИВНЕВА и Наталья ШИШКОВА дали суду понять, что процедура постановки на учет прибывших из стран СНГ граждан требует гораздо меньших затрат, чем указывают обвиняемые. Так, по заявлению свидетелей, бланки, которые необходимо заполнить для постановки на учет, не могли являться крупной статьей расходов, поскольку в 2005 году, когда в ОмГПУ приехали слушатели курсов, стоимость бланка составляла всего около двух рублей. Кроме того, как заметили свидетели, бланки можно было скачать в Интернете и распечатать собственными силами. Татьяна ПИВНЕВА также сообщила суду, что для постановки на учет педуниверситет не предоставлял отдельное ходатайство по каждому слушателю курсов в отдельности, а представил общее, напечатанное на 10 листах, а не на 270, как это утверждалось. Единственное, что совпало в показаниях обвиняемых и свидетелей, так это то, что для постановки на учет в миграционную службу от педуниверситета действительно требовалось сделать ксерокопии паспортов каждого из прибывших на курсы гражданина.
Всему виной несговорчивость ректора
По окончании судебного заседания проректор ОмГПУ Александр ШИРЯЕВ в личной беседе с корреспондентом «КВ» заявил, что возбужденное в его отношении дело является от начала и до конца сфабрикованным.
— В 2004 году высокопоставленные чины, имена которых я позже обязательно назову, незаконно забрали у ОмГПУ 448 квадратных метров закрепленной за ним земли возле стадиона «Динамо» под строительство малоквартирного элитного дома. Мы обратились в суд и отсудили землю обратно. Недовольные таким решением представители власти пообещали ректору Константину ЧУРКИНУ, что в скором времени у вуза начнутся неприятности. И вот они начались, — сообщил Александр ШИРЯЕВ.
Как утверждает проектор, несмотря на то, какое решение вынесет Центральный районный суд, ему все равно удастся доказать свою невиновность, поскольку в деле отсутствует пострадавшая сторона. Министерство иностранных дел не предъявило к университету финансовых претензий по реализации программы повышения квалификации.
— Несмотря на то, что деньгами мы могли распоряжаться по собственному усмотрению, мы не положили их в свои карманы, а направили на ремонт помещений университета и перевод котельной на газ, что позволило нам ежегодно экономить примерно1,2 миллиона рублей. Замечу, что сэкономленные деньги также направляются на нужды университета, — рассказал господин ШИРЯЕВ.
Вопиющей несправедливостью в данном деле проректор ОмГПУ считает то, что львиную долю затрат вуза на проведение курсов обвинение не желает брать во внимание. Так, по словам Александра ШИРЯЕВА, на питание обучающихся вуз потратил 1,8 миллиона рублей, в то время как обвинительная сторона заявляет что на эти цели он освоил лишь 460 тысяч. Именно таким образом, по мнению проректора, и набирается якобы похищенная им и Татьяной ФИЛИМОНОВОЙ сумма в размере трех миллионов рублей.
Напомним, что сотрудникам ОмГПУ Александру ШИРЯЕВУ и Татьяне ФИЛИМОНОВОЙ предъявлено обвинение по статье «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере», предусматривающей срок наказания до десяти лет лишения свободы, и «Злоупотребление должностными полномочиями», которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на четыре года.
О судебном споре с проректором ОмГПУ Александром ШИРЯЕВЫМ см. публикации «Константин ЧУРКИН, ректор ОмГПУ: «В хищении трех миллионов рублей нас обвиняют безосновательно» в «КВ» от 19 ноября 2008 года; «Проректору ОмГПУ грозит 4 года лишения свободы» в «КВ» № 51 от 25 декабря 2008 года; «По делу педуниверситета допрошен первый свидетель» в «КВ» № 3 от 28 января 2009 года.