80-летний автор впал в детство нашего мира.
Урсула Ле ГУИН. Прозрение.
Серия «Легенды фантастики»
М.: Эксмо, 2009 год. — 704 стр.
Тираж 3 000 экз.
Два пока последних романа 80-летней писательницы написаны практически только что: «Прозрение» в 2007-м и «Лавиния» — в 2008-м. Оба уже удостоились наград: первый роман получил премию профессиональных писателей «Небьюла», второй признан лучшим за год читателями самого известного в мире журнала фантастики «Локус». «Сюжет был подарен мне римским поэтом Вергилием в эпической поэме «Энеида», — рассказывает в интервью сам Урсула Ле ГУИН. — Это история итальянской девушки, на которой женится Эней. Всем известна несчастная королева Дидона, но о молодой Лавинии у Вергилия сказано мало — всего лишь несколько слов. И мне стало интересно, каково было знать этой девушке, что ей суждено встретить великого героя и выйти за него замуж».
Роман «Лавиния» рассказывает о Риме, когда самого такого города и в помине не было. Сюда прибыли корабли с оставшимися в живых троянцами и встретили далеко не ласковый прием у местных племен латинян, этрусков, сабинян. Но было пророчество… Как пишет в послесловии автор, «да, римляне были грубоваты, а порой и жестоки, и они невероятно сильно отличались от нас, но трудно воспринимать их как людей, исходно нам чуждых. Большей частью нашего культурного наследия мы обязаны именно им, половина слов в наших языках имеют латинские корни. Наши основные представления о законе и справедливости выработаны ими… как, пожалуй, и многие «домашние», но такие тонкие понятия, как верность, скромность и ответственность, — самые главные, по мнению Вергилия, качества истинного героя».
Оба романа нельзя отнести к жанрам, прославившим Урсулу Ле ГУИН, — фантастике и фэнтези. Это скорее исторические романы, где элементы необычного скорее относятся к форме восприятия героями мира, а не к самому миру. Впрочем «Прозрение» — третий роман из цикла «Легенды Западного побережья» — о событиях в некоем вымышленном мире, близком к нашей античности. Этот роман рассказывает о жизни и скитаниях мальчика-раба Гэвира, который свое подневольное положение сначала воспринимает как естественный ход вещей, но потом постепенно понимает, что рабство – это внутреннее состояние почти любого человека, из которого можно выйти, если у тебя есть силы и разум.