Самолетом, поездом, автомобилем.
Встретить 2011 год мы с супругой планировали в компании своих старых друзей в Каннах. Поездку мы, как обычно, тщательно готовили. Вылететь из Омска намечали утром 27 декабря, чтобы днем пересесть в Домодедово на самолет «Люфтганзы», долететь до Лиона с пересадкой во Франкфурте, взять в Лионе машину напрокат и на этом автомобиле уже поехать через Гренобль в Канны. Отпраздновав Новый год, мы планировали 3 января выехать в Марсель, попутешествовать по зимнему Провансу, а 12 января улететь из Лиона домой, в Омск, с пересадкой, естественно, во Франкфурте и Москве. В итоге не все получилось так, как хотелось. Но о поездке я не жалею. Увидели мы много, есть что вспомнить, но впервые в практике наших новогодних путешествий максимальное количество впечатлений оставила сама дорога.
Авиапробки
Когда мы утром 27 декабря приехали в Омский аэропорт, мы уже знали, собственно, что в Домодедово возникли проблемы. Но мы исходили из логики, что проблемы не могут длиться долго. И действительно, наш самолет авиакомпании «Трансаэро» хоть и вылетел из Омска с задержкой, но эта задержка не превысила трех часов, что нас вовсе не напугало, поскольку ожидание на мягких диванах бизнес-зала не особенно утомляет, а самолет во Франкфурт должен был улетать только днем. То есть время в запасе было. И в Омском аэропорту, надо отметить, обстановка была спокойной, хотя задерживались все рейсы на Москву, а некоторые самолеты вообще улетели только вечером.
Первый тревожный сигнал зазвучал на взлетно-посадочной полосе аэропорта Домодедово, где наш самолет самым банальным образом застрял после приземления в пробке, и чтобы только подрулить к аэровокзалу, командиру корабля понадобился целый час. Еще полчаса мы ждали трап. Но эти ожидания, как оказалось, были лишь легкой разминкой. К утру 27 декабря Домодедово уже был набит людьми как бочка селедками, а электроэнергия подавалась в аэровокзальный комплекс в аварийном режиме. То есть в туалетах люди находили кромешную темноту, в ресторанах и кафе могли купить только напитки, транспортеры работали частично, регистрация происходила практически в ручном режиме, а мы, обычно путешествующие налегке, в этот раз, как назло, захватили с собой два огромных чемодана общим весом 47 килограммов.
Но наш самолет по расписанию должен был улетать не скоро, и мы, надеясь на лучшее, смело вклинились в толпу у стоек регистрации на рейсы «Люфтганзы». Встали в очередь. Очередь движется медленно. Проходит час. Потом второй. Через четыре часа мы уже начинаем понимать, что зарегистрироваться, сдать свой багаж и пройти пограничный и таможенный контроль просто не успеваем. Вперед нас пропускать никто не желает, поскольку многие из стоящих в очереди должны быть в это время уже в небе, но они еще не могут пройти регистрацию. Ко всему прочему вдруг закрывается стойка регистрации, к которой мы стояли. Мы сильно огорчаемся, но еще не теряем надежды, поэтому встаем в другую очередь. Представитель «Люфтганзы» делает вид, что ничего вокруг не замечает. И только по громкой связи кто-то регулярно передает успокаивающие сообщения для пассажиров: мол, волноваться не нужно, администрация аэропорта делает все возможное, чтобы отправить всех...
Сами мы не местные
Увы, наша попытка получить посадочные талоны на рейс во Франкфурт заканчивается полным фиаско. Но при этом наш самолет, если судить по информации на электронном табло, все еще не улетел. Девушка-регистратор подтверждает, что наш самолет действительно не улетел. И добавляет, что уже не улетит. Во всяком случае 27 декабря. А тем счастливчикам, которые успели зарегистрироваться и сдать багаж на этот рейс, придется теперь разыскивать свой багаж долго и упорно. Мы рады, что избежали хотя бы одной неприятности, и перемещаемся по совету девушки-регистратора в сторону билетных касс «Люфтганзы». Таких как мы не улетевших перед двумя окошками скапливается порядка тысячи, и я начинаю понимать, что в такой очереди можно простоять до утра. Впрочем все заканчивается гораздо раньше – около одиннадцати часов вечера. Кассы благополучно закрываются, кассиров куда-то уводят под охраной службы безопасности аэропорта. Колл-центр «Люфтганзы» во Франкфурте не отвечает, а представитель авиакомпании в Домодедово только разводит руками и всем желает спокойной ночи…
Электроэнергии в аэровокзале по-прежнему нет. Туалеты не работают. В ресторанах горят свечи. В камерах хранения, куда мы с удовольствием сдали бы на хранение два своих огромных чемодана, мест категорически нет. Даже по «спецтарифу». В аэроотеле Домодедово места имеются, но там нет света. «Люфтганза» даже не пытается как-то разместить на ночлег своих безутешных пассажиров, и мы с супругой решаем взять инициативу в свои руки. О ночевке договариваемся с местным «бомбилой», который запросил за комнату в отеле и трансфер туда и обратно 9 тысяч рублей. В итоге мы оказываемся в довольно уютной гостинице в каком-то коттеджном поселке в 10 километрах от аэропорта Домодедово, где были и свет, и горячая вода, в отличие от окружающих нас деревень (в отеле работал дизель-генератор), и был даже ужин.
Чуден Мюнхен при тихой погоде
Утром 28 декабря колл-центр «Люфтганзы» все еще не отвечает. Информации по-прежнему нет никакой. Пришлось звонить в прокатную контору в Лионе и отменять заказ на машину. Представители швейцарской авиакомпании, чьи стойки располагаются рядом с «Люфтганзой», все на своих рабочих местах, но мест на их самолетах нет. Даже в бизнес-класс. Аналогичная ситуация у австрийских авиалиний. В общем, надежда только на «Люфтганзу». Пока жена сидит на чемоданах, я пытаюсь преодолеть очередь в билетную кассу «Люфтганзы». Наконец-то узнаю, что авиакомпания от своих обязательств по нашей транспортировке в Европу не отказывается, обещает, что мы обязательно улетим, но только не в Лион. Отправить нас в Лион до 31 декабря «Люфтганза» не может. Мало того, на 28 декабря билетов нет вообще никуда. Есть на 29 декабря, но только до Мюнхена. В этом городе я бывал много раз, я его очень люблю, а поскольку выбора, собственно, никакого нет, то я соглашаюсь на билеты до Мюнхена. Прощайте, Лион и Канны.
Утром 29 декабря в аэропорту Домодедово электроэнергия уже появилась. Мы благополучно проходим досмотр, пограничный контроль, оказываемся в «чистой» зоне и с удивлением замечаем, что многие пассажиры провели там уже пару дней. Как они там жили – совершенно непонятно, если даже чашка кофе капуччино стоит в «чистой» зоне 340 рублей. Но наш рейс до Мюнхена, к счастью, состоялся, мы улетаем, заселяемся в хороший отель в районе Карплац, заходим в мой любимый ресторан «Августин» на Мариенплац, где после нескольких дней полуголодного существования баварское темное пиво и рулька кажутся нам уже пищей богов.
В районе Карплац, кстати, находится и Центральный железнодорожный вокзал Мюнхена. На всякий случай я зашел и туда. Поинтересовался: сможем ли мы с супругой хотя бы железной дорогой добраться в Канны. Оказалось, что не сможем. Сложности с авиационным сообщением вынудили европейцев пересесть на поезда, и в лучшем случае, как сообщил нам невозмутимый кассир в бабочке, мы попадем во Францию только после 1 января. Я окончательно понимаю, что встречать Новый год нам с супругой придется в Мюнхене (что тоже неплохой вариант), расслабляюсь и покупаю билеты до Марселя на 3 января по сложному маршруту с двумя пересадками. Сначала нам нужно будет попасть в Страсбург на французском скоростном поезде TGV, который следует из Мюнхена в Париж, потом переехать из Страсбурга в Лион местным поездом, на который билеты в Мюнхене не продаются, а уже в Лионе опять пересесть на TGV и доехать до Марселя.
Лично мне поезда TGV нравятся, они комфортабельны и способны двигаться со скоростью до 320 км/ч. Сеть TGV довольно широкая, она охватывает сегодня не только крупные города Франции, но захватывает и соседние страны. Бельгия, Италия и Швейцария построили свои линии TGV и подключили их к французской сети. В Германии и Нидерландах работает своя, но совместимая с TGV железнодорожная сеть – Thalys, а в Великобритании — Eurostar. У TVG есть только один недостаток — очень дорогие билеты. И если даже при таком ценнике ситуация с билетами стала напряженной, то в Европе действительно случился транспортный коллапс.
Признаться, я рассматривал и вариант аренды автомобиля, чтобы добраться из Мюнхена в Марсель. Но, проверив маршрут по своему GPS-навигатору, от этого варианта отказался категорически. С учетом перемещения по горам, перевалам, многочисленных остановок на заправку, а также на отдых, утомительная дорога могла занять целые сутки. А мы все же приехали в Европу отдыхать.
Последняя электричка на Марсель
Время в пути от Мюнхена до Страсбурга на скоростном поезде — три часа. Мы провели это время с полным комфортом. По соседству с нами оказался даже бар. Во французском Страсбурге мы с супругой уже бывали, я знал, что местные жители свободно говорят по-немецки, поэтому особых проблем с покупкой билетов на поезд до Лиона не ожидал. Проблем, собственно, и не возникло, несмотря на длинные очереди в билетные кассы. Правда, поезд был уже другого класса, межрегионального, забит он был пассажирами под завязку, к тому же опоздал в Лион на час пятнадцать. И когда мы выскочили на перрон Лионского вокзала, до отхода скоростного поезда TGV, следующего по маршруту Париж-Ницца, оставалось ровно пять минут.
А вокзал в Лионе – более двадцати перронов. Навигация оставляет желать лучшего, все надписи на французском, которого я не знаю совершенно, по вокзалу во все стороны перемещаются толпы, поскольку опаздывают почти все местные поезда, и в какую сторону бежать — совершенно непонятно. А спрашивать о чем-то французов на английском и немецком языках, как я уже понял, — бесполезный труд. Но мне все же удается найти служащего, с которым мы кое-как объясняемся, он показывает нужное нам направление. и мы с супругой короткими перебежками, нагруженные двумя чемоданами общей массой 47 килограммов, бросаемся на поиски экспресса на Марсель. Самое удивительное, что нам удается его найти. И мы даже успеваем сесть в вагон.
Первым делом сгоняем с наших мест двух французов, которые, надо отдать им должное, встают безропотно, а потом всю дорогу едут стоя. Вообще-то мне и раньше приходилось видеть, как в скоростных поездах люди ездят стоя или сидя на корточках в проходе, но это было в Китае. И даже представить себе не мог, что когда-нибудь увижу эту картину во Франции. А тем более увижу забитые пассажирами багажные полки пафосного скоростного поезда TVG «Париж — Ницца», билет на который дороже, чем на самолет.
Продолжение следует
Владимир ВОЛКОВ