Театр практически бесполезен, но душу бередит.
Александр МИНКИН
Нежная душа
Книга о театре
М.: АСТ: Астрель, 2009. — 412 стр.
Тираж 2 000 экз.
Столь малый тираж минкинской книги говорит только об одном: любителей подобного чтения в стране мало. Совсем мало. Тем не менее, если есть интерес к театру, к примеру, чеховскому, «Нежная душа» может представить интерес.
Александр МИНКИН — автор «Писем президенту» в «Московском комсомольце» по своей первоначальной профессиональной принадлежности театральный критик. А это значит, что в девяностых-двухтысячных годах МИНКИН посмотрел множество спектаклей (издатели утверждают в аннотации, что около трех тысяч), а значит, стал разбираться, что к чему в постановках господ-режиссеров: Любимова, Погребничко, Стуруа, Някрошуса, Юрского, Штайна, Гинкаса, Захарова, Яновской, Панфилова, Трушкина, Фоменко и т.п.
«Зачем дурацкая книга о старых, всем известных пьесах, о спектаклях, которых нет? Зачем четыреста с лишним лет в Австралии, Германии, России, Франции, Японии (это по алфавиту) ставят «Гамлета»? Старую английскую пьесу о принце, вдобавок почему-то датском. Зачем уже больше ста лет весь мир ставит «Вишневый сад»? Мы смотримся в старые пьесы как в зеркало — видим себя и свой век». Не новое утверждение, однако попробуйте ответить, например, почему Петя Трофимов в «Вишневом саде» на протяжении пьесы кардинально меняет свое отношение к Лопахину? Таких вопросов много. На некоторые из них пытается ответить МИНКИН, за что ему респект и благодарность. Вне зависимости от того, прав он или нет: хорошо уже то, что об этом кто-то задумывается.