12 августа, в среду, в редакцию «КВ» приехал и.о. губернатора Омской области, первый заместитель председателя областного правительства Андрей БЕСШТАНЬКО для того, чтобы встретиться с журналистами нашей газеты и в неформальной обстановке ответить на вопросы. Любые. Без ограничений и без предварительного их списка. Разговор состоялся интересный. Большую его часть мы и представляем читателям «КВ».
Неприятно поразили иные законы физики
Марат ИСАНГАЗИН, главный редактор «КВ». Когда состоится оргкомитет по подготовке к 300-летию Омска? И какие сейчас основные проблемы по подготовке? Недостаток федерального финансирования?
Андрей БЕСШТАНЬКО. Оргкомитет планируется провести в сентябре — октябре. Но нужно четко разделять указ президента, где предусмотрен план подготовки к 300-летию Омска, и то, что закладывается в лимитах бюджетных обязательств федерального бюджета. Конечно, федеральные структуры заинтересованы, чтобы финансирование, которое запланировано на 2010-2011 годы, отодвинуть на 2014-2015 годы. Сейчас мы отстаиваем прежде всего знаковые объекты. Это новый корпус ОмГУ, социальные объекты на Левом берегу, метрополитен. По метрополитену маневрирование идет, скажем так, не в нашу пользу. Но мы этот вопрос не снимаем с повестки дня и сохраняем действующую схему поддержки строительства метрополитена. Какие-то планы заранее согласовываем, чтобы не устраивать ристалищ на федеральном уровне.
ИСАНГАЗИН. Оргкомитет пройдет в Омске?
БЕСШТАНЬКО. В Омске. Зачем куда-то ездить?
ИСАНГАЗИН Полгода прошло в тех пор, как вы стали первым замом председателя областного правительства. Раньше вы видели механизм управления областью с точки зрения министра, а сейчас — сверху. Ваши впечатления? Как работает этот механизм?
БЕСШТАНЬКО: Конечно, определенное переосмысление было. Особенность отрасли социальной защиты в том, что мы всегда занимались чем-то реальным: выплачивали пособия, ухаживали за престарелыми, обеспечивали их жильем. Это система четкой, ежедневной работы. А здесь ты работаешь в увязке с шефом, решаешь общие межотраслевые задачи. У меня не было управленческого опыта разрыва компетенций. Условно говоря, чтобы кто-то у нас в соцзащите вступал в дискуссию с министром, когда стоит задача, которую нужно выполнять, — такого никогда не было! А тут у городского здравоохранения свой подход, у областного — свой. Они не могут договориться, и ты их собираешь, заставляешь конструктивно анализировать ситуацию. То же самое по образованию.
ИСАНГАЗИН. Есть что-то, что вас неприятно поразило?
БЕСШТАНЬКО. Да... Законы физики здесь особые. Когда в министерстве отдаешь поручения и структуры начинают работать, ты знаешь, что решение было правильным. А здесь другая специфика. Министры – люди занятые. Поэтому обмен веществ протекает дольше. Возникают задержки по времени в части обмена информацией, внесения предложений, общего бумагооборота.
Оксана МИРОНОВА, обозреватель «КВ». На последнем заседании правительства журналисты обратили внимание, что ваши интонации, то, как вы ведете заседание, очень напоминают Дмитрия МЕДВЕДЕВА. Вы работаете над своим политическим имиджем или это случайность?
БЕСШТАНЬКО. Нет, не работаю. Какой есть, такой есть. Интонации, говорите? Я послушаю, посмотрю и сравню.
Принцип такой: чем хуже, тем лучше
ИСАНГАЗИН. На последнем заседании правительства шел разговор о сокращении штата чиновников на 5%. Какая в этом логика, если сейчас, как вы сами сказали, областной бюджет начинает, наконец, расти?
