Евгений ВДОВИН посоветовал министру экономики Игорю МУРАЕВУ не поощрять муниципалов за хорошие отчеты и почаще «дергать за рукав» областных министров.
Министр экономики Омской области Игорь МУРАЕВ 26 августа отчитался перед областным правительством о работе своего ведомства за 2007-2009 годы. Учитывая, что г-н МУРАЕВ занял министерское кресло только летом прошлого года, ему пришлось подводить итоги деятельности своего предшественника – Вячеслава ХОДУСА. Работу министерства в целом оценили положительно, однако первый зампред правительства Евгений ВДОВИН пожелал Игорю МУРАЕВУ «уходить от лозунгов» и перестать мыслить стереотипами прошлых лет.
Вырубить «окно» для малого бизнеса пока не удалось
Излюбленный прием политиков делить результаты работы на периоды «до» и «после» своего пришествия Игорь МУРАЕВ использовать не стал. Тем не менее большая часть его доклада была посвящена деятельности минэкономики за последний год. Министр отметил, что области удалось успешно защитить несколько проектов на получение средств из Инвестфонда России, напомнил о том, что в текущем году федеральные субсидии на реализацию региональной программы поддержки малого бизнеса в объеме 78 млн рублей более чем вдвое превышают транши предыдущих лет. По оценке министра, в последнее время активизировал свою работу областной Фонд поддержки предпринимательства – с начала 2009 года он выдал предпринимателям более 30 поручений для получения кредитов на 150 млн рублей.
— Свежая струя, конечно, сейчас чувствуется в министерстве экономики, — заметил спикер Законодательного собрания Владимир ВАРНАВСКИЙ. — Но вот мы все время говорим о поддержке малого бизнеса. Было предложение о том, чтобы прорубить для него одно «окно». Удалось вам это «окно» вырубить, чтобы облегчить страдания людей по открытию бизнеса?
— Одно «окно» сделать не удалось, — честно признался Игорь МУРАЕВ. — Есть проблема в регламентации федеральных служб.
— Регистрацию вы никогда в один блок не сведете, — возразил первый зампред облправительства Евгений ВДОВИН. — Не будем ли мы ставить перед собой задачу, которая заведомо невыполнима?
— Может быть, так оно и есть, — согласился министр.
Евгению ВДОВИНУ не понравился пункт проекта распоряжения, в котором говорилось о планах министерства экономики поощрять муниципалитеты грантами за высокие оценки эффективности их деятельности. Как известно, органы муниципальной власти обязаны ежегодно отчитываться о своей работе по процедуре, утвержденной 607-м Указом президента, и тем критериям оценки, которые установило на местном уровне региональное правительство.
— Я сомневаюсь, что нам нужно отдельным пунктом писать поручение о том, что вы должны муниципальным образованиям выдавать гранты, — обратился к Игорю МУРАЕВУ первый зампред. — Может, эти гранты не надо разрабатывать. Может, просто по голове бить надо.
Минэкономики выявляет завышение цен госконтрактов
У министра труда и социального развития Андрея БЕСШТАНЬКО возник вопрос об эффективности процедуры госзакупок. Игорь МУРАЕВ рассказал, что в ближайшие недели на рассмотрение правительства будет вынесен проект концепции развития системы государственных закупок.
— Основные вопросы связаны с электронными аукционами, — пояснил министр. — С 1 июля 2010 года вводится требование размещения электронных аукционов только на федеральных площадках. В связи с этим возникают вопросы в части финансирования – услуги операторов необходимо будет оплачивать. Сегодня наша торговая площадка действует бесплатно.
Кроме того, минэкономики планирует разработать методику выявления сговора участников областных тендеров, а также контроля за формированием начальной цены государственных контрактов.
— При проверках сегодня выясняется, что начальная цена госконтрактов сильно завышается, — заметил Игорь МУРАЕВ. — Мы хотим максимально учесть все риски не только с целью экономии бюджета, но с той точки зрения, что система госзакупок – это один из методов регулирования экономической сферы, поддержка малого бизнеса и наших товаропроизводителей.
По мнению Евгения ВДОВИНА, большую часть проблем, связанных с проведением госзакупок, должны снять принятые в июле 2009 года изменения в 94-ФЗ.
— В этом документе наконец-то решены наиболее одиозные, скажем так, задумки нашего законодателя, которые не позволяли нам нормально жить и работать, — пояснил первый зампред. — Теперь мы можем вводить определенные условия при формировании условий наших конкурсов, вводить обязательства поставщиков, способы их проверки на способность выполнить заказы. На мой взгляд, это огромный прорыв. Спасибо, что это кому-то наконец пришло в голову, — то, о чем мы с вами долго просили, доказывали. Теперь надо грамотно этим воспользоваться.
Первый зампред предложил министру экономики не тратить время на разработку и утверждение концепции госзакупок. По его словам, это «писанина, которая имеет мало практического значения». Вероятнее всего, документ будет разработан в виде программы с перечнем конкретных мероприятий по повышению эффективности проведения государственных тендеров.
«Как нас учили в 17-м году, так мы и продолжаем мыслить»
— Свежая струя в министерстве экономики безусловно чувствуется, — подвел итог Евгений ВДОВИН. — Но в то же время в деятельности министерства сохраняется масса недостатков. Игорь Геннадиевич, правильно? За 2,5 года пришло почти 60 новых человек — больше половины всего личного состава. Степень новой струи, мне кажется, должна быть намного больше. Новые люди – новое мышление. Мы с вами еще во многом думаем в прежних стереотипах. Как нас учили в 17-м году, так мы и продолжаем мыслить. Могу на примерах доказывать. Так, Владимир Алексеевич?
— Я бы добавил еще 91-й и 93-й годы, — подсказал Владимир ВАРНАВСКИЙ.
— Хорошо, подойдем ближе к действительности, — засмеялся ВДОВИН. — Но ведь сегодня уже 2009 год. Поэтому министерству экономики надо стараться уходить от поверхностности, от общих лозунговых представлений и заниматься конкретными делами. И надо не уходить от влияния на все наши министерства и ведомства. Министерство экономики — это центр. Он всех должен видеть и за рукав дергать. Сегодня пока этого не происходит.
На последок первый зампред поинтересовался у министров, нет ли среди них возражающих против передачи министерству экономики контролирующих полномочий. И хотя перспектива быть «дернутыми» за рукав очередным контролером, вероятно, мало кого обрадовала, министры промолчали.