БЕСШТАНЬКО. Логика в этом есть. В конце июля Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал пакет федеральных законов. Это законы и по кадастровой оценке, и по вопросам, связанным с налогообложением, тарифным регулированием, в том числе предполагающие передачу полномочий с муниципального на региональный уровень. И если постоянно ориентироваться на увеличение функций субъекта, не ставя задачу по оптимизации штатной численности, она будет постоянно расти. Во-вторых, я считаю, что надо ставить вопрос о повышении эффективности и производительности труда государственных служащих. Разделять всю бумажную работу, которая была, есть и будет, и работу, связанную с продвижением каких-то интересных проектов в социальной и экономической сфере. В целом наше решение укладывается в рамки бюджетного послания президента на 2011-2012 годы, где поставлена задача сокращения численности государственных служащих до 20%. Я глубоко убежден, что даже если 30% чиновничьего аппарата сократить и оставить тот же фонд заработной платы, ничего не поменяется. Провала не будет. Много времени тратится на бесконечную писанину, а необходимость сокращения численности штата ставит перед министрами четкую задачу внутреннего анализа работы подчиненных. Вчера у меня был руководитель РЭК КОРОЛЕВ Валентин Иванович. Говорит: все пропало, у меня 40 человек, мне надо еще 30! Начали считать, я говорю: 10 хватит! 10 человек — это очень много. Вот вас здесь сколько? И ничего, газету выпускаете.
ИСАНГАЗИН. Фонд заработной платы тоже на 5% сократится или нет?
БЕСШТАНЬКО. Чтобы заставить чиновника эффективно работать, нужно иметь инструменты стимулирования. Поэтому позиция, видимо, будет такая: будет сокращен фонд оплаты труда, и половина из этой суммы будет направлена на стимулирование работников.
МИРОНОВА. На последнем заседании правительства министр финансов Рита ФОМИНА заявила, что в текущем году у нас в разы сократились дотации из федерального бюджета. Это тенденция?
БЕСШТАНЬКО. Да. Это тенденция, связанная с безвозмездными поступлениями из федерального бюджета в целях сбалансированности регионального бюджета. Мы расставляем акценты в двух направлениях: нужно привлекать как можно больше федеральных средств под проекты софинансированияи и работать над собственной доходной базой. Подвижки в этом есть. Они позволяют нам держать ситуацию под контролем. А Москва может дать денег, а может и не дать...
МИРОНОВА А здесь важен субъективный фактор? Например, в прошлом году, когда Федерация выделяла деньги на сбалансированность бюджетов, многие регионы получили в разы большие суммы, чем Омская область. Все дело в лоббирования интересов региона в Москве, в личных связях?
БЕСШТАНЬКО. Конечно, такое лоббирование идет. Я бы не сказал, что Омскую область как-то обделяют в средствах. Мы получаем федеральные ресурсы и на социальные, и на инвестиционные программы. Но там смотрят и на то, что у нас в области доходы растут. А помогают в первую очередь тем регионам, у кого дела более плохи. Принцип такой: чем хуже — тем лучше. Ты можешь вообще не работать с доходной базой, тогда у тебя будут низкие показатели по мониторингу Минфина. Например, большой госдолг. Мы в этом году сократили на 1,1 млрд рублей госдолг по банковской составляющей. То есть у нас сейчас порядка 8 млрд – это долг по банковским кредитам и около 2 млрд — старые долги. Потихоньку будем и их сокращать.
«Крупняк» вырос от 15% до 25%
Екатерина СЕРВАХ, обозреватель «КВ». В советское время сложился определенный портрет Омской области. Были известны основные киты, на которых держалась экономика региона. На налоговых отчислениях каких предприятий область стоит сейчас? И как считаете, в перспективе этот список нужно как-то менять, дополнять?
БЕСШТАНЬКО. Я просто предприятия назову. Это нефтезавод, «Сан-ИнБев», Сбербанк, Транссибнефть, «Мостовик», ТГК-11, Омскшина. Я думаю, эти крупные предприятия останутся в списке. Если посмотреть аналитику по уплаченным налогам в территориальный бюджет за первое полугодие 2010 года, видно, что «крупняк» вырос от 15% до 25% к уровню прошлого года. Средние и малые предприятия показатели разные результаты – кто-то вверх, кто-то вниз. Банки все поголовно в плюсе. Мы помним, что структура доходов областного бюджета начала меняться в 2005-2006 годах, затем коррективы внес кризис. Поэтому сегодня мы ставим задачу роста доходной базы именно в сегменте средних и малых предприятий.
ИСАНГАЗИН. Какие-то из предприятий «упали» по налогам?
БЕСШТАНЬКО. Из промышленных предприятий — ФГУП им. Хруничева, ОМО имени Баранова, «Релеро».
ИСАНГАЗИН. А как вы относитесь к приказу руководства завода им. Баранова сократить 1,2 тысяч человек?
БЕСШТАНЬКО. Выводы пока делать преждевременно. Когда предприятие рассылает такое уведомление, у нас у всех сразу рисуется картинки: закрытые ворота, тысячу человек выгнали. Это не так. Эти люди трудоустраиваются в новые структуры. Понятно, что заводу им. Баранова нужны технологические изменения, потому что у него еще с советских времен осталась махина, которая сегодня непропорциональна объему заказов. Думаю, из заявленной заводом тысячи фактически будет уволено 350 человек. Там большой процент людей пенсионного и предпенсионного возраста. По заводу им. Баранова будет решение, аналогичное тому, которое принималось в 2009 году в отношении Омскшины, когда заявлялось об увольнении двух тысяч, а реально было уволено около трехсот.
Сергей ЧЕРНАКОВ, корреспондент «КВ». В последнее время много говорится о взаимодействии с корпорацией «Роснанотех» и венчурными фондами. Но наши проекты, которые оправляются в Москву, не всегда находят поддержку.
БЕСШТАНЬКО. Действительно, проектов много и прохождение идет тяжело. Очень много независимых организаций, которые находятся в орбите «Роснанотех» и постоянно эти проекты анализируют. Пока только 3 наших проекта одобрены. Но мы эту работы не ослабляем, помогаем каждому участнику, чтобы таких проектов было больше.
Совесть как регулятор ценообразования
Николай ГОРНОВ, обозреватель «КВ». Вчера был на встрече предпринимателей с заместителем руководителя ФАС России СУББОТИНЫМ. Один из самых болезненных вопросов касался цен на бензин. Наша область по-прежнему остается заповедником, где цены на бензин выше, чем в соседних регионах, несмотря на то, что в соседних регионах торгуют бензином нашего омского нефтезавода. Приводили пример Кемеровской области, где губернатор ТУЛЕЕВ административным ресурсом умеет регулировать цены на бензин. В результате он сегодня в среднем на 3 рубля дешевле, чем у нас, хотя поступает туда из Омска. Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу взаимоотношений нашего правительства с «Газпром нефтью».
БЕСШТАНЬКО. Очень интересно, что этот вопрос был задан именно на совещании антимонопольной службы. Мы вчера обсуждали этот вопрос с СУББОТИНЫМ. У ФАС есть инструменты реагирования, в том числе – штрафы с оборота. Пожалуйста, принимайте решения! Да, можно развивать тему. Бензин покупают жители города Омска, и это очень эффективный элемент косвенного налогообложения. Но пусть ФАС обоснует экономическую несостоятельность этого ценообразования, тогда и мы будем принимать меры. Что касается Кемерова, там ситуация несопоставимая с Омской областью. Там огромное количество городского населения, и структура продажи топлива другая. Я был в Кемерове.Может быть, это хорошо с точки зрения конкуренции, развития малого и среднего бизнеса. Но по итогам первого полугодия 2010 года налоговые поступления в областной бюджет от «Газпромнефти-Омск» увеличилась на 28%.
ГОРНОВ. Напомню такой факт, не очень приятный, о том, что когда Сибнефть ушла в Санкт-Петербург, то стала платить налогов в разы больше. Ничего не изменилось, а количество налогов увеличилось.
БЕСШТАНЬКО. Сибнефть ушла – и все! Что еще обсуждать? Жена ушла – и ушла. Может, это к лучшему, что она ушла.
ГОРНОВ. Есть ли какие-то договорные отношения с «Газпром нефтью»? Сказать: «Ребят, ну как-то нехорошо, когда в нашем городе цены дороже, чем в соседнем. Имейте совесть».
БЕСШТАНЬКО. Поговорить как – по понятиям? Совесть как регулятор ценообразования.
ГОРНОВ. Совесть – это не единственный регулятор рынка и цен. Есть еще один способ – увеличение конкуренции. Насколько я помню, у ЛУКйла были большие планы зайти в Омскую область и открыть здесь заправки.
БЕСШТАНЬКО: ЛУКойл зайдет в Омскую область. Скоро. Я недавно был в Новосибирске на заправке ЛУКойла и приобрел там дисконтную карту. Так что считайте, что лично я заинтересован. Это в любом случае будет развивать конкуренцию. Но я думаю, что конкуренция на рынке бензина – это примерно как конкуренция за хлеб или иные социально важные услуги или товары. И просто пускать ее исключительно на регулирование самого рынка, очень опасно.
ГОРНОВ. С хлебом же решили.
БЕСШТАНЬКО. Да, решили за счет того, что выпустили на рынок зерно с фиксированной продажной ценой и за счет этого закрыли очень большой серьезный сегмент рынка. Дальше начинается рыночное саморегулирование. С бензином немножко другая ситуация. Вы предлагаете, чтобы регион открыл свою собственную заправочную стоянку? «Заправка правительства Омской области»?
Малый бизнес
ЧЕРНАКОВ. Строя планы по наращиванию субъектов малого бизнеса, правительство учитывает такой факт, что не все люди могут заниматься предпринимательством?
БЕСШТАНЬКО. 10% от экономически активного населения. В Омской области экономически активных более 1 млн человек. Безработных – порядка 21 тысячи. Из них на селе – 15 тысяч. А количество субъектов малого предпринимательства там не составляет даже половины от этого количества.
ИСАНГАЗИН. Почему целенаправленно из всех областных комиссий и рабочих групп были исключены члены областного Союза предпринимателей, а их место заняли представители новой Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства?
БЕСШТАНЬКО. Почему? Александр ТРЕТЬЯКОВ же остался! Очень активный депутат Заксобрания, который реально знает проблемы малого и среднего бизнеса в городе Омске. Я встречался с КРУЧИНСКИМ и ИССЕРСОМ, который на тот момент возглавлял Ассоциацию молодых предпринимателей. И мы обсуждали эту тему. Мы четко обозначили сферу работы и взаимодействия. Я об этом говорил, когда мы анализировали доклад мэра Омска. Давайте заниматься малым бизнесом и в городе. Почему нет конкретных предложений по выделению грантов, созданию рабочих мест? У нас вал проблем по сельской местности, где развитие предпринимательства до недавнего времени сводилось к тому, что глава уговорил кого-то подготовить какой-то проект. Администрации Омска и областному Союзу предпринимателей дана возможность заниматься вопросами развития малого бизнеса в городе. Здесь нет конфронтации. Сегодня очень много городских предпринимателей входят в Ассоциацию развития малого и среднего предпринимательства.
ИСАНГАЗИН. Область поддерживает – вот они и входят.
БЕСШТАНЬКО. Мы делаем акцент на поддержку инициатив на селе. Не скрою, есть такое опасение, что ассоциация станет формальным учреждением. Но я надеюсь и все для этого сделаю, чтобы она не стала закрытой бюрократизированной структурой.
Вечером — стулья, утром — деньги
Екатерина СЕРВАХ, обозреватель «КВ». Как развивается ситуация с капитальным ремонтом в городе? Помнится, было принято решение направить все деньги в село.
БЕСШТАНЬКО. Да вы что! Мы же в городе живем. Как мы дорогой город обидим? По капремонту нам дополнительные средства выделили – 148 млн рублей. Из них 100 млн приходится на областной центр. Я вчера подписал с Фондом ЖКХ дополнительное соглашение о перечислении этих средств, поскольку в областной бюджет они пока еще не пришли.
Алексей ПАНТЕЛЕЕВ, обозреватель «КВ». У вас сегодня должна состояться встреча с дольщиками. Удастся помочь им организовать ЖСК? Кто-то не может этого сделать, потому что нужно собрать 90% подписей дольщиков, а кто-то находится на Севере, кто-то вообще не живет в Омске.
БЕСШТАНЬКО. Будет человек на Севере — на Севере его найдем. Оформление бумаг, конечно, должно быть правильным. Но в России как бывает? Сначала дом появляется, а потом мы начинаем решать все остальные вопросы.
ПАНТЕЛЕЕВ. Как работают на достройке домов КОКОРИН и ОРКИШ? Они ведут работы за счет своих средств или надеются получить какую-то поддержку?
БЕСШТАНЬКО. Здесь такой принцип: вечером — стулья, утром — деньги.
ПАНТЕЛЕЕВ. Многие объекты находятся на начальной стадии строительства. В следующем году комиссия продолжит работу?
БЕСШТАНЬКО. Я не исключаю этого. Хотя всю эту соцзащиту, конечно, надо прекращать. Когда я работал в отрасли соцзащиты, заметил, что социальный иммунитет тех, кто постоянно обращается к государству за помощью, подсаживается. Иногда подсаживается иммунитет ответственности предпринимателей. Особенно строителей. Когда я только вступил в новую должность и пришел на совещание в правительство, то услышал фразу, которая мне очень понравилось. У нас есть понятие «социально не защищенные категории населения». А там я услышал выражение: «социально не защищенные отрасли предпринимательства». То же самое сегодня со строительством. Я не исключаю возможности решения этих вопросов в будущем. Но из года в год такие решения нужно принимать с большим количеством фильтров и с меньшим радиусом действия. Разрешать только самые острые, безвыходные ситуации.
Если родина скажет?
ИСАНГАЗИН. Сегодня активно обсуждается две версии по поводу вашего назначения первым замом. Первая — о том, что вы – кандидатура будущего губернатора. И вторая: вы выдвинуты вперед, чтобы за этой поверхностью не были видны реальные движения, и, скажем, Андрей ГОРОДИЛОВ или кто-то другой в итоге должен стать будущим губернатором. Как вы относитесь к этим версиям?
БЕСШТАНЬКО. Когда меня назначили министром труда и социального развития, один мой знакомый сказал: «Хорошая фамилия для министра социального развития!» Я тогда уже понял, что вопросов по любым назначениям будет много. Меня это меньше всего интересует. Есть задачи, которые поставлены руководителем региона, есть интересная, сложная работа, новая ступень. На мой взгляд, в работе правительства Омской области есть много интересных тем, которые можно обсуждать. А не только то, каким должен быть преемник.
Вы знаете, я с глубоким уважением отношусь к профессии журналиста. И чуть сам им не стал, потому что поступил в свое время одновременно на филфак и на юрфак. Так получилось, что пошел учиться на третий этаж, а не на второй (имеется в виду расположение факультетов в корпусе ОмГУ – прим. «КВ»). Тема преемника, безусловно, может быть медийной. Она интересна с той точки зрения, чтобы журнал или газеты взяли в руки и начали читать.
ГОРНОВ. Ну а если родина скажет: надо, Андрей Владимирович, стать губернатором! Как вы ответите?
БЕСШТАНЬКО. Давайте дождемся вопроса. Потом мы с вами встретимся, и я вам отвечу.
ГОРНОВ. Вдогонку вопрос о публичности. Занимая более высокую должность, вы становитесь все более публичным человеком. Эта публичность вам как-то мешает, раздражает или, наоборот, помогает?
БЕСШТАНЬКО. Публичность — это неизбежность. Закрытая непубличная власть – это не власть. Это администрация учреждения по исполнению наказаний.
МИРОНОВА. К вопросу об открытости власти. Наверняка вы не будете отрицать, что все решения, которые принимаются на заседаниях правительства, напрямую касаются населения города и области. Там не рассматриваются частные вопросы членов правительства и не раскрываются коммерческие тайны. Почему для СМИ вы открываете только один, максимум два вопроса из повестки дня? В чем тайна?
БЕСШТАНЬКО. Медийную составляющую, работу со СМИ в правительстве ведет соответствующая служба. Она устанавливает свои правила. И я в эту кухню не вхожу. Почему это происходит? Журналистов интересует что-то яркое, интересное. А когда министр выходит к трибуне и начинает зачитывать доклад, то даже тот, кто сидит в зале, не всегда может вникнуть в суть. А изложить вопрос так, чтобы было понятно для журналистов, для того, чтобы они могли донести это до конкретного человека, сложно. Не все сразу. Пока открыто два вопроса. Потом откроем три. И так шаг по шагу.
ГОРНОВ. Напомню, что когда служба, которая занимается медийным обслуживанием городской администрации, попыталась отрегулировать вопросы участия журналистов в совещаниях, мэр лично вмешался и поправил свою службу. И все стало открыто.
БЕСШТАНЬКО. У меня нет своей медийной службы. Есть журналисты, с которыми я общаюсь. Есть реакция на записи в блоге. Я думаю, что придет такое время, когда придется работать и с этим вопросом серьезно. Пока это все в рамках регламента и протокола, который незабвенен и вечен для чиновника. Но изменения в этом направлении будут обязательно